Спешащие на поезд
Студенческие каникулы: вся Россия – без проблем
После завершения сессии просто необходимо удрать куда-нибудь подальше от университета, чтобы потом, с новыми силами, снова браться за учебники и конспекты.
Уехать в незнакомый город? Легко! Купить билеты, найти место для ночлега? Уже не так легко…
НАЧАЛО. МОСКВА – ВОКЗАЛ
Все начинается с вокзала. Любой московский железнодорожный вокзал – настоящий ад. Толпы людей с огромными чемоданами и рюкзаками! Даже утренние бабушки, толкающиеся тележками в метро – меньшее зло.
Дальше – хуже, огромная очередь за билетами, кажется, что она совершенно не двигается! И вот странность – соседняя с вами очередь всегда продвигается в три раза быстрее.
Всегда ужасно злишься на людей, которые слишком долго и слишком вдумчиво покупают билеты. Но, когда наконец-то настала наша очередь, мы оторвались по полной! Брали сразу несколько билетов: из Москвы в Питер, из Питера в Калининград, из Калининграда в Киев и из Киева снова в Москву.
Сразу же выяснилось, что добраться до Калининграда, бывшего Кеннинсберга (он достался нам в результате раздела территорий после Второй Мировой войны) совсем не так-то просто.
Калининград является своеобразным анклавом России в Европе, нужно проехать Литву и Белоруссию, чтобы в него попасть. А на проезд через зарубежные страны требуется разрешение. Выписывают его тут же, в кассе, но времени это занимает очень много.
Потом нам долго и по несколько раз объясняли, что с собой нельзя брать никаких лекарств, нельзя меняться местами в поезде и нельзя выходить на станциях.
Девушка в билетной кассе нам попалась милая и разговорчивая, но очень медлительная. В результате билеты мы покупали минут сорок, как минимум.
Очередь за нашими спинами уже на двадцатой минуте стала раздраженно кричать и стыдить нас. На тридцатой минуте ситуация настолько накалилась, что я всерьез начала подумывать о том, чтобы бросить все билеты и быстренько сбежать как можно дальше, пока меня не разорвали голыми руками.
Билеты мы все-таки купили – в плацкарт, уложились примерно в четыре с половиной тысячи. С вокзала постарались убежать как можно быстрее. Очень боялась, что особо разгневанные обитатели очереди все-таки кинутся меня бить.
МОСКВА – САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Наконец мы сели в вагон и поехали в Петербург. Ехать до него не очень далеко: поздно вечером сели, а рано утром уже приехали. Очень рано утром.
Что делать в городе в полшестого утра, представлялось смутно. После почти трехчасовых блужданий по паркам, коих в Санкт-Петербурге, к счастью, очень много, выяснилось: питерские голуби предпочитают сдобные булочки овсяному печенью и совершенно игнорируют яблоки. А еще, оказывается, в этом городе все по утрам бегают: бабушки, девушки, дедушки, дети – все!
В попытке убежать от столь спортивного общества, мы умудрились оказаться на какой-то стройке и железнодорожных рельсах. Уж там-то было тихо, но как-то не слишком уютно.
Когда мы наконец-то разобрались со шпалами и рельсами и вышли в центр, город уже проснулся. Понять, куда столько народу торопится в воскресный день в девять утра, не представлялось возможным. Даже в Москве такого нет! Хотя, признаться честно, я редко хожу по Москве в столь ранний час.
Санкт-Петербург действительно очень красивый город: бесконечные мосты, старинные здания, высокие бордюры, которые здесь называют поребриками. Стены многих домов разрисованы граффити. Как ни странно, но и они придают городу дополнительное обаяние.
Один из главных вопросов у тех, кто приезжает в незнакомый город больше чем на один день – где жить?
Если у вас есть в городе друзья – ответ на вопрос находится быстро, если же нет, есть два пути. Первый – для счастливых обладателей ЖЖ (интернет-дневника). Почти для каждого города существует интернет-сообщество, в котором можно попросить о вписке: бесплатной или за еду ночевке на одну-две ночи. Это достаточно удобно и бюджетно.
Путь второй – хостел. Во всех крупных городах существуют недорогие студенческие гостиницы. Они называются хостелами.
Рублей за 400-500 с человека вам предложат четырехместный или, например, десятиместный номер. Чаще всего в таких хостелах останавливаются студенты и безбашенные путешественники-иностранцы. Иностранцы – несомненный плюс для тех, кто хочет попрактиковаться в своем английском.
В целом, хостел – это действительно удобное место для ночлега. Для вещей почти везде есть специальные, запирающиеся на ключ ящики. Есть душ, туалет, печка, иногда даже стиральная машина.
Главное – бронировать место в хостелах заранее, иначе вы рискуете остаться с носом. И, часов в десять вечера, высунув язык, носиться по городу в поисках уже хоть какой-то гостиницы, пусть даже и дорогой.
Забронировать место очень просто – впрочем, как и найти хороший хостел. Все делается через интернет. Можно даже просто набрать в поисковике «хостел Питер», или тот город, в который вы решили отправиться. На сайте хостела можно уже легко забронировать место. И больше не думать о безрадостной перспективе ночевки на вокзале.
Куда можно отправиться в Питере? На самом деле, город настолько живописный, что, просто гуляя по старым улочкам, вы уже получите эстетическое наслаждение.
А ведь есть еще великолепные соборы, музеи! Например, Эрмитаж. В этот раз мы в него не ходили, но, помню, в детстве он произвел на меня огромное впечатление. Особенно запомнилась мумия: совсем высохшая, коричневая. Как ни странно, в детских кошмарах она меня почти никогда не преследовала, уступила первенство человеку-пауку.
В Питере мы познакомились с двумя французами, которые решили объехать на поезде всю Сибирь. Они зашли в Эрмитаж рано утром, а вышли только к вечеру. И это действительно не преувеличение – Эримитаж, как целый город, в котором можно запросто заблудиться. В нем столько всего, что любой, даже самый предвзятый посетитель, найдет что-то интересное для себя.
Еще, конечно, прекрасен Исаакиевский собор. Он тоже стал музеем, очень красив внутри, но еще более красиво, если по длинной шаткой лестнице подняться на самую вершину, на смотровую площадку – оттуда видны небо, реки и острый старинный город.
Таким вы никогда не увидите Питер с земли. Смотровая площадка работает даже ночью и ранним утром, так что у вас есть шанс встретить там рассвет. Вход туда для студентов всего 60 рублей. Меньше везет иностранцам. Для них везде свои расценки: в два, а то и в три раза больше, чем для жителей России.
А совершенно бесплатно в Питере вы можете полюбоваться на ночной развод мостов.
Главное – надеть на себя что-нибудь теплое, потому как ночью, да еще и у воды в северной столице очень холодно. Вы рискуете плюнуть на кажущуюся теперь уже не столь радужной перспективу увидеть, как две части моста разбегаются над водой в ночном небе, и убежать греться под теплый плед.
Кстати, насчет воды. Нужно обязательно съездить и в Петергоф. Тут главное – выстоять огромную очередь из желающих забраться в автобус до него (мы стояли, без преувеличений, сорок минут).
А потом уже можно наслаждаться чудесными фонтанами и фантастическими дворцами.
Фонтанов в Петергофе огромное количество и о каждом, если вы выберете билет с экскурсией (что, правда, несет в себе много минусов) вам расскажут какую-нибудь невероятную историю. И, хотя большая их часть выдумана специально для туристов, слушать их весьма интересно.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ – КАЛИНИНГРАД
Из Питера мы отправились в Калининград. В поезде нас долго мучили белорусские и, в куда большей степени, литовские пограничники, на предмет провоза наркотиков, лекарств и исторических ценностей.
Один, особо усердный литовец, очень долго разглядывал паспорта, требовал снимать очки, поворачиваться в фас и профиль, потом скептически хмыкал и уходил. Оставалось впечатление, что ты – крайне опасный преступник и тебя чуть было в этом не уличили.
В Калининград мы приехали всего на сутки и решили всю ночь не спать, чтобы успеть увидеть все самое-самое интересное. Когда мы поделились своими планами с нашим попутчиком в поезде, он крайне удивился и все переспрашивал: «Как? Будете гулять всю ночь? По Калининграду? Ваше, конечно, дело… Но всю ночь?». Мы не обратили внимания на его удивление и бодро отправились изучать Калининград.
Приехали вечером, почти все уже было закрыто, поэтому мы просто гуляли по улицам этого города с интересной судьбой. Старинный немецкий город, отданный после Второй мировой войны России, отрезанный от нашей страны другими государствами, Калининград – островок России за рубежом.
При этом, меньше всего этот город похож на российский, особенно в центре. Во время войны в городе было многое разрушено и потом, при советской власти, отстроено уже на свой лад. Город получился крайне эклектичным: старинный немецкие дома, огромный мост с серпом и молотом, классические кирхи (немецкие церкви) и серые прямоугольные блочные дома.
Поздним вечером мы начали понимать удивление нашего соседа по поезду. Ночью в Калининграде темно. Очень темно.
Это не Питер с его летними белыми ночами и не Москва с ее фонарями и вечно горящими витринами. Часам к двум ночи я уже была неспособна разумно гулять, вспомнились все ночные страхи, включая привидений, инопланетных монстров и даже человека-паука (всю жизнь его боюсь, совершенно непонятно, почему).
Мы решили отправиться на вокзал и часа два, до рассвета, посидеть там. Но удача не хотела нам улыбаться: когда, вздрагивая от каждого шороха (вздрагивала в основном я), мы наконец-то добрались до вокзала, оказалось, что он закрыт!
Это был сильный удар. Я просто представить не могла, что вокзал может быть не круглосуточным! Выражение «ты как на вокзале ночевал» к Калининграду оказалось явно неприменимо.
Мы опять принялись странствовать по ночному городу. Паранойя окончательно завладела мои мозгом, я оглядывалась на каждом углу и всюду слышала явно недобрые шаги.
От ночных страхов меня спас маленький круглосуточный японский ресторанчик, на который мы случайно набрели. Там-то мы и просидели до шести утра, прививая себе любовь к японской культуре.
Ранним утром мы решили пойти в южный форд короля Фридриха. Звучит очень солидно и перед глазами тут же рисуется величественное строение, почему-то в готическом стиле.
Форд находился за городом, но автобусы еще не ходили, и мы решили отправиться туда пешком. Через час мы были на месте. Форд оказался больше похожим на бункер, окруженный полуразрушенной, но, правда, достаточно живописной стеной.
Минут двадцать мы с умным видом ходили вокруг. Вход в форд был закрыт на замок, а лезть через стену мы побоялись. Был велик риск не вылезти обратно и так там и застрять, став единственными, но доблестными защитниками форда от бомжей и пьяниц.
Итого: путь в форд туда и обратно – два часа, восхищенное хождение вокруг – двадцать минут. Но, на самом деле, это того стоило.
Еще в Калининграде стоит посетить зоопарк (теоретически животных в нем даже разрешено кормить), музей янтаря (там встречаются поистине поражающие своим великолепием экспонаты) и, конечно же, кирху, превращенную в музей немецкого философа Канта (неподалеку находится и его могила).
Немецкие кирхи прекрасны: мрачноватый, но удивительный антураж! Особенно запоминаются крутые и длинные винтовые лестницы, от которых кружится голова.
На поезд в Киев, мы, чересчур восхищенные кирхой, конечно же, чуть не опоздали.
КАЛИНИНГРАД - КИЕВ
Украина началась для нас прямо в поезде. Ее олицетворением стал проводник: мрачноватый, со смешным акцентом, постоянно пререкающийся с пассажирами. Он всеми силами зачем-то старался казаться хуже, чем он есть на самом деле.
По дороге я захотела выпить чаю и пошла попросить у него бесплатный стакан (обычное дело на российской железной дороге). Я рассчитывала на прекрасный поездной стакан в подстаканнике, но, оказалось, что его можно получить только вместе с чаем за десять рублей. Пить очень хотелось, но только свой чай, поэтому я предложила проводнику десять рублей за пустой стакан. Он вздохнул и дал мне стакан бесплатно.
А когда мне на остановке понадобилось помыть яблоко, я решила сделать это под краном с водой для питья (около самовара с кипятком). Проводник выбежал и начал громко кричать: «Что за люди! Тут же написано: вода для детей! Здесь мыть нельзя! Ни в коем случае!» А потом завел меня в свое купе, показал на кран с раковиной: «Вот! Здесь мой!»
Позже выяснилось, что люди в Киеве очень похожи на нашего проводника: с виду мрачные и ворчливые, но, на самом деле, всегда готовые подсказать и помочь.
Больше всего в Киеве, конечно, поражает стоимость общественного транспорта: и метро, и троллейбусы, и автобусы стоят всего полгривны (в переводе на наши деньги – три рубля). Немного ошалев от таких цен, мы катались на всем, чем только можно, весь день.
Больше всего мне нравилось пробивать билеты на трамвай в компостерах. Собственно, только для этой радости и нужно покупать билеты, контролеры за весь день нам так ни разу и не встретились.
Катались мы так увлеченно, что не заметили, как уехали куда-то в лес (хотя вообще-то хотели попасть в Киево-Печерскую лавру). В лесу трамваи ходили почему-то не так часто, как в городе, мы ждали минут двадцать. Одиночество нам скрашивали бродячие лесные собаки и пугливые белки.
Но в Киево-Печерскую лавру мы все-таки в конце концов попали. Это удивительное место. Целый город! Собор, часовенки, склоны…
Интереснее всего – подземные скиты. В них похоронены монахи, жившие много столетий назад. Считается, что тела их нетленны. Их мощи лежат в небольших гробах, обычно полностью скрытые тканью, но у одного из святых руки, сложенные на груди, были открыты. Сразу вспомнилась мумия из Эрмитажа. Только здесь никто их специально не бальзамировал, они просто так сохранились.
Гробов много, очень-очень много. Некоторые лежат уже несколько столетий. Тусклый огонек свечи, очень узкие, темные переходы, низкие потолки – странное место, но его стоит посетить, даже если ты неверующий, действительно стоит.
Киев – это рай для безграмотного школьника. Вы вполне можете увидеть на улице вывеску: «Огенство», или даже что-то еще более ужасное. Украинский язык как-то очень быстро впитывается в кровь и к концу дня мы стали с удивлением замечать, что вставляем в свою речь украинские словечки.
В метро время для меня летело незаметно, потому как я только и делала, что с увлечением читала рекламу в вагоне на украинском.
Вроде бы слова знакомые, но написаны совершенно иначе и значение у них бывает другое. Это очень весело. Но вот фильмы на украинском смотреть совершенно не смешно: говорят быстро и почти ничего не понятно. Кстати, сериал «Убойная сила» в Киеве идет с украинскими субтитрами, и многие другие российские фильмы и сериалы тоже.
В Киеве стоит побывать и на Андреевском спуске. Немного похоже на московский старый Арбат, только под гору. Там сувенирные лавки перемежаются с милыми бабушками, продающими прекрасные вещи из своих сундуков.
Из Киева мы вернулись в Москву. Поездка, включая билеты, еду, проживание и массу накупленных памятных вещей, обошлась примерно в десять тысяч.
Во время таких спонтанных поездок часто случаются неприятные неожиданности, трудности и разногласия. Но, уже когда возвращаешься домой, понимаешь, что все было не зря. Почему-то только после завершения поездки можно по-настоящему ощутить ее прелесть.
Спешите на поезд! Он может уйти без вас.
Москва – Санкт-Петербург – Калининград – Киев – Москва
на фото:
1. Исаакиевский собор.
2. В Санкт-Петербурге разводят мосты.
3. Архитектура Калининграда.
4. Киево-Печерская лавра.
5. Андреевский спуск.
6. В какой уголок России поехать в следующий раз? Задумаемся и присядем на дорожку.
Надя АНТУФЬЕВА