ДЖЕМБО И МАРИМБО БАЙЛАК МОНГУШ
Не буду томить вас загадками и поспешу признаться в том, что школа эта называется РОМХШИ (Республиканская общеобразовательная музыкально-художественная школа-интернат), директор – любитель бить в барабан – одновременно педагог по классу ударных инструментов. И сам барабан не простой, а самый настоящий джембо – уникальный африканский музыкальный инструмент, по предложению африканского музыканта обменянный на наш шаманский бубен-дунгур.
* А в том, что директор школы Валерий Ондар с упоением бил в джембо, виновата Байлак Монгуш, сольный концерт которой состоялся 14 января в концертном зале школы, более известной под аббревиатурой РШИ.
Небольшой, продолжительностью менее часа, концерт ударных инструментов собрал произведения композиторов со всего света.
Иоганн Бах звучал, открыв для слушателей таинство звучания виброфона – единственного во всей Туве инструмента. Кейко Абэ, всемирно известная виртуозная исполнительница на маримбо из Японии, даже и не подозревала, что ее пьеса «Призма» уже успела погостить в маленьком сердце Азии.
В зале собрался знающий и понимающий толк в музыке народ. Это были сами учащиеся школы искусств, педагоги, родственники. Но были и те, которые, как и я только на этом концерте впервые для себя открыли удивительное звучание музыкальных инструментов маримбо, джембо, в самих экзотических названиях которых заключен ритм страсти.
Но не только страсть царила на концерте. Были моменты, когда не хотелось прерывать волшебного очарования музыки, казалось, ноты льются прямо в душу. Закрывая глаза, словно видишь их сотканную из света и звуков ткань. И когда умирал последний звук «Адажио из сонаты a-moll для скрипки и фортепиано» Иоганна Баха, все затаили дыхание, пока он не растворился в пространстве, и только после этого первые аплодисменты заслуженно достались исполнительнице Байлак Монгуш.
* Байлак еще не ходила в школу, когда бабушка Зоя Сюрюновна Ооржак заподозрила в ней талант.
Да и мудрено было бы не увидеть этого: дедушка девочки – Эрес Кучанмаевич – старейший педагог по классу баяна, а родители – известные в Барун-Хемчике работники культуры. Вот и повезла бабушка внучку в столицу, справедливо полагая, что талант нужно развивать с детства, пока не поздно. Так маленькая Байлак оказалась в школе для юных талантов.
Когда у юного музыканта возникли временные трудности с жильем, Зоя Сюрюновна решительно переехала в город Кызыл, устроилась в библиотеку школы искусств и посвятила свою жизнь внучке. Она-то хорошо знала, что искусство требует жертв. И оказалась права.
Сегодня Зоя Сюрюновна несказанно рада тому, что Байлак с четырнадцатилетнего возраста участвует во многих международных конкурсах исполнителей на ударных инструментах и без диплома лауреата не приезжает. И внучка, отвечая на мой провокационный вопрос, кому она обязана своими музыкальными достижениями, в первую очередь называет бабушку, а потом педагогов и родителей. Но про свое усердие и трудолюбие предпочитает не говорить.
Даже самый великий дар, если его не развивать и самому не трудиться над ним день и ночь, месяцы, годы и всю жизнь, может захиреть и пропасть, как редкий цветок, который не поливают и не пестуют.
* Байлак фанатично трудолюбива и предана музыке, считает ее педагог, директор школы Валерий Ондар.
Не первый год она как лауреат Международных конкурсов получает стипендию «Юные дарования» Федерального агентства по культуре и кинематографии России. Три года назад после окончания школы искусств Байлак поступила в музыкальный колледж при Красноярской государственной академии музыки и театра. Программу четырехлетнего обучения она освоила за три года и в этом году заканчивает колледж.
На этом талантливая девушка, которой всего восемнадцать лет, не собирается останавливаться. У нее мечта – Московская консерватория имени Чайковского. Но до лета далеко, а до большого международного конкурса в городе Тольятти – близко. И свой сольный концерт в родной школе Байлак задумала как генеральную репетицию перед престижным конкурсом, где будет представлять город Красноярск.
И репетиция удалась. Искрометная музыка «Джитано» американского композитора Эллиса Гомеса, внешне страстно, темпераментно, а во втором прочтении нежно и ранимо отлетает от клавиш маримбо. Байлак словно весело и озорно колдует над музыкальным инструментом, извлекая из него неожиданные звуки, выстраивающиеся в самый странный ассоциативный ряд.
Будто огромные полые шары отскакивают то от гулкой, то от звонкой поверхности и, пытаясь догнать друг друга, теряют силу звука в погоне. Но вот уже рождаются новые звуки, несутся им вслед и опережают. Руки музыканта то бабочками порхают над инструментом, то превращаются в танец гибких и сильных цветочных стеблей.
* Завершил концерт дуэт учителя и ученицы: джембо с маримбо.
И он был так слажен и славно прожит в незнакомых этнических, но все равно близких ритмах, что весь зал отбивал такт и наградил исполнителей восторженными аплодисментами.
Я шла с концерта, став духовно и эмоционально богаче, чем час назад, когда переступала порог школы по призыву скромного объявления, с которого смотрела милая девушка, а надпись гласила: «В программе произведения известных зарубежных композиторов для ударных инструментов. Вход свободный». Теперь я знаю и люблю этих композиторов, благодаря девушке с застенчивой улыбкой по имени Байлак.
Саяна ОНДУР