ПРОЕКТ БУДУЩЕГО ТУВЫ
Учебный год в Туве завершился конкурсами, проводимыми в рамках национального проекта «Образование», – на соискание премий Председателя Правительства Республики Тыва талантливой молодежи и школьникам, отличившимся в изучении основ наук, а также детям дошкольного и младшего школьного возраста.
26 мая в здании Государственного лицея Республики Тыва были объявлены результаты. Победители – авторы проектов и их наставники – получили дипломы Министерства образования, науки и молодежной политики РТ.
Их ждет и денежное вознаграждение от Председателя Правительства РТ Шолбана Кара-оола: от трех до ста тысяч рублей.
Проектная деятельность – новое не только для школьников Тувы, особенно сельских, но и для педагогов.
Радует, что активность их в этом конкурсе была высока: испытание на муниципальном уровне прошли 206 человек, 110 из которых подали заявки на участие в конкурсе «Компьютерный гений». Из 206 человек отборочный тур для выхода на республиканский уровень прошли 143 участника.
Особенно тщательно готовили детей к конкурсу учителя из Ак-Довурака, Чеди-Холя, воспитатели города Кызыла. Показательно, что среди руководителей конкурсантов немало учителей-мужчин.
Очень тронуло отношение к работе и своей ученице учителя математики Ак-Тальской школы Чеди-Хольского кожууна Артема Донгака. Его ученица Долаана Биче-оол представила работу под названием «Определение изменения числа зайцев в лесу при помощи создания математической модели экосистемы».
Оказывается, число зайцев в одном маленьком лесу серьезно влияет на общее состояние леса, и если не поддерживать эту численность, то будут серьезные неблагоприятные изменения. Ученица смогла доказать свою гипотезу и по праву получила награду в номинации «Методы математического моделирования».
Самое большое количество участников подготовил учитель информатики школы №14 Кызыла Андрей Ковито – их у него было 33 человека!
И все, смеется Андрей Иванович, сорванцы. Он знает о своих воспитанниках все: кто что любит, у кого какой характер, у кого нет отца, кто на воспитании у брата или сестры. И родители хорошо знают Андрея Ивановича и могут спокойно доверить ему детей. Сейчас он со своими сорванцами уехал в детский лагерь «Орленок».
Очень переживал за конкурс и многим помог Михаил Красильников (ГЛРТ), армией компьютерщиков умело руководил Игорь Ершов.
А на церемонию торжественного подведения итогов пришли самые главные мужчины нашей республики: председатель правительства Шолбан Кара-оол, его заместители Иван Чучев и Анатолий Дамба-Хуурак.
Ребятам, их учителям и родителям очень важно было услышать от главы республики: мы поддерживаем одаренных детей, потому что строим наше завтра!
Интересные работы были представлены на конкурс «Лингва» (русский язык).
Одна из ярких – работа «Топонимы с эмоционально-оценочной характеристикой объекта» Аржааны Солагай (11 класс, ТРЛИ). Ее работа – не сухой научный труд, она пронизана большой любовью к родному краю.
Много песен посвящено реке Манчурек. Это левый приток реки Ак-Суг (Белая река) в Сут-Хольском кожууне. А знаете ли вы, почему так называется эта река?
Аржаана в своей работе отвечает на этот вопрос: там есть гора, похожая на сердце манула – дикого степного кота.Чурек (в переводе с тувинского – сердце). Есть еще одна трактовка: маны – это твердый камень, а наш главный хранитель истории профессор Кенин-Лопсан говорит: кто родился на Манчуреке, у того характер твердый, как камень.
А вот местечко около реки в маленьком селе Эйлиг-Хем Улуг-Хемского кожууна люди прозвали Баък-Хонаш – несчастное, дурное стойбище, приносящее неудачу. По рассказам старожилов, когда-то в этом месте у одного старика медведь задрал любимого коня, и теперь в эти места не советуют перекочевывать.
А знаете, что говорят компьютерщики себе перед сном? Нет, не «спокойной ночи», а system halted – «система остановлена» – то, что, отключаясь, «говорит» и компьютер.
Это мы узнали из работы «Компьютерный жаргон» Сылдыс Монгуш (8 класс, школа №1 Кызыла). Сылдыс составила словарь жаргонизмов, которые употребляет компьютерно продвинутая молодежь, но пока, как она говорит, он еще неполный.
Целый сборник рассказов в стиле Чехова как приложение к своей научно-исследовательской работе представила Виктория Иргит (10 класс школы №1 Ак-Довурака). Может быть, это будущий писатель, который прославится на весь мир?
Самый маленький обладатель премии Председателя Правительства Республики Тыва шестилетний Тугер Сат, воспитанник дошкольного учреждения № 6 Кызыла, представил модель машины будущего.
Для сельского жителя вещь незаменимая: и урожай соберет, и по бездорожью проедет.
Когда председатель комиссии Петр Морозов спросил юного изобретателя, без чего машина не может поехать, Тугер уверенно перечислил все детали, прокомментировав, для чего нужна каждая. Не назвал только бензин, потому что создал модель машины, которая без бензина может до заправки дотянуть – на педалях.
А первоклассница из села Межегей Аделина Тулуш задалась вопросом: «Как вырастить качественную корову?», провела сравнительный анализ коров своего и соседского подворья.
«Умение определять деловые и хозяйственные качества домашних животных с малых лет у наших предков-кочевников считалось ценным личностным качеством хорошего животновода», – серьезно заявила Аделина.
В свои восемь лет Аделина доить корову уже умеет. Ее пеструшка Дарья, самая старшая по возрасту в стаде, крупная, толстая, дает в сутки девять литров молока, жирного и густого, и почти каждый год приносит крепких и упитанных бычков. А вот рыжая корова Юля, костлявая, трусливая, не такая крупная, как Дарья, дает 12 литров, но приносит ежегодно таких же, как и сама, костлявых бычков.
Девочка озадачена тем, что ее другая корова Снежинка, самая молодая, но крепкая и крупная, считается переростком, потому что она ни разу не отелилась. «Если она не дает молока и приплода, ее можно считать малопродуктивной», – огорчается исследовательница.
Юный животновод советует выбирать коров по продуктивности родителей, содержать животных в хороших условиях, кормить качественными кормами.
Отличились и знатоки точных наук. Одной из интересных и грамотно защищенных признана работа ученицы 9 класса школы № 1 Кызыла Сайзаны Кужугет «Составление календарей юбилейных дат химических элементов».
А ученику ГЛРТ Далай-оолу Куулару, представившему тестер для микросхем, управляемый IBM компьютером, эксперты только успевали задавать вопросы: ответы юного физика были четкие, лаконичные, полные, все были просто восхищены.
Экспертная комиссия выбрала 40 самых интересных, основательно выполненных, хорошо защищенных работ. Из сорока победителей двое, набрав наивысший рейтинговый балл, стали обладателями Гран-при.
Гран-при конкурса самых маленьких участников – «Юниор» – десять тысяч рублей присудили Алдын-Ай Монгуш, ученице 4 класса Государственного лицея Республики Тыва, представившей сборник рассказов, стихов и скороговорок собственного сочинения «Капельки моего творчества», богато иллюстрированный ее же рисунками. Все они посвящены любимому коту Алдын-Ай – Тишке.
Среди тех, кто претендовал на Гран-при в сто тысяч рублей, члены экспертных советов выделили только одного – участника конкурса «Физик» Сергея Ондара, ученика 10 класса ГЛРТ.
Его работа «Оперативная память для счетчика Гейгера» с помощью компьютера» заключается в создании установки для регистрации уровня радиации как фонового, так и вблизи источников радиации. Устройство автономно, то есть может быть использовано в полевых условиях. Измерение уровня радиации автоматизировано и не ограничивается скоростью поступления частиц в счетчик Гейгера и их объемом.
Проект Сергея имеет практическую значимость, доступность в воспроизведении в любой школе республики, оригинален и, самое главное, дешевле в несколько тысяч: дозиметры заводского изготовления стоят десятки тысяч, а созданное Сергеем устройство – 100 рублей.
Конкурс именно по проектным работам – новое дело для республики, так же, как когда-то научно-практические конференции. Он показал: думающих, мыслящих ребят в Туве немало, но нужно еще много поработать, чтобы такие состязания интеллектуалов стали для наших школьников делом обычным.
Несмотря на то, что министерством были проведены обучающие семинары и консультационные встречи с руководителями школьников, не все работы соответствовали требованиям и критериям проектных и научно-исследовательских работ.
Большое количество орфографических, стилистических ошибок, неверная терминология, отсутствие логики – это типичные недостатки. Многие работы были небрежно оформлены, создавали впечатление, что выполнены наспех, «лишь бы сдать».
К сожалению, до сих пор не только дети, но и их научные руководители – педагоги, не хотят понимать элементарного: существует культура подачи документов, включающая и их внешнее оформление.
Многие работы носили реферативный характер, без зерна собственного исследования, встречались и полностью компилятивные – основанные на использовании чужих трудов, без ссылки на них.
Участие в подобных конкурсах – огромный труд. Труд школьника, педагога. И те, кто действительно вложил этот труд, заслуженно победили.
Жаль только, что ни один студент не представил своей работы, а ведь по условиям конкурсов в них могли попробовать свои силы участники в возрасте от 5 до 20 лет.
Конкурсы на соискание премий Председателя Правительства Республики Тыва еще раз показали, что поддержка способных детей на государственном уровне – большой стимул, и моральный, и материальный.
Проект республиканского масштаба удался. Несомненно, у нас есть юные гении, и не один. Это и Дмитрий Горев, и Михаил Красильников, который стал победителем сразу в нескольких номинациях, и все остальные призеры. Будущее нашей науки, нашей экономики – за ними!
Светлана МОНГУШ