«МЫ – УРОДЫ!»
Поводом встретиться с ним стало необычное оформление «Доски объявлений» в театре: разноцветные шарики и плакат«Сегодня! Поздравляем с четырехлетием окончания С-ПбГАТиК! С праздником, норенковский батальон! Мы – уроды!!!».
С-ПбГАТиК – это Санкт-Петербургская государственная академия театра и кинематографии. Норенковский батальон – это курс профессораактерского отделения академии Владимира Владимировича Норенко.
Сайдаш – выпускник этого курса. В 2004 году онзавершил еще и обучение на филологическом факультете ТГУ.
Он молод и очень талантлив. Как и егооднокурсники-норенковцы, в 2003 году пополнившие тувинскую труппу муздрамтеатраи получившие признание не только в республике, но и за ее пределами.
Сюзанна Ооржак в 2006 году удостоена в Уфе диплома «Залучший режиссерский дебют» (спектакль «Сон в летнюю ночь» В.Шекспир), в 2007году стала дипломантом Национальной театральной премии и фестиваля «Золотаямаска» за постановку «Дом Бернарды Альбы» в Саха академическом театреим.П.Ойунского.
Эдуард Ондар и Шенне Шоюн в 2006 году признаны лучшимив номинации «Лучшая мужская и женская роль второго плана» на Международномфестивале «Туганлыг» (г.Уфа).
Но Сайдаш Монгуш был первым.Уже в 2005 году молодой артистполучил диплом в номинации «Лучшая мужская роль второго плана» на Международномфестивале тюркских театров «Науруз» (г. Казань) и бронзовый диплом «За лучшуюмужскую роль» на Международном театральном фестивале «Золотой Витязь» в Минске– за роль в спектакле «Король Лир».
Его послужной список – репертуарный лист – поканевелик: всего 12 ролей. Самые яркие среди них – главарь банды Аваангыр в«Жертвоприношении» Э. Мижита, Бору-хан в «Кто ты, Субедей?» А. Ооржака иХ.Ширин-оола, Деметрий в «Сон в летнюю ночь» В. Шекспира, Подсекальников в«Самоубийце» Н. Эрдмана, Лука Лукич Хлопов в премьерном спектакле «Ревизор»Н.Гоголя, Медведь в замечательном спектакле для детей «Смышленый мышонок»Э.Мижита.
Поистине талантливый человек талантлив во многом.Сайдаш обладает приятным голосом. Его сольный концерт на сцене театра собралполный зал.
В его архиве – Гран-при республиканского конкурсаисполнителей эстрадной песни «Хову-Аксы – 2003», диплом Лауреата конкурсасказителей в Казахстане, диплом «Лучший мужской голос» фестиваля «Устуу-Хурээ-2003», Гран-при Межрегионального конкурса этнической эстрады «От ыры» («Песняогня»), проходившего в 2006 году в Абакане.
А еще – диплом и денежная премия Международногоконкурса эстрадной песни «Услышь меня, Улан-Удэ – 2007».
СОХРАНИТЬ
СВЕЖЕСТЬ ЧУВСТВ
– Сайдаш, прежде чем начать наш разговор по теме.задам вопрос: как вы потратили весомую денежную премию мэра Улан-Удэ в 1000долларов?
– Купил себе ноутбук. Хорошая память.
– О профессии артиста мы, зрители, судим по внешнимпризнакам: популярность, аплодисменты. Но в основе вашей, как и любой другойпрофессии, лежит, прежде всего, труд. Каков он, труд актера?
– Труд актера прежде всего – это борьба с самим собой,с психологическим, физическим состоянием. В работе над любой ролью. Тяжело ли?Да, бывает тяжело. В основном, с психологической стороны: «насилуешь» себя сголовы. Тебе плохо, а по роли должен смеяться. Или, например, болит горло, адолжен петь. Но физиологию «подавлять» легче.
– Что вы считаете главным в жизни актера?
– Главное в жизни актера – не утратить свои идеалы.Когда начинаешь работать в театре, есть мечты, стремления, много сил. Вдальнейшем столкновение с проблемами, с реальностью приводит, зачастую, кразочарованию, мечты «разбиваются о рифы быта».
И уже через четыре года может погаснуть блесктворчества в глазах, можно успокоиться. Сохранить свежесть чувств, стремлений,не «погрязнуть» в житейской суете – вот что важно. Не утратить, сохранить себя.
– Преодолевать трудности помогают старшие наставники.Кто те люди, у кого вы учились?
– Для меня маяк – это мой педагог, мастер ВладимирВасильевич Норенко.
К счастью, успел посмотреть спектакли и что-то«ухватить» из секретов талантливейшего Заслуженного артиста России, Народногоартиста Тывы Хертека Олбезековича Шириин-оола.
– Особое место в вашем репертуаре занимает рольЭдгара в спектакле «Король Лир» по пьесе Вильяма Шекспира. Классика не прощаетнебрежности, промахов, которые как-то могут скраситься в бытовой современнойпьесе. Как вы работали над образом?
– Роль Эдгара на первый взгляд может показатьсяпростой – юродивый, сумасшедший. На самом деле это образ трагический: егопрогнал отец, обманул брат.
Роль сильная! Играть его и легко, и сложно. Вдраматургии самой роли автором много заложено – в этом гений Шекспира. Он говоритза артиста, помогает. Эдгар – образ яркий, характерный: грандиозные планы,жажда богатства – и … облом.
Передо мной стояла задача – найти ту неуловимую грань,которая не позволила бы показать героя глупым, неумным. Я старался.
ОТ ПРОДАВЦА
И ПАРИКМАХЕРА
ДО АКТёРА
– Как вы попали на профессиональную сцену?Наверное, играли в школьных спектаклях? Вы так естественны, органичны на сцене.
– В школьных спектаклях я не играл. А вот современныетанцы были.
Но сначала были восточные единоборства – ушу, гдеприсутствует пластика. Ну, а уже потом занялся танцами.
Я сам из Чадана. Моя мама Надежда Бегзиевна –профессиональная танцовщица, занималась в ансамбле «Чечек» (нынешние «Саяны»),отец был аккомпаниатором.
С трех лет меня воспитывал отчим Сергей Сюрюнович Ооржак, у которого родные братья – музыканты. Я всегда с восхищением смотрел наних. Но мама была против сценической карьеры. И если я просил купить новуюгитару, то получал отказ, но зато мне сразу покупали новый спортинвентарь.
– А сейчас мама довольна? Как семья воспринимает вашитворческие достижения?
– Сейчас? Единственное, что могу сказать: моя мамагордится мной. Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был способнее,талантливее его, стал лучшим в профессии. Чтобы в ней чувствовал себя хорошо.
– Вы ведь не сразу нашли себя, свою профессию?
– Да, не сразу. Были попытки поступить в БуддийскийДацан в Улан-Удэ, в Омское общевойсковое училище, био-физкультурный факультетТГУ.
Закончил ПТУ № 10 по специальности продавецавтомагазина и параллельно получил специальность парикмахера-универсала. Толькопотом поступил на филологический факультет тувинского университета.
Именно учеба на филфаке повлияла на дальнейший выбор,на судьбу. В ТГУ пел все время, стал профессионально заниматься вокалом. Настаршем курсе учился Монгуш Солун-оол, мы с ним и Эресом Камзаровым оказались водной комнате в общежитии. Вот и создали трио, стали выступать сначала нафакультете, потом – в программах университета. Тогда же впервые дали сольныйконцерт.
Вокал плюс чтение русской и зарубежной литературы,увлечение творчеством Михаила Лермонтова – со школьной скамьи люблю его «Героянашего времени» – и привели меня на конкурсный набор в тувинскую студиюСанкт-Петербургской государственной академии театра и кинематографии.
Тогда я заканчивал четвертый курс филфака, и все моиродственники думали, что я стану учителем, потом директором школы. Карьера былаясна. Я старший в семье – у меня две сестры и брат, нужно было думать и о них.Но желание реализоваться творчески победило.
Театр для меня – это несколько составляющих. Во-первых,возможность «прожить» чужую жизнь – в этом магия театра. Во-вторых, учебаподарила шанс в реальности походить по улицам, посетить места, где были Пушкин,Лермонтов, другие великие люди. И, в-третьих, – способ усовершенствовать себя.Чем только мы ни занимались: актерским мастерством, вокалом, фехтованием.
РЕЧНОЙ КАМЕШЕК
– Что означает ваше имя – Сайдаш?
– Сай – речной, даш – камень. Я – речной камень.Прежде, чем нашел себя, прошел большую «шлифовку». И в жизни, как и на сцене,впитываешь в себя все, как губка, и не только хорошее…
Часто возникают ощущения, что ты в начале пути. Каксказал Сократ: «Я знаю, что ничего не знаю». Хотя состояние «как обухом поголове» прошло. Более сознательно пытаюсь подходить к событиям, для меня важенконечный результат. И до сих пор «шлифуюсь».
Сказал вам, что я из Чадана. Действительно, своеймалой родиной считаю этот город: жил там с трех лет, бегал с ребятами,занимался спортом, ходил в школу.
В паспорте у меня записано место рождения: село СаглыОвюрского кожууна. Но на самом деле родился я в «Тувинской Атлантиде» – старомШагонаре, сейчас он находится под толщей Саяно-Шушенского водохранилища. Одновремя даже хвастался этим перед девушками, говорил, что под морем родился.
– Вы, мальчик из кожууна, окончивший тувинскую школу,великолепно владеете русским языком. Владеете так хорошо, что вас часто сталиприглашать на роль ведущего различных торжественных программ, даже самогосерьезного республиканского уровня. Откуда это великолепное знание русского языка:из семьи, из школы?
– В семье говорили на тувинском языке. Учился в Чаданев школе № 3, у нас часто менялись учителя русского языка. Русская учительницабыла только одна, она преподавала английский язык.
Но я много читал, от этого становился грамотнее. Книгибрал в библиотеке, даже в очередь стоял за фантастикой. Так что знание русскогоязыка у меня – от чтения книг.
КИНО И ТЕАТР
– «По велению Чингисхана» – фильм, в съемках котороговы приняли участие, ваш первый опыт в кино?
– Встуденческие годы я много снимался в массовках, клипах. Роль же Чилиди – первыйсерьезный опыт в кино. Мне сложно пересказать сюжетную линию моего героя, онатесно связана с главным героем.
Съемки отличаются от театральных репетиций. Камера,особый грим. Правда жизни должна быть более реальной.
Для режиссера фильма Андрея Саввича Борисова – этотоже первый опыт работы в кино. Он яркий режиссер театра, наверное, поэтому всеравно во время съемок присутствовали театральные моменты. Многое решит монтажфильма. Вместе будем смотреть, что получится в результате.
– В какой следующей роли увидит вас зритель?
– Репетирую роль Санчо Панса в паре со Стасом Ирилем в«Дон Кихоте». Это новое творение режиссера театра Алексея Кара-ооловича Ооржакапо мотивам Мигеля Сервантеса, с национальными нюансами, что характерно для еготворческого почерка. Это премьера семьдесят второго театрального сезона.
ВРАЧ ЛЕЧИТ ТЕЛО,
АКТёР –ДУШУ
– На поздравительном плакате выпускников академии былонаписано: «Мы – уроды!». Почему вы так странно характеризуете себя?
– Наш мастер Норенко с первых дней учебы стал частообращаться к нам со словами: «Ну что, уроды?». У нас поначалу от такогообращения был шок. Но потом мы поняли: это говорится с любовью, ласково. Еслимастер, кричит, что-то требует, значит, не все потеряно. А вот если говориттихо, перешел на «Вы» – катастрофа.
К тому же и у тувинцев маленьких детей принятоназывать некрасивыми именами, чтобы не сглазили, чтобы выросли хорошими,достойными людьми.
Владимир Васильевич и пытался «вытащить» из наскрасоту внутреннюю, чтобы мы раскрылись. Таких дорогих ему «уродов» у негомного по всему свету, он часто работает с национальными курсами.
– Я думала, что, в первую очередь, вы скажете о том,что все люди, выбравшие творческие специальности, в какой-то степени «уроды»:занимаются творчеством при низкой зарплате, минимуме социальных благ. И сложномрежиме работы: все выходные и праздники – самые рабочие дни. Известно и то, чтотворческие люди «злоупотребляют».
– К сожалению, у нас в Туве это – больной вопрос.Восприятие артистов в нашей республике искаженное. Существует негативноемнение, что все творческие работники – забулдыги, пьющие. Действительно, низкаязаработная плата, никаких перспектив решить, например, проблему жилья. Этоприводят к депрессиям. Ведь многие достаточно времени пробыли в этой профессииили отдали ей всю жизнь. Вот и срываются…
Артист – это публичная профессия. Нас мало, мы все навиду, нас узнают на улице. Один сорвался, а люди склонны к обобщению. Но как ив любой другой профессии, все люди разные. Например, разве не пьют люди другихпрофессий? Но мы же не говорим, что все врачи пьющие.
Наш педагог Норенко говорил, что, если артист ошибсяво время спектакля, у него есть возможность исправить ошибку в следующий раз. Уврачей же такой возможности нет, их ошибки не исправишь. Привожу в примерврачей, потому что между нашими профессиями можно провести параллель: докторлечит тело, а актер обращается к душе человека, лечит ее.
Актерская профессия дает право творить, ошибаться иснова творить. У театрального актера есть возможность исправить свои ошибки иреализовать замысел в следующем спектакле.
Это кино называют «плевком в вечность»: сыгралнеудачно роль – так и остался в истории. На сцене же актер, как губка. Всевпитывает, все на него влияет: реакция зала, игра партнеров, история егоперсонажа.
Знаете, роль влияет на человека. Если ты попил воду,все равно остается ее привкус в памяти. Это след. В подсознании.
И каждая роль оставляет след в твоей судьбе…
Мы часто убеждаемся: имяспособно предопределить судьбу человека.
Так и у Сайдаша. Речной камень ярче играет красками, асо временем вода обтачивает его, придает форму, делает гладким, благородным.
Река его жизни – его судьба, его поиски, его метания.Он прошел достаточно непростой путь, прежде чем нашел себя и свою реку – рекутворчества.
«Мы – уроды», – улыбаясь, говорят о себе тувинскиевыпускники санкт-петербургского профессора. Норенко. Потому что они –особенные. Как и все, испившие из реки творчества и уже не могущие оторватьсяот этой воды.
На фото:
1. Сайдаш Монгуш в роли Эдгара с графом Глостером, Заслуженным артистом Республики Тыва Дырдыком Монгушем, «Король Лир» В.Шекспир, 2005 год
2. Сцена из спектакля «Самоубийца», 2006 год. В основании пирамиды Сайдаш Монгуш. Фото Василия Балчий-оола