Кызыльское кладбище: новые вип-погосты и старые проблемы

– Слышала, что на кызыльском городском кладбище появились коммерческие места: участки получше за дополнительную плату. Какова цена за вип-погост?

И еще интересно: откуда взялись эти коммерческие места, если неоднократно говорилось о переполненности городского кладбища?

Л. Борисова, Кызыл.

Коммерческие места на городском кладбище действительно появились, новый участок – рядом с административным зданием МУП «Бюро специальных услуг». Раньше здесь располагался склад предприятия, сейчас его снесли.

«Получилось так, что на сегодня на кладбище нет места для захоронения ветеранов Великой Отечественной войны. Поэтому мы нашли дополнительный участок, уменьшив собственную производственную площадь, – разъясняет директор МУП «Бюро специальных услуг» Римма Шишкина, возглавившая предприятие в марте 2008 года. – За счет этого организуем Аллею Славы примерно на 80 мест. Кроме того, рядом будет так называемый коммерческий участок примерно на 30-35 мест.

Стоимость обычного захоронения сегодня – 2160 рублей. Нужно понять, что это не цена земельного участка, мы не продаем землю, которая является городской собственностью. В эту сумму входят услуги нашего предприятия: выкапывание могилы, захоронение, оформление документов.

Захоронение на «коммерческом участке» будет стоить 9060 рублей.

Это участок располагается ближе к выходу с нашей территории. Здесь планируется посадить деревья, кустарники, провести асфальтирование или хотя бы бетонирование дорожек. Мы уже приняли отдельного сторожа-смотрителя, который будет ухаживать только за этим участком. Из всего этого и складывается такая цена».

Судя по тому, что на новой площади уже произведено несколько погребений, коммерческие участки спросом пользуются. Администрация рассчитывает, что, после расширения, здесь могут появиться еще 50 дополнительных мест. Город выделяет кладбищу дополнительную территорию: 50 тысяч квадратных метров с северной стороны и 76 тысяч квадратных метров до дороги к дачам.

Как резюмирует Римма Бугалдаевна, площадь небольшая. Дело в том, что на Кызыльском кладбище, кроме жителей столицы, хоронят жителей Сукпака и дальнего Каа-Хема, привозят усопших из Черби и Усть-Элегеста. И дополнительной площади хватит лишь на полтора года погребений.

Впрочем, директор МУП «Бюро специальных услуг» заверила, что позаботиться о последнем покое можно заранее:

«Согласно федеральному закону «О погребении и похоронном деле», мы можем предоставить места под родовые захоронения, то есть родственники могут быть – по волеизъявлению – погребены рядом. Однако для этого необходимо официальное заявление с просьбой выделить участок рядом с захоронением родственника.

Платить заранее ничего не нужно, мы сделаем у себя отметку, что это место зарезервировано. После заявитель обязан огородить это место, и оно останется за ним, на сколько потребуется.

Некоторые занимают участки рядом с могилами родственников самовольно, не уведомляя об этом администрацию, огораживают дополнительное место. А официальных заявлений на места будущего захоронения у нас на сегодня всего 20.

Сегодня так занято примерно 30 процентов территории на кладбище, возможно, из-за этого и стоит острый вопрос с нехваткой земли.

Многие надгробия тоже не зарегистрированы, хотя должны быть. Их ставят, не обращаясь в администрацию, и у нас нет данных, что здесь установлен памятник. В этом году был случай, когда вандалы разгромили сто с лишним надгробных памятников, и ни у одной из разрушенных могил нет регистрации надгробия. Но, если памятник не зарегистрирован, мы за него и не отвечаем. Мы можем посоветовать, как принято во многих регионах, застраховать надгробное сооружение. У нас в Туве еще никто этого не делал.

Население вообще игнорирует администрацию кладбища: ограду и памятники устанавливают, какие им вздумается, не считаясь с другими. К нам обратилась женщина с жалобой: могилу ее родственника заслонили оградами на соседних могилах так, что невозможно пройти, нет места для собственной ограды. Другая женщина подала на нас в суд, за то, что «соседи» своими памятниками задевают могилу ее родственника. Пишем сейчас официальные письма тем, кто установил памятники. Никакой реакции.

Все это происходит оттого, что нет определенных, утвержденных правил работы муниципального кладбища Кызыла. По этому поводу я встречалась с председателем городского хурала Виктором Туневым. Вопрос разработки правил работы нашего МУП будет решаться.

Любое муниципальное предприятие должно работать по определенным правилам. Сейчас получается, что ни горожане, ни мы ничего не нарушаем и ничего друг другу предъявить не можем. Существует ФЗ №8 «О погребении и похоронном деле», по нему принят республиканский закон, однако нет более расширенных установок, кто и за что отвечает.

Из-за того, что нет правил, многие проблемы. Например, сейчас на кладбище очень много строительного мусора: кто-то устанавливает памятники, а старые надгробные плиты просто сваливают здесь же, на территории, не убирают за собой. Необходимо также регламентировать работу установщиков: тех, кто торгует памятниками и устанавливает их. Из-за проблемы с транспортом мы не всегда можем вывести бетонные глыбы.

При правилах порядка будет больше, будет ясно, кто за что отвечает. Кроме того, такие правила необходимо будет обнародовать, чтобы люди знали, за что платят и что могут от нас требовать. Ответственности прибавится с обеих сторон.

Хотелось бы, чтобы люди и сами понимали, что мы все здесь будем и немного более уважительно относились к месту последнего упокоения. За последнее время мы вывезли с кладбища около двухсот машин мусора. Это и строительный мусор, и то, что остается после поминок.

Отдельная проблема: хотя ни одна религия не поддерживает распития спиртных напитков на кладбище, это происходит постоянно. Бомжи вообще живут на кладбище, мы же открыты со всех сторон.

Мэрия должна выделить на ремонт кладбищенской ограды около 500 тысяч рублей, однако когда будет поступление суммы, неизвестно. Нет никакой финансовой возможности поднять хозяйство, хотя бы, чтобы огородить территорию. Сейчас городское кладбище, как это ни абсурдно, объявлено банкротом, назначен внешний управляющий. Долги есть перед налоговой, по зарплате – думаю, основной долг копился в течение последних семи лет.

Те средства, которые мы получаем за свои услуги, практически не покрывают суммы, необходимой для нормального функционирования. Нам предстоит подготовка к отопительному сезону. Землекопам необходимы спецодежда и оборудование – лопаты, кирки, которых надолго не хватает, у нас грунт сплошной камень, инструменты вылетают махом.

Сейчас мы ввели дополнительные услуги, с помощью которых надеемся хоть как-то оживить финансовое положение. Это уход за могилами, их ремонт, полив и посадка насаждений, установка, восстановление памятников и оград, транспортные услуги по перевозке родственников усопшего. Также музыкальное сопровождение погребения, у нас есть договоренность с оркестром.

Кроме того, у нас появился агент, который может помочь в организации похорон, и церемониймейстер, который отвечает за правильность проведения обрядов захоронения. И все же при нынешних темпах понадобится года два, чтобы рассчитаться за имеющую большую задолженность».

Подготовила Айгуль КАЮМОВА
  • 5 472