Для души

Бард-шофер Александр Сапелкин: «Да, я жил совсем не так. Я счастливо жил». Фото Надежды Антуфьевой

Все-таки не умерла еще наша душа. Несмотря на выборы. Несмотря на все возрастающую коммер-циализацию общества. И открывается эта душа не на высоких трибунах и громогласных сборищах, а в тихих, самых неожиданных местах. Двойная встреча с душой случилось для меня на минувшей неделе: в селе Сесерлиг Пий-Хемского района, где 27 октября состоялось открытие музея Натальи Ажикмаа-Рушевой, и в Кызыле – на творческом вечере водителя-дальнобойщика Александра Сапелкина – 29 октября.

Сесерлиг, ранее называвшийся Германовкой, по фамилии основателя села, стоит в стороне от главной трассы. Только зимой, по выходным, на дороге – оживленное движение: кызыльчане едут мимо на «Ловушку», станцию «Тайга» – кататься на лыжах.

Казалось бы, что интересного может быть здесь, какая культура и духовность может жить в этом месте – в уныло смотрящей на дорогу череде домиков, самый высокий из которых, и единст-венный, – двухэтажный. Это главное здание села – средняя школа, 156 учеников, 30 учителей.

Именно здесь, в школе, открылся музей, аналога которому нет нигде в мире: музей МАТЕРИ – Натальи Ажикмаа-Рушевой, первой солистки профессионального танцевального искусства Тувы, участницы трудового фронта в годы Великой Отечественной, мамы всемирно известной юной ху-дожницы, так рано ушедшей из жизни – Нади Рушевой. В школьном музее Натальи Ажикмаа-Рушевой. Перед открытием. Село Сесерлиг Пий-Хемского района. 27 октября 2006 года. Фото Надежды Антуфьевой

Этот музей, расположившийся на втором этаже в кабинете, где прежде была учительская, – по-дарок школы землякам и лично Наталье Дойдаловне, восьмидесятилетний юбилей которой будет отмечаться 20 ноября в Москве, где она живет с 1952 года.

«Музей – давняя мечта педагогов и учеников школы, – рассказывает директор Саяна Ачын-оол. – Наталья Дойдаловна – наша история, наша землячка: родилась неподалеку – в местечке Баян-Кол Уш-Кожээ. Прежде наша пионерская дружина носила имя Нади Рушевой, дети переписыва-лись с мамой Нади, но пионерии не стало, и связь оборвалась. Но ведь именно школа – главный центр культуры в селе, мы просто обязаны воспитывать не только детей, но и всех сельчан. Воспитывать культурой, духовностью, историей».

И эту важную воспитательную, просветительскую функцию школа выполняет; день открытия музея стал важным событием в жизни села: все собрались в клубе, где ученики рассказали о семье Рушевых, где был дан праздничный концерт – на него специально приехали всемирно известные воспитанники хореографической школы Вячеслава Донгака. Но и местные таланты очень старались – чудесно пели сесерлигские ребятишки.

С большой любовью оформлены витрины, стенды школьного музея, создание которого стало воз-можным благодаря энтузиазму педагогов, помощи сельчан и многочисленных родственников Натальи Дойдаловны. Фотографии, копии рисунков юной художницы, афиши выставок и – личные вещи матери и дочери, переданные Натальей Ажикмаа-Рушевой в дар музею. Экспонаты музея, переданные в дар Натальей Ажикмаа-Рушевой: фотоаппаратдочери «Зенит», часики «Чайка». Фото Надежды Антуфьевой

В этих вещах – дух того, еще узнаваемого нами времени: театральная сумочка Натальи Дойда-ловны, любимая брошка «Русалка», ее первые часики «Звезда» – подарок тети.

Особенно трогательные экспонаты собраны в одной из витрин. Они многое говорят сердцу любой матери. Первые рисунки дочери, сына, школьная тетрадка, дневник – эти семейные реликвии бережно хранятся многими матерями. Нам ли не понять, как непросто с ними расстаться.

Тетрадки Нади, обернутые, как было принято у аккуратных школьников того времени, в листочки в клеточку, до сих пор как новые. «Хронологическая тетрадь по истории ученицы 7 «Б» класса Рушевой Нади». Этой тетрадке – 40 лет.

Рядом – значки из Надиной коллекции, фотоаппарат «Зенит». И совсем новенькие наручные часики «Чайка», которые девочке не довелось носить: мама с папой купили их ей к 8 марта, Международному женскому дню, а ее не стало 6 марта 1969 года, в семнадцать лет.

Наталья Ажикмаа-Рушева поделилась с сельчанами Сесерлига, всеми нами самым дорогим – частичкой своей памяти, своей души.

И другое открытие, спустя два дня – души Александра Сапелкина, которую он с подкупающей искренностью раскрыл перед собравшимися на своем юбилейном концерте – в Тувинской филармонии.

Такого необычного юбилейного вечера, буквально зашкаливающего за градус открытости, искренности и любви к зрителям, мне еще не доводилось видеть. Необычно его название – «Ну вот и все, отшоферил», оформление сцены: дорожные знаки – с юбилейной цифрой 50, гитарой, очертания дороги – через Саянские горы.

Необычен и главный герой вечера, стоящий на сцене с гитарой: водитель-дальнобойщик, у которого две любви: большегрузные машины – на них он исколесил всю страну, и песни, которые он пишет и поет сам. Две любви – вот уже 30 лет, начиная с семьдесят шестого года: «Я тогда на «УРАЛ» сразу попал, и до сих пор в него влюблен».

Он сам ведет свой вечер, ведет совершенно непрофессионально: «Ё-моё, ребята, не сбивайте меня, я и сам собьюсь», – реагирует на реплики из зала чересчур горячих своих поклонников-водителей. Растеряно вспоминает: «А что я еще хотел, о, елки-палки. Я ведь все должен успеть сказать».

Но в этом непрофессионализме – столько добра и сердца, что контакт с залом устанавливается с первой минуты и не ослабевает до конца трехчасового концерта. Александр выкладывается весь, как на трассе. В антракте он снимает рубашку – она мокра от пота.

Вместе с Александром мы совершили путешествие через Саяны – от одной шоферской «заежке» к другой, от песни к песне, которые – как вехи в жизни.

Его песни и стихи – о шоферских дорогах, о погибших на трассе: «И горели костры на дорогах Сибири, /И усталость и злость сжигались в ог-не». О любви и верности: «Женщина, не покидай этот вечер, / Не уходи, не дари ему грусть». О друзьях: «Навсегда ушел мой последний друг…» – это о Юрии Вотякове, ушедшем из жизни в прошлом году, тоже барде, поэте, и тоже – из рабочей среды.

О том, что дает силы жить: «Три сестры зову в дорогу – / Веру и Надежду, и Любовь. / Надо мне совсем немного, / И с бедою справлюсь я любой». Рядом с лирикой – ирония и юмор. «О плохом тоже надо говорить, – поясняет Александр, – да еще и с юмором, не так страшно будет». И снова берет в руки гитару: «Ни врагов, ни коммунистов,/ горстка властных эгоистов правит всем». Поясняет с улыбкой: «Тем более, у нас прошли выборы». И о Кызыле – о его зимней саже: «Мой Кызыл – секретный город, / Маскируется в дыму».

И тут же – другая песня о родине, Туве: «Есть на земле уютное гнездышко, / создал Господь в лучшем из мест. / Греются горы, как дети, на солнышке…»

Песни – контрастны. Он и сам – весь на контрастах, этот бородатый бард-шофер с детскими гла-зами, специально приурочивший свой первый за всю жизнь сольный концерт к Дню автомобили-ста и при этом страшно волновавшийся: получится ли?

Получилось. Его заваливают цветами. Он чуть не плачет:

«Ой, ребята, сердце может не выдержать – столько цветов. От счастья плакать хочется». И сгребает букеты в охапку, и несет эту охапку сидящей в зале жене Вере, и публично просит у нее прощения за все, что натворил. И бежит за второй охапкой – и в них уже утопает его мама, для которой он читает посвященные ей стихи.

«Я не верил, что так много народу придет, я видимо, в себя не верил. Теперь буду верить». И снова берет гитару:

«Да, я жил совсем не так. Я счастливо жил. И от жизни не устал. Я ее ЛЮБИЛ».

Да, хорошая получилась у меня прошедшая неделя. Правильно спланировала время: проигнориро-вала сессии и пресс-конференции, а побывала там, где делятся с другими главным – богатствами своей души. Удалось стать богаче.

А вы? Где побывали, с кем общались? Вам – удалось?

Фото автора

Надежда АНТУФЬЕВА
  • 4 599