Больница, знававшая лучшие времена
Первому медицинскому учреждению Тувы – расположенному в Туране муниципальному учреждению здравоохранения «Пий-Хемская централизованная кожунная больница» – 1 марта 2008 года исполнилось 95 лет. Славную историю имеет она. Увы, на фоне прошлого настоящее больницы выглядит совсем нерадостно.
Начиналось история больницы в 1913 году – с приезда в Туран после окончания медицинского факультета Томского университета Анны Михайловны Сафьяновой.
Анна Михайловна привезла с собой не только диплом врача с отличием, но и все необходимое по тем временам оборудование и медикаменты. Она хотела создать в Туране стационар, но за неимением специального помещения сделать ей это не удалось: в помещении переселенческого управления она открыла врачебный пункт.
Стационар будет открыт здесь только в 1936 году фельдшером Владимиром Петровичем Курышевым, вместе с которым работали медсестра Вера Васильевна Сулемина, санитарки Анисья Федоровна Глухарева, Лидия Андреевна Пермякова. При стационаре были открыты еще и курсы медицинских сестер.
До открытия этого маленького стационара, в который принимали, в основном, рожениц и самых тяжелых больных, в Туране была амбулатория, которую обслуживал разъездной доктор Андрей Степанович Дубовский. В Туве он проработал с 1916 по 1934 год. Умер в Туране, ожидая подводу, чтобы ехать на вызов к больному. Жители нашего района помнили его, как очень умного и отзывчивого человека, многим Андрей Степанович помог вернуть здоровье, многих спас от смерти, а вот ему помочь было некому: врачей тогда в Туве почти не было.
Довелось мне встретиться и с людьми, уже весьма преклонного возраста, которые когда-то лечились и у Анны Михайловны Сафьяновой. Сколько же добрых слов о ней было сказано, сколько благодарных воспоминаний пронесено через десятки лет!
С детских лет я помню имена Ромальды Дмитриевны Янишевской и Анжелики Петровны Шерстковой, а потом Ирины Прокопьевны Фоминых. Это были весьма уважаемые и почитаемые люди -– первые в Туране медики узких специальностей.
Позднее, уже в семидесятых – восьмидесятых годах их стало гораздо больше, только среднего медицинского персонала насчитывалось 109 человек, а врачей самых разных специализаций было 26.
Руководил больницей великолепный врач и человек Михаил Алексеевич Ковалев, при котором в 1979 году началось строительство нового больничного комплекса, не законченное и по сей день.
Михаил Алексеевич последние годы совмещал деятельность главного врача с работой в туберкулезном отделении и благодаря его квалификации, вниманию к больным, беспокойству, настойчивости, в районе наметилась твердая тенденция к уменьшению заболеваемости туберкулезом.
Туранская больница много потеряла с его уходом на пенсию и отъездом из Тувы. К огромному сожалению, в последние годы в ней очень многое изменилось, и не в лучшую сторону.
Главврачи теперь меняются так часто, что не успеваешь запоминать их имен и фамилий, поэтому трудно говорить о серьезной вдумчивой работе, необходимой для того, чтобы возглавляемое ими медицинское учреждение соответствовало современному уровню обслуживания населения.
Не секрет, что Тува, и, в том числе, Пий- Хемский кожуун, «впереди планеты всей» по заболеваемости туберкулезом. Но при этом в Туране – буквально на днях – закрыли туберкулезное отделение, якобы, за отсутствием финансирования.
Самых тяжелых туберкулезных больных перевели в терапевтическое отделение, остальных распустили до «лучших времен». Скольких здоровых людей они успеют заразить до наступления этих времен? И выживут ли сами?
Пий-Хемскую централизованную кожунную больницу лихорадит и навязанное сверху выполнение плана по количеству обслуженных больных, от которого теперь зависит зарплата медперсонала.
Оказывается, нашу больницу теперь инвестирует частная страховая компания «Капитал», которая дала план: ежемесячно «пропускать» через поликлинику 10 000 больных, и это при населении района в 11 000 человек! Полный абсурд.
Выходит, что почти каждый житель Пий-Хемского района должен каждый месяц бывать в больнице, то есть болеть непрерывно, а медики должны не лечить, а поддерживать это болезненное состояние, чтобы им не сократили зарплату. В январе 2008 года план посещаемости недовыполнили на 25 %, соответственно и зарплату недополучили.
С ноября прошлого года не выделялись деньги на лекарства, у старшей медсестры стационара в запасниках нет ничего, кроме димедрола и кое-каких витаминов.
Люди безропотно покупают все необходимые лекарства сами и с ними приходят в стационар. Те же, у кого нет денег, вынуждены обходиться тем скудным набором медикаментов, которыми обладает больница. Вот вам и страховая медицина…
Еще хуже обстоят дела со стоматологической помощью. Ее, по сути дела, в районе нет: два года назад поломалась старая допотопная бормашина, а новой до сих пор не приобрели.
Стоматологи, которые были прежде, разбежались, остался один-единственный специалист, да и что он может без оборудования?А что делать больным? У кого деньги есть, едут лечить зубы в Кызыл. А что делать тем, у кого нет?
Это сейчас, похоже, никого не волнует, несмотря на громкий национальный проект «Здоровье» возведенный чуть ли не в ранг национальной идеи.
Не берусь судить о всей стране, но на частном примере нашей старейшей в республике больницы, которая знавала лучшие времена, вижу, что проект этот имеет много «дыр» и качеству здоровья помогает пока маловато.
Чтобы такое большое и важное учреждение здравоохранения нормально функционировало, нужны врачи-специалисты. А у нас их очень мало: 17 против прежних 26 в восьмидесятые годы.
И уровень их квалификации желательно бы повысить, чтобы жителей района каждый раз не отправляли в Кызыл, в республиканскую больницу, где и без нас хватает своих пациентов.
Нужно и новейшее медицинское оборудование, как это и представлено в национальном проекте «Здоровье». Нам же, если что и дают, то по пословице «На тебе, Боже, что нам негоже».
В частности, в рентгенкабинет, которым заведует врач высшей квалификации Борис Садовский, поступило новое оборудование, которое новым назвать трудно. За короткий срок оно дважды горело.
И если бы не знать, что работает на нем человек, отдавший своему делу почти тридцать лет, можно было бы подумать, что просто кто-то не умеет обращаться с аппаратом. И долгожданный УЗИ врачу достался не японский, а произведенный в Индии, на котором можно исследовать только детские суставчики, а больше ничего.
Из трех новых кардиографов, выделенных больнице, два уже не работают, а третий часто дает ложную информацию. Так что нет у нас ни УЗИ, ни кардиолога, ни нормального кардиографа. Поэтому сердечных больных тоже направляют в Кызыл.
А здоровых людей гонят на диспансеризацию только ради того, чтобы увеличить процент посещаемости.
Диспансеризация принесла бы несомненную пользу, если бы было больше кабинетов, а в них квалифицированных врачей, обеспеченных современным оборудованием. Но этого у нас нет.
Через полгода обещают сдать в эксплуатацию новый корпус больницы, который строили без малого тридцать лет. Но вот странно: с прибавлением новых площадей число койко-мест уменьшится со 114 до 83.
Узреть здесь какую-либо логику и заботу о пациентах весьма и весьма сложно.
Татьяна ВЕРЕЩАГИНА,г. Туран