Что даёт интернат
«КОГОРТЫ ВЕКА» – так называлось публицистическое исследование Чимизы Ламажаа, опубликованное в № 11 от 21 марта и № 12 от 28 марта 2008 года газеты «Центр Азии».
Исследование тувинских поколений, начиная с конца девятнадцатого века до наших дней, опубликованное не только в печатной версии, но и на сайте газеты, вызвало интерес читателей. В редакцию стали поступать отклики.
В «Центре Азии» опубликована работа кандидата философских наук Чимизы Ламажаа «Когорты века. Тувинские поколения: с чем мы вступили в ХХI век». Автор, уже известный ученый, анализирует современное состояние тувинского общества, разбив его на различные поколения. Есть интересные и полезные для читателя мысли. Читал с увлечением.
Но меня задели, как автора книги «Интернат» (на тувинском языке), некоторые рассуждения автора по этой теме. Их можно найти в части «Индустриализация и надлом».
По мысли автора, третье поколение Тувы прошло через «особые образовательные учреждения – интернаты. Эти заведения не только давали им знания, но и отрывали от семей и семейного воспитания».
Есть правда в этих словах. Ну, подумайте, как могут чабаны, сарлыководы, кочующие по горам, долинам рек вдали от школы, учить своих детей? В интернате их учат, как вести себя в общественных местах, прививают бытовые и гигиенические навыки.
Далее – «порой в таких учреждениях присутствовали законы тюремного распорядка, детская дедовщина. Поэтому интернатские тувинцы, которых суровое детство сломило, пополняли собой и ряды маргиналов общества».
Я сам заканчивал школу, живя в интернате. Не испытал ничего подобного.
Есть кандидатская диссертация Любови Салчак о тувинских интернатах, где четко показана роль и значение работы интернатов в Туве в деле воспитания и обучения подрастающего поколения тувинской молодежи.
Хеймер-оол СААЯ, доцент кафедры физики ТГУ, кандидат педагогических наук, г. Кызыл