СИЗИМСКАЯ МИЛЛИОНЕРША
За последние десять лет в России было закрыто более двух тысяч сельских школ. Сегодня государство всерьез озаботилось этой проблемой: ведь село умирает, если исчезает школа.
В прошлом году три тысячи российских школ получили по миллиону рублей в рамках национального проекта «Образование».
Для городской престижной школы эти деньги – тоже подспорье, но погоды не сделают. А для сельской школы миллион – это очень большая удача, на него можно приобрести давно необходимое для качественного образования оборудование.
Не секрет, что по оснащенности классов сельские школы сейчас отстают от городских учебных заведений. Поэтому гранты в рамках проекта жизненно необходимы именно сельским школам.
Из пятнадцати школ Тувы, прошедших в 2006 году сложную процедуру конкурсного отбора и получивших государственную поддержку для развития инновационных проектов – десять сельских. Среди них – Сизимская средняя школа Каа-Хемского кожууна.
Добраться до старообрядческого Сизима непросто: никакого регулярного сообщения, сорок девять километров от районного центра – села Сарыг-Сеп – только на собственной машине или попутке.
После дождей дорога раскисает, проедет не всякий автомобиль. Хотя местные жители смеются и говорят, что сейчас дорога сказочная, вот несколько лет назад после дождя иногда и на «уазике» было не проехать. «Сказочная» дорога отдается тряской во всем теле, даже представлять, какой она была раньше, не хочется.
В сизимской школе учатся жители сразу двух старообрядческих сел – Эржея и Сизима.
Она способна вместить двести учеников в одну смену, но учащихся только семьдесят. Школа просторная, светлая и чистая. В коридоре, он же «комната отдыха» – шахматные столы.
Проходим по школе с директором Верой Юрковой, такое впечатление, что она лично забивала каждый гвоздь, настолько подробно обо всем рассказывает.
Вот самодельные компьютерные столы и стенды. Вот стулья в учительской, которая одновременно и лаборантская по физике. Стулья выбросил клуб, а школьники их отремонтировали и заново обтянули.
На стене – зеркала из шкафов, которым сделали новые оправы. Вот стенд, его красили чайной заваркой, чтобы был приятный цвет. Несколько самодельных плафонов, раньше их было больше, но сейчас смогли приобрести новые.
Перечислять можно долго, в каждом классе есть вещи, сделанные или отремонтированные своими руками. Создается ощущение, что уже многие годы школа собирается по кусочку из всего, что подвернется под руку. Вещи, новоприобретенные по гранту, сразу бросаются в глаза, прежняя обстановка на их фоне смотрится, мягко говоря, устаревшей.
В кабинете истории – маленький музей, шаманские атрибуты, утварь, стенд с тканями, которые раньше сами ткали и красили в селе. С традициями в школе все в порядке: два года назад ввели обучение старославянскому языку плюс большой упор сделали на краеведение.
После экскурсии садимся и беседуем уже обстоятельнее. Рядом внучка Веры Михайловны Катя, явно скучает, но разговаривать не мешает, деликатно маячит из-за плеча бабушки.
– Вера Михайловна, кем хотели стать в детстве?
– О профессии учителя никогда не думала, мечтала работать продавцом. Мне казалось, что это очень почетная профессия. Поехала поступать с одноклассницами в медицинский, а по дороге передумали, поменяли мед на пед.
Закончила в Курске педагогический институт, физико-математический факультет, в семьдесят втором году приехала в Сизим по распределению.
– Хотелось ехать в Туву? Думали о том, что останетесь здесь?
– Ехать хотелось, о том, что останусь, не загадывала. В Туву по распределению было десять мест, и желающих было очень много, отправляли лучших.
О республике информации тогда почти не было, посмотрели по энциклопедии: кедровые орехи, олени, верблюды… Экзотическое место, поэтому сюда все и хотели. Казалось, что здесь какая-то сказка. Ехали за романтикой.
Приехали и не разочаровались, действительно, места здесь потрясающие. Помню, когда только приехала, около клуба столб высокий стоял, радио на нем висело, и каждое утро в шесть часов передавали позывные тувинского радиовещания. Очень это было интересно. А сейчас столба нет, да и радио тоже. Все провода в цветмет сдали…
Нам выделили квартиры, пусть и ветхие домики были, а в молодости на это внимания не обращаешь. Стала работать. Родственники писали, спрашивали: «Скоро ли закончится твоя романтика?» А она не закончилась, я вышла замуж и осталась тут.
– Заметили какие-то отличия в прежних и нынешних учениках?
– Раньше дети были более скованные, сдержанные. Это еще осталось, комиссий сейчас к нам очень много приезжает, все отмечают, что у наших детей очень высокая дисциплина. Семейное воспитание сказывается, до сих пор почти во всех старообрядческих семьях телевизоров нет. Хотя, конечно, старообрядцев осталось мало, меньше трети от жителей села, а остальные хоть и считаются старообрядцами, но уже ничем не отличаются от городских жителей.
– Собираете деньги с родителей, как во многих других школах?
– Сто рублей в год на покраску полов. А больше ни копейки. Мы сами зарабатываем: сдаем овощи со школьного огорода. На эти деньги живем: меняем плафоны, пополняем библиотечный фонд, возим детей в Кызыл.
Мы выезжать стали не так давно. Четыре года назад министр образования Петр Морозов выделил нам машину. До этого просто сиднем сидели. Как только дали нам «уазик», мы и детей стали вывозить в Кызыл, и школа стала в конкурсах участвовать.
– Много в вашей школе серебряных и золотых медалистов?
– Вообще нет. У нас учителя скупые на оценки, не хотят их натягивать. Во многих школах «делают медалистов», мы – нет. Даже если есть всего несколько четверок, учителя не хотят исправлять, если ребенок по предмету не тянет на «пять». Но если ребенок у нас на четверки учится, то и в вузе у него четверки.
– Куда, в основном, выпускники поступают?
– Многие поступают в Туве, но и в других городах наши дети учатся: в Красноярске, Омске, Барнауле, Томске. В прошлом году у нас была стопроцентная поступаемость в учебные заведения. В этом году мы итоги еще не подвели.
– Как пришла идея подать заявку на грант?
– Когда из министерства пришли умные бумаги, мы решили что это не для нас. Но глава администрации Каа-Хемского кожууна Андрей Салчак настаивал – вашу школу надо выставлять. И мы стали разбираться в бумагах, хотя конечно даже и не надеялись, что нам дадут этот миллион.
– Трудно было разобраться с бумагами?
– Очень! Просто огромный объем документации, бумагами завалили. Выходных у нас не было. И в субботу, и воскресенье все с бумагами работали до двенадцати, до двух ночи. Делали и тут же переделывали. Смету раз двадцать переписывали.
В больших школах, наверное, бухгалтера есть, которые сметой занимались, а я с учителем информатики ее составляла. До этого вообще сметы никогда в глаза не видели. Всему пришлось учиться.
– Обрадовались, когда победили?
– Нет. Расстроилась. Думала: поучаствуем, может быть, отметят нас, и то хорошо. А за миллион слишком много ответственности. И действительно, до сих пор – проверки за проверками. И бесконечное количество бумаг, только все оформляя и переоформляя, истратили больше сорока тысяч.
Без конца ездили в Кызыл в министерство, потому что опыта не было в таких вопросах, такая господдержка ведь в первый раз.
– И самый главный вопрос. На что потратили миллион?
– Мы сначала хотели трактор приобрести, гараж построить – это как раз бы миллион и был. Но нам не разрешили: нецелевое использование.
Поэтому приобрели понемногу оснащение для всех кабинетов. Закупили спортинвентарь: тренажеры, маты, лыжи, ботинки. Для компьютерного класса – мониторы, принтеры, процессоры, ноутбук, две электронные доски. Девочкам для домоводства кабинет хорошо оборудовали: машинки швейные, оверлок, соковыжималки, минипекарня.
Очень приятно было смотреть, когда привезли все: дети вокруг суетятся, каждый хоть болтик хочет подержать, принять участие в сборке. Смотришь в их глаза блестящие, и сразу приятно. Значит, все это было не зря.
Подписи к фото
1. Директор средней школы села Сизим Вера Юркова с внучкой Катей.
2. Сизимская школа.
Село Сизим – Кызыл
Фото автора