Ни нашим, ни вашим
Правительство республики отвоевало рубль в тарифе на проезд в маршрутках. Таким образом, в июле стоимость проезда на маршрутных такси в столице Тувы поднялась с 10 до 14 рублей. Правда, до единого решения частным перевозчикам пришлось полдня помитинговать у автозаправки «Хербис», чтобы отстаивать повышение оплаты до 15 рублей.
Владельцы «Газелей» привели свои затраты: одна машина работает на троих – хозяина маршрутки, наемных водителя и кондуктора.
От заработанного за день 20 процентов идет водителю, 10-15 – кондуктору. «Заплатишь им, отдашь за бензин, и тебе вот что остается», – крутят «газелисты» фигуру из трех пальцев. Перечислялись и другие расходы в виде дорогих запчастей и повысившихся в этом году налогов.
Расчеты предпринимателей были представлены в правительство 25 июня.
Перевозчики заверили, что, по нынешним меркам, проезд должен стоить и вовсе 16 рублей 44 копейки, а 15 – это минимум.
Мэрия и служба по тарифам с этими цифрами не согласились. И когда перевозчики, вслед за скачком цен на бензин вопреки последнему официальному тарифу в 11 рублей стали брать по 15, последовали проверки управления государственного автодорожного надзора по РТ.
Его сотрудники проверили семь маршруток, и передали данные в отдел по борьбе с правонарушениями на потребительском рынке МОБ МВД РТ и Роспотребнадзор Тувы.
Как сообщили в Ропотребнадзоре, в отношении этих семи предпринимателей будет проведено административное расследование. За нарушение извозчиками установленных тарифов им грозит штраф: от четырех до пяти тысяч рублей.
И.о. руководителя Службы по тарифам Елена Каратаева разъяснила, что предприниматели нарушили порядок, по которому должна была пройти смена тарифов:
«Сейчас проезд должен стоить 11 рублей, согласно последнему официальному постановлению правительства республики. Плату в 14 рублей можно будет взимать по прошествии десяти дней с момента официального опубликования соответствующего постановления. С учетом, что в конце текущего года возможно новое повышение стоимости бензина, на совете правительства решено утвердить тариф на проезд в 14 рублей. Но при условии, что он не будет повышаться в течение года – до 9 июля 2009 года».
Вопрос о тарифе на проезд показал, насколько власть и частники далеки от разумного согласованного сотрудничества.
Для того чтобы быть выслушанными, перевозчикам понадобилось на полдня прекратить движение. Зато, едва добившись официального решения, плату в 14 рублей они стали взимать, игнорируя положенный десятидневный срок.
Еще вопрос, надолго ли удовлетворит предпринимателей тариф «ни нашим, ни вашим». Ведь ситуация со скачками цен на бензин оказалась явно не под контролем официальных структур.
Исполнительная власть выдвигает версию о сговоре поставщиков и обещает проверки с привлечением силовых ведомств, а также решить, наконец, вопрос с приобретением муниципальных автобусов. Сейчас же у населения, по сути, нет выбора, на чем ехать, и многие предпочтут махнуть рукой на свои права и доехать переплатив, но вовремя.
Интересны высказывания иных пассажиров: они готовы платить и 15 рублей, а то и больше – но только за соответствующий уровень обслуживания.
О том, как обстоят дела с маршрутным сервисом в Кызыле, «ЦА» уже писала в № 20 от 25 мая 2007 года в материале «Кызыльские маршрутки: несколько минут страха».
За год с лишним статья актуальности не утратила. «Газели» продолжают бесконтрольно нарушать правила пассажироперевозок: гоняют по городу с повышенной скоростью, набивают в салон до двух с лишним десятков пассажиров, не выдают при оплате за проезд кассовые чеки. Недовольным любезно предлагается поискать другой транспорт.
Положение в маршрутном бизнесе не меняется, и мало-мальски эффективного контроля за ним – как с внешней, так и, что гораздо важнее, внутренней стороны – нет.
Айгуль КАЮМОВА