На память нет денег?
К вам обращается участник Великой Отечественной войны, инвалид второй группы с просьбой опубликовать мое письмо в газете, чтобы как-то пробудить желание не быть равнодушными ко всему, а помнить и чтить память погибших в годы Великой Отечественной.
Память тех, кто был призван из нашего города и не вернулся домой, оставшись лежать в чужой земле.
9 мая исполняется 63 года со дня Победы в Великой Отечественной войне. В этот праздничный день по всей нашей стране будут чествовать ветеранов и говорить такие слова: «Никто не забыт». Будут говорить эти слова и в Кызыле – так принято, но на самом деле у нас их никто не помнит.
Почему не помнят? Да потому, что за шестьдесят три послевоенных года никто не удосужился поставить мемориальную доску с именами и фамилиями погибших кызыльчан. Никто из руководителей республики – ни Салчак Тока, ни Шериг-оол Ооржак, ни Шолбан Кара-оол.
С этим вопросом я обращался ко многим руководителям. Все ссылаются на одно – нет денег. А если обещают – не выполняют.
В 2005 году, в день празднования шестидесятилетия Победы, я обратился с просьбой об установке такой мемориальной плиты к тогдашнему Председателю Правительства Шериг-оолу Ооржаку. В присутствии министра образования Петра Морозова мне было обещано: "К шестьдесят первой годовщине Победы обелиск с фамилиями будет обязательно". Но он не появился.
В день шестьдесят второй годовщины снова обратился, уже к членам нового правительства: Ивану Чучеву, Анатолию Дамба-Хуураку, Каадыр-оолу Бичелдею, заместителю председателя Законодательной палаты РТ Виталию Валькову, заместителю мэра Кызыла Владимиру Серикову. Обещали сделать к шестьдесят третьей годовщине. Но на сегодняшний день ничего нет и, наверное, не будет.
Обращался и в республиканский Совет ветеранов. Мне ответили заученной фразой: «Нет денег». И тут же добавили, что есть «Книга Памяти», а в ней – все имена погибших. Но я, участник войны, книгу эту не то чтобы читать, даже в руках не держал и в глаза не видал. А что говорить о других, кто не был на войне?
Совет Ветеранов нашей дивизии, в которой я воевал, сейчас находится на Украине, в городе Макеевка Донецкой области, потому что мы освобождали Макеевку и дивизии присвоено имя «Макеевская».
Наш Совет ветеранов каждый год в день моего рождения и в День Победы посылает мне из Украины поздравления. А вот наш городской и республиканский военкоматы не посылали ни разу даже маленькой открытки, хотя живем в одном городе. А как было бы приятно всем старикам получить такое поздравление.
На сорокалетие Победы я был в Донецкой области, ездил по селам и деревням. Там в каждой деревне есть небольшой обелиск с именами погибших односельчан.
У нас в Туве тоже есть такие обелиски с именами павших: в селах Бай-Хаак, Сарыг-Сеп, Балгазын, в городе Туране. Я каждый год бываю у одного из этих обелисков в Бай-Хааке, где написаны фамилии моих односельчан, моих родных и близких.
И каждый год все горше становится от того, что в столице республики нет такого места. Горько становится и на старом городском кладбище, что в черте города. Оно в очень плохом состоянии, многие участники войны похоронены на нем, но не все их могилы отмечены звездочкой.
А ведь остается немного лет до того момента, когда 9 мая некому будет говорить слова «Никто не забыт».
Время берет свое. Нас из призыва 1943 года – последнего призыва из Тувинской Народной Республики – осталось в живых всего четыре человека: трое в Кызыле и один в Туране. И всем нам в 2008 году исполняется 82 года.
Но, пока мы живы, у нас болит сердце: не от старости, а от обиды за то, что в Кызыле до сих пор стоит безымянный памятник павшим. На нем написано «Вечная слава погибшим», но кому?
Создали безымянный мемориал Славы, и никто ничего менять не хочет. Туда ежегодно приходит масса граждан, но они не могу прочесть фамилии погибших.
Неужели только нам, старикам это важно: чтобы в самом хорошем месте нашего города были выбиты все имена наших земляков, погибших за Родину? Имена героев всех воинских званий и всех национальностей.
Память о погибших в Великой Отечественной войне нужна всем нам, а особенно детям, внукам, правнукам, всем родным и близким.
Добиться увековечения их имен – мой долг перед павшими и живыми. Только тогда с чистой совестью можно сказать: «Мы не забыли вас, погибших за Родину!»
Если не сделают этого наши руководители, остается последнее: собраться всем участникам Великой Отечественной, кто еще жив, и сложиться на такой обелиск погибшим.
Может быть, тогда у руководства нашей республики и проснется совесть?
Фото Виталия Шайфулина.
На снимке: Кызыл. Мемориал Славы павшим в Великой Отечественной войне. На памятнике надпись: «Вечная слава погибшим воинам за свободу и независимость нашей Родины». Имен погибших на памятнике нет.
Георгий АБРОСИМОВ, инвалид Великой Отечественной войны