Гвоздовские – от слова «гвоздь»
Ольга ЮДИНА, ученица 10 «А» класса.
Школа №1 села Кызыл-Мажалык Барун-Хемчикского кожууна.
Учитель: Татьяна Васильевна Терентьева, преподаватель русского языка и литературы.
Тема: «Моя родословная».
История нашего рода интересна и драматична. Я не смогла заглянуть в далекое прошлое, но открыла для себя прошедшие сто лет истории рода. Это открытие состоялось благодаря моей бабушке Марии Сергеевне Щербаковой, которую я называю мамой. Ей 73 года, она – свидетельница многих изменений в жизни страны.
Предки Марии Сергеевны Щербаковой – выходцы из села Мужичье Воронежской области, расположенной в центре Европейской части России в среднем течении Дона.
Природа здесь необычайно красива. На западе области расположены склоны Среднерусской возвышенности, кругом равнины и овраги, дубравы и сосновые боры. Климат хороший, сильные морозы зимой редки. Почва жирная, черноземная, сильна урожаями.
Веками жители здесь занимались земледелием, торговали зерном, держали скот, разводили домашнюю птицу. Предки Марии Сергеевны тоже были крестьянами и занимались хлебопашеством. Считались достаточно обеспеченными, но не зажиточными.
Прапрадед Марии Сергеевны был известным в округе кузнецом, к нему съезжались со всей округи: лошадь подковать, косу выточить и по прочей надобности. По роду занятий прадеда пошла и фамилия – Гвоздовские, от слова «гвоздь».
Все, что имелось, было заработано трудом большой и крепкой крестьянской семьи, трудом от зари до зари. Никто не ленился, трудились все вместе и дружно.
ЖЕРНОВА ИСТОРИИ
Но настало новое время, установилась советская власть. Жизнь изменилась. По стране прошла коллективизация сельского хозяйства.
В конце 1920-х – начале 1930-х годов массово стали создаваться коллективные хозяйства – колхозы, все это сопровождалось ликвидацией единоличных хозяйств.
После статьи Сталина 1929 года «Год великого перелома» коллективизация стала сплошной.
Однако многие крестьяне не желали вступать в колхозы и отдавать туда все нажитое упорным трудом. В ответ ВКП(б) применила раскулачивание. Семья Ефима Филипповича Гвоздовского, деда Марии Сергеевны, попала в жернова истории. Ефима Филипповича как крестьянина-единоличника в 1930 году раскулачили и со всей семьей отправили в Сибирь. Покидали родное село только в том, что успели надеть на себя.
Так семья Гвоздовских попала в Красноярский край. Вместе с другими семьями они оказались в селе Старо-Михайловском, Северо-Енисейского района. Красноярского края.
Там 1 мая 1935 года и родилась моя бабушка Мария Сергеевна.
ЗА ДРАГОЙ № 10
Отец моей бабушки – Сергей Ефимович Гвоздовский (1900-1984 г.г.), мать – Дарья Федоровна (1902-1976г.г). Мария была седьмым ребенком в семье, после нее – еще пять детей.
Сергей Ефимович работал на восстановлении драги № 10 по добыче золота. Драга – это плавучее горно-обогатительное сооружение с комплексом оборудования для разработки месторождений полезных ископаемых, находящихся в воде и извлечения ценных компонентов, например, золота.
Работа на золотоносном прииске была тяжелой, труд, в основном, ручной. Таким он был еще во времена царской России, когда добыча золота носила полукустарный характер: разрабатывались только богатые руды и россыпи. После революции, Гражданской войны многие небольшие по объему добычи прииски потеряли значимость. Но после установления советской власти на территории Восточной Сибири стали восстанавливаться прежние места разработок золота.
Так восстанавливали и драгу №10 – на северной золотоносной речке Енашимо. По течению речки стали появляться поселения таких же бывших раскулаченных крестьян из центральной России и семей, которые бежали из той же центральной России от голода двадцатых-тридцатых годов.
На холодной речке Енашимо появились новые поселки: Михайловское, Елизаветинский, Суворовский, Викторовский. Это золотодобывающие прииски, по которым следовала драга №10, а вместе с ней и семья Гвоздовских.
В 1936 году прадедушку перевели работать на прииск Елизаветинский, где семья жила до 1954 года. В 1943 году Мария поступила учиться в Елизаветинскую начальную школу, а в 1947 году – в Тейскую среднюю школу, окончила ее в 1954 году.
ПЕРЕЕЗД В ТУВУ
В 1955 году брата Федора после окончания Красноярского лесотехнического института направили работать в Туву, куда он и переехал с семьей. Старшая сестра Екатерина после окончания техникума работала учительницей начальных классов в Хакасии, а потом в Туве.
Мария приехала к сестре и в 1955 году поступила в Кызылский учительский институт на физико-математический факультет. Это был последний выпуск двухгодичного института: в мае 1957 года учительский институт переименовали в Кызылский педагогический институт.
Выпускников учительского института направляли на работу в села. В сельских школах работали многие однокурсники Марии: Федор Деменский, Анна Чернышова, Владимир Иванов, Николай Уколов.
Марию Сергеевну направили работать учителем математики в Кызыл-Мажалыкскую среднюю школу. 8 августа 1957 года она приехала в село и проработала учителем до самой пенсии.
УЧИТЕЛЬСКИЙ ТРУД
В селе Кызыл-Мажалык русские начали жить еще с 1929-30 годов – со времени основания самого села. Но тогда их было немного.
В сороковые-пятидесятые годы число русского населения резко увеличилось. Сюда приехали люди разных профессий: учителя, врачи, инженеры, строители.
От них местное население узнало о богатой российской культуре. По воспоминаниям Ольги Дугар-ооловны Монгуш, русские женщины, жившие в селе, всегда были хорошими хозяйками. В их доме всегда пахло пирогами и уютом. Они держали домашних животных и птиц – кур, гусей, уток, индюков. Все праздники тувинцы и русские праздновали в селе вместе, всегда помогали друг другу.
В Кызыл-Мажалыке Мария Сергеевна начинала работать тогда еще в единственной школе.
В школе работал интернациональный коллектив: директор Евгения Кулева, завуч Вера Гудкова, учителя Татьяна Куулар, Аракчаа Салчак, Григорий Даржаа, Март-оол Даржаа. Работали все дружно, слаженно. Всегда участвовали в жизни поселка и района: давали концерты, читали лекции.
Всю свою жизнь Мария Сергеевна проработала в родной школе. У нее – множество учеников. Они работают учителями, врачами в школах и больницах республики, в детских садах, в милиции, в правительстве республики, в местной администрации. А сколько ее учеников среди жителей села Кызыл-Мажалык!
Мария Сергеевна горячо любит эту землю, которая стала родиной не только ей, но и ее детям, внукам. У нее пять внуков, одна правнучка. Внуки тоже окончили родную для нее школу.
БАБУШКА – МОЯ МАМА
В 1956 году Мария Сергеевна вышла замуж за Петра Гавриловича Щербакова (1937-1997 гг.), мастера на все руки. У них родились трое детей.
Все они окончили школу села Кызыл-Мажалык. Старший сын Андрей сейчас живет в Красноярске, он окончил Красноярский политехнический институт, работает инженером. Второй сын Вадим живет и работает в Кызыл-Мажалыке.
Дочь Ирина работала воспитателем детского сада. Это мая мама, она трагически погибла в 1991году, когда мне было девять месяцев. И бабушка воспитала нас с братом.
Василий окончил ПУ № 3 в городе Ак-Довураке, сейчас служит в армии. Я еще учусь в школе.
Гибель дочки тяжело отразилась на здоровье Марии Сергеевны. Сегодня она – инвалид второй группы. Но она не одна. Я всегда рядом с ней. С детства знаю только одну маму – Марию Сергеевну – и называю ее мамой, хотя она моя бабушка.
Благодаря ей чувствую себя любимой и нужной. Без меня она не сможет.
А я не смогу без нее.
Подписи к фото:
1. Мария Гвоздовская в 14 лет. С сестрой Эмилией и ее мужем. Прииск Эльдорадо Северо-Енисейского района Красноярского края. 1949год.
2. Гвоздовские – родственники. Родители Марии Сергей Ефимович и Дарья Федоровна – во втором ряду, в центре. В местах, откуда была сослана семья: Воронежская область, г. Бутурлиновка. 1970 год.
3. Сельские педагоги. Кызыл-Мажалык, 1957 год.
4. Мария Щербакова с учениками 8 «Б» класса. Село Кызыл-Мажалык.1965год.
ОТКЛИКНИТЕСЬ, КЫЗЫЛ-МАЖАЛЫКСКИЕ УЧЕНИКИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ЩЕРБАКОВОЙ!
Очень надеюсь, что, прочитав работу Оли Юдиной в газете, отзовутся выпускники Марии Сергеевны Щербаковой, напишут письма своей учительнице. Сегодня она очень нуждается в их поддержке.
Мария Сергеевна, одна воспитывая свою внучку, сама болеет, а пенсии и пособия не хватает. На сегодняшний день они должны расплатиться с долгамиза электричество.
Оля – талантливый человек, много читает, пробует сочинять рассказы. С детства владеет не только русским, но и тувинским языком. Для нее это уже второй родной язык.
В ее жизни было много несчастий: смерть матери, гибель отца, болезнь бабушки. К тому же с детства девочка плохо видит, ее зрение – уже минус 11.
Ольга является инвалидом детства по зрению, но до сих пор инвалидность не оформлена, потому что необходимо направление в Кызыл к офтальмологу. У нас же ни в селе, ни в городе Ак-Довураке нет детского офтальмолога, а взрослый категорически отказывается принимать.
Если бы у Оли была возможность сделать операцию, она бы смогла в будущем сама заботиться о себе и о бабушке, которая столько лет отдавала всю себя своим внукам.
Но Ольга не вешает нос, она всегда готова всем помогать, любит жизнь и готова радоваться ей всегда.
Татьяна ТЕРЕНТЬЕВА,
учитель русского языка и литературы
ДЛЯ НЕРАВНОДУШНЫХ
Конкурсная работа Оли Юдиной – один из редких примеров того, как учитель по-настоящему заботится о своей ученице. Заботится не только о знаниях, но и о жизни.
Татьяна Васильевна не просто прислала со своего личного электронного адреса работу Оли, оперативно выслала в редакцию – так же по электронке – дополнительные фотографии, но и отправила мне письмо, в котором рассказала о тех проблемах этой маленькой семьи, о которых умолчала сама Оля.
Читая письмо педагога, понимаешь, что эта кызыл-мажалыкская школьница – по-настоящему сильный и мужественный человек. Очень верный, любящий.
И одновременно удивляешься. Оля в своем сочинении, которое в отличие от ряда пришедших на конкурс работ, порадовало и грамотностью, и логикой, и знанием истории, и оформлением, с гордостью пишет о том, что среди учеников ее бабушки-мамы – много и врачей, и разных начальников. Да, наверное, почти половина села – ученики Марии Сергеевны Щербаковой.
Где же эти врачи, где же эти начальники? Неужели никто из администрации Барун-Хемчикского кожууна – даже не по долгу службы, а по долгу признательности педагогу-ветерану – не может решить простой вопрос: обследовать ее любовь и главную опору, ее внучку, катастрофически теряющую зрение?
Неужели не придет на помощь Министерство здравоохранения Тувы, ведь это – его прямой служебный долг! Просто диву даешься: врач офтальмолог в Барун-Хемчикском кожууне категорически отказывает подростку в приеме!
Чего же тогда стоят все масштабные проекты «Здоровье» и «Образование», если за их масштабностью теряется самое главное – конкретная девочка?
Я уверена, что если уж наплюют на проблему Оли Юдиной и ее бабушки разные начальники, то найдутся другие – просто люди, которые сочтут своим долгом помочь.
Именно для таких – неравнодушных – и публикуем адрес:
668040, Республика Тыва, г.Кызыл-Мажалык, ул. Хомушку Василия, 76 - 1. Щербаковой Марии Сергеевне, Юдиной Ольге Леонидовне.
И электронный адрес учительницы Оли – Татьяны Васильевны Терентьевой:
Надежда АНТУФЬЕВА
Ольга ЮДИНА