Секреты педсовета
Прошли августовские педсоветы. О чем говорят учителя, когда собираются все вместе? О недостаточном финансировании? Уже практически нет. О том, как МарьВанна будет сражаться с извечным Вовочкой? Уже ближе, если это назвать распространением опыта воспитательной работы. Так о чем же говорят учителя на педсоветах?
Когда мы были детьми, помните, как старались заглянуть в классный журнал?
А на педсоветы школьников пускали только тогда, когда их надо было «пропесочить». Ну вот, выросли. И даже на родительские собрания не всегда ходим. А зря.
Ведь от того, насколько эффективным будет образовательный процесс, без преуменьшения, зависит наше будущее: все мы рано или поздно должны будем положиться на тех, кто сейчас учится. Так о чем же говорят на педсоветах?
Самое главное, конечно – о методике преподавания и воспитания. В рамках нацпроекта «Образование» немало школ и учителей получили правительственные гранты, которые пошли на повышение качества образования. А это значит, что есть, кому делиться опытом.
Говорили нынче еще и об угле. Не о геометрическом.
О том самом, коксующемся угле, которого у нас в республике предостаточно, но который пока завезен не во все школы. А в неотапливаемой школе зимой учиться в Сибири…
В общем, говорили о насущных проблемах – подготовке школ к началу учебного года: везде ли сделан ремонт, везде ли работают котельные. В Барун-Хемчике, например, после ремонта почему-то не работает противопожарная сигнализация – непорядок. Надо ею заниматься.
Кызыльский район – сияет. Не надо пугаться, это не радиация, – это школы сияют свежим ремонтом. Там все в порядке. Кстати, там педсовет проходил – от частного к общему. Сначала – в коллективах, разбирали частные вопросы, потом, на пленарном, – общие. Заодно организовали праздник «Ручейку» – детскому саду, победителю конкурса образовательных учреждений, который получил в рамках нацпроекта грант от Правительства Тувы.
Был праздник и для молодых учителей. Все, кто приехал работать в Кызыльский район, получили вознаграждение в размере месячной зарплаты. Вот так, просто, еще до того, как начали работать.
Многого можно добиться, если думать не только о проблемах, но и о путях выхода из них.
В Мугур-Аксы, например, мало детских садов, а значит, что к школе подготовка могла быть не на самом высоком уровне. Но здесь начали искать разные формы дошкольного обучения. Например, летнее обучение, направленное конкретно на подготовку к школе, группа кратковременного пребывания – занятия проводились в клубе. Монгун-Тайга – один из самых отдаленных районов, но и туда приехало много молодых специалистов, так что есть перспектива.
Еще один отдаленный район – Тоджа. На педсовет там собираются не только педагоги, но и родители, сотрудники МВД, СЭС, пожарного надзора – все, от кого зависит, как будут учиться дети и в какой школе. Они вычислили свои проблемы. Например, с преподаванием химии. И готовы оплатить курсы для учителей химии.
Проблема – малокомплектные школы. И ездить детям далеко до соседнего населенного пункта, и полный штат учителей содержать для сорока, например, школьников – тоже не очень удобно. Впрочем, уже есть проекты решения и этой проблемы.
А где нет проблем? В Кызыле многие школы на очень хорошем уровне. Но и тут есть проблема. Высококвалифицированные учителя с большим стажем относительно скоро будут собираться на пенсию. Надо готовить смену.
А еще на педсоветах говорили о том, что школа – это социокультурный центр села, о том, как будет реализовываться программа модернизации в рамках нацпроекта, о том, что будет внедряться новая оплата труда педагогов и, следовательно, нужно будет проводить мониторинг качества образования.
Много еще о чем говорили на педсоветах. Это лето, по словам поэта, маленькая жизнь. А школа – это целая большая жизнь, со своими правилами, проблемами, перспективами.
Ирина КАЧАН, пресс-секретарь министерства образования, молодежной политики и науки РТ