Школа принцесс

altКаждый год – весной – они дают в Кызыле отчетный концерт и каждый раз в переполненном зале находятся зрители, для которых то, что они видят на сцене музыкально-драматического театра – открытие: «Оказывается, у нас в Туве есть настоящий балет!»

Есть, и уже много лет. Официально школа классического танца называется длинно и скучно – Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей детская хореографическая школа.

А на самом деле за этим неуклюжим наименованием, как в сказке, скрывается зачарованная школа принцесс.

 

Адрес школы принцесс – Кызыл, улица Кочетова, 104 б.

Небольшое двухэтажное здание, спрятавшееся во дворе – подарок школе мэра Кызыла Александра Кашина, настоявшего в 2000 году: бесхозное здание так называемого зала торжеств передать детской школе, до этого ютившейся в деревянной избушке-развалюшке.

Директор школы – с 1994 года – Раиса Стал-оол признается: этот дар покойного Александра Юрьевича будет помнить всю жизнь. Правильное распоряжение муниципальным имуществом дало свои плоды: сегодня в школе, рассчитанной на 70 мест, занимаются 325 школьников.

И покоряют своим искусством всероссийские и международные конкурсы. Раиса Седиповна смеется:

– Мы уже привыкли: когда выезжаем за Саяны, к нам поначалу относятся скептически: «Откуда вы? Из Тувы? А где это? Ну, понятно…» А когда увидят нашу программу, начинается совсем другой разговор: «А где вы учились? А как вы считаете?»

Классическую школу балетной каторги, без которой нет сказки, Раиса Стал-оол проходила с десяти лет.

Сначала в Бурятском хореографическом училище, затем – в Ленинградском институте культуры имени Надежды Крупской.

Эта школа – на всю жизнь. В любом возрасте – не позволить себе распуститься, сгорбиться, оплыть жиром. Всегда – улыбка, прямая спина. Подтянутость и балетная походка.

Такой же пример собранности и дисциплины подают своим воспитанницам и педагоги танца.

Легенда детской хореографии – Лидия Сарбаа работает в школе со дня ее открытия – с 1971 года. Сегодня многие ее воспитанницы сами стали педагогами.

В том числе и за рубежом, где российскую классическую школу балета давно и безоговорочно признали лучшей в мире. Ирина Ондар блестяще преподает в Париже французским девочкам. Лариса Гвоздовская имеет свою танцевальную школу за океаном – в Канаде.

Только слово «ветеран» никак не подходит для Лидии Ананьевны – энергичной и стройной, как девочка.


Что нужно для того, чтобы всю жизнь оставаться такой, как она? Самую малость.

Прийти и записаться в детскую хореографическую школу. И не сбежать из нее в слезах, столкнувшись с первыми же трудностями: бесконечным повтором одних и тех же движений у балетного станка – поручня, идущего вдоль всей зеркальной стены репетиционного зала, а изо дня в день в течение нескольких лет приходить на занятия.

И тогда ты станешь настоящей принцессой. И будешь – в белой пачке – солировать в «Гран па» под музыку самого Петра Чайковского. Как старшеклассницы Татьяна Коновалова, Менди Кужугет, Шораана Ондар, Белекмаа Тюлюш, Анна Сарыгбай.

Сегодня малышки, еще только учащиеся самостоятельно завязывать пуанты, уже шепчутся между собой, восторженно глядя на танец старших: «Я буду Таней! А я – Менди!»

Ох, уж эти пуанты – белые балетные туфельки с лентами вместо шнурков! Такие мягкие и нежные на ощупь, но с очень твердым носком. Встать на самые кончики пальцев – попробуйте-ка мамы и папы устоять так хоть секунду и вы поймете, на что вы обрекаете своих девочек, когда в пять лет приводите их в хореографическую школу.

Одно время здесь, кстати, пытались учить и взрослых – по их же настоятельной просьбе. Хотя бы самому простому – бальным танцам. Но ничего не вышло: оказались ленивы и недисциплинированны. Группа распалась.


Тем больше уважения заслуживает твердость маленьких девочек из года в год – через бесконечный труд – постигающих красоту и дарящих ее нам.

На подготовительное отделение принимают с пяти лет всех желающих. Через три года – в восемь лет – те, кто не сбежал, поступают уже собственно в школу.

Здесь три отделения: классическое – со сроком обучения пять лет, народное – четыре года и бальное – три.

Строгое расписание: в программе каждого отделения не только ритмика, классический, народный, историко-бытовой и бальный танцы, но и теория музыки, музыкальная литература, история хореографии, сценическая практика.

Записаться в школу можно и без подготовительного отделения: просто будет намного трудней без первоначальной подготовки. Здесь никого не отталкивают и не выгоняют: было бы желание.


Обучение – платное. Подготовительное отделение – 900 рублей в месяц, собственно школа – 650.

Хотя школа имеет статус муниципальной, из городского бюджета финансируется только скромная зарплата персоналу – 22 человек, включая дворника и техничек. Из них – пять педагогов и три концертмейстера.

Все остальное – на содержание школы, сценические костюмы – зарабатывается самостоятельно. И, конечно, как отмечает директор, неоценима помощь родителей, понявших, что дело эстетического развития их детей – в их собственных руках и экономить на этом не стоит.

5 апреля на концерте, посвященном юбилею – 15 лет – ансамбля «Алантос», детища Раисы Стал-оол, родители вручили свой подарок – более ста тысяч рублей: на современные пластиковые окна, которые, наконец, заменят старые, запечатанные наглухо. Теперь окна, наконец, будут открываться и проветривать залы для занятий, в которых с будущих принцесс сходит семь потов.


Одна проблема у здешних принцесс – принцы. Впрочем, с принцами и в других сферах очень напряженно :)

Мальчиков приходит в школу немного. И отсев среди них большой: не выдерживают нагрузок, а, главное, дразнилок в общеобразовательной школе: «Танцор!»

Не каждому в юном возрасте удается проявить твердость характера, наплевать на подколы недалеких сверстников и продолжать делать то, чем увлечен.

Но все же такие ребята в хореографической школе есть – на бальном отделении. И они блестяще показали себя на апрельском концерте в муздрамтеатре.

Богдан Савко, Ким Доржу, Гегамик Айвазян, братья Давид и Сандро Нанеташвили – юные князья Болконские и графы Ростовы, кружащие в вихре вальса своих юных дам.


не важно, кем станут принцессы, получившие аттестаты хореографической школы Кызыла: совсем не обязательно они выберут делом своей жизни танец.

Но уроки, полученные здесь, станут основой всей будущей жизни – это точно.

Ведь, как бы трудно не было, принцессы всегда остаются принцессами.

Фото из архива детской хореографической школы

alantos danse@mail.ru

Фото: 1. Даша Шиляева и Аэлита Чооду. Школа принцесс начинается с умения завязывать пуанты.

2. «Гран па» воспитанниц классического отделения. В центре – Таня Коновалова.

3. «Весенний вальс» Сандро Нанеташвили и Мария Бланк.

4. Раиса Стал-оол – королева школы принцесс.

Надежда АНТУФЬЕВА
  • 7 357