Почему она стала легендой
В Национальном музее Тувы 5 марта открылась выставка Надежды Рушевой «Мать и дитя». Экспозиция, подготовленная в Год молодежи, посвящена 40-летию со дня смерти гениальной художницы, оставшейся навечно семнадцатилетней. Здесь выставлены 62 работы, выполненные в различных техниках, а также фотографии Нади и ее близких.
Вердикт известного русского художника-анималиста Василия Ватагина о художественном таланте Нади Рушевой: «Ей не нужно учиться рисовать».
Многие ее рисунки выглядят набросками, но за кажущейся небрежностью – всегда мысль. Именно это удивляет в работах юной художницы: творил еще ребенок, но обладающий зоркостью взрослого и мудрого человека.
«Рим. Рабыня-мать молит работорговца». Художница изобразила всего три фигуры: мать, дитя и работорговца, вернее, его ноги. Но видны отчаяние бедной матери, неумолимость и равнодушие отворачивающегося работорговца. Этот лаконичный рисунок не требует больше ничего, чтобы понять, как сопереживает автор своим героям.
«Хочу мороженое», забавный рисунок, в котором героями выступают животные. Киоскерша-кошка сочувственно косится на проходящих олененка и его маму, которая тащит сына прочь от соблазна. Малыш-олененок в матроске плачет и тянется к киоску с лакомством. Видно, с какой симпатией автор наблюдает за этой картиной.
Потрясают рисунки, посвященные Медее, жене античного героя Ясона. «Медея убивает своих детей», женщина, изображенная с окровавленным мечом – понятно, какое впечатление произвела эта трагедия на прочитавшую античный миф девочку.
Гениальная особенность рисунков Рушевой – простота. Наверное, поэтому в ее изображениях многое схватывается зрителями интуитивно.
Друг семьи Рушевых, главный режиссер Театра юного зрителя Айлана Чадамба, рассматривая рисунки на выставке, поделилась восхищением от картины «Матери, дети и собака». Они отметила: собака по размеру больше всех, и это показывает, как художница ее любит. Ножки девочек прорисованы всего несколькими штрихами, но этого достаточно для цельного изображения.
Айлана Леонидовна, как режиссер, отметила композиционную законченность работ Нади. Даже в самых лаконичных из них нет оборванности. Как специалист, режиссер разделила рисунок «Семья бедной матери», изображающий момент домашней стирки, на несколько планов: мать с тазиком, сохнущее белье, играющий ребенок. Картина заполнена.
О гениальности в простоте работ Рушевой говорил и Александр Хертек, заведующий отделом искусства Национального музея: «В ее рисунках виден взлет фантазии, чувства, которые она передавала с легкостью и непринужденностью. Ей было достаточно что-то вообразить, и тут же передать на бумаге».
Как гласит уже история, свои работы Надя создавала набело, словно видела проступающие на бумаге рисунки и только обводила их. Какова же была сила воображения ребенка, который мог так «видеть».
Таланты гениев недосягаемы. Но жизнь этой девушки совсем может служить примером во многом современной молодежи.
Была ли добра Надя Рушева, умела ли она сопереживать, сострадать, имела ли твердое понятие о жизненных ценностях, что она читала, что любила и чему сочувствовала – даже ничего не знающему о ней человеку на все вопросы могут ответить ее работы.
Выставка Нади Рушевой станет постоянной в Национальном музее, и будет обновляться другими рисунками знаменитой художницы.
Фото:
Рисунок «Матери, дети и собака». Фрагмент. 1964 год.
Последний день рождения. 1969 год. Фото из книги «Последний год Надежды». Автор Н. К. Рушев.
Айгуль КАЮМОВА