Рубли велели не взимать: озёра могут погибать
– Правда ли, что сейчас въезд на озера Дус-Холь (Сватиково) и Хадын платный?
Н. Ондар, В. Петеримов
Действительно, 22 июня 2009 года председатель администрации села Межегей Херел Оюн принял постановление об оплате за въезд и пребывание на отдыхе на озерах Дус-Холь и Хадын.
Пребывание человека на берегу озера – 20 рублей, заезд на легковом автомобиле – 100 рублей, на автобусе – 250 рублей, заезд под запрещающий знак – 1000 рублей. За торговлю на берегу озера – штраф 1000 рублей. «Аренда» отдыхающими одного квадратного метра прибрежной земли – семь рублей.
Решение было принято из благих побуждений: чудесные озера, особенно тувинское Мертвое море – соленое озеро Дус-Холь с его лечебной грязью – погибают от бесхозяйственности и безответственного отношения отдыхающих к экологии – вплоть до мытья в озерах автомобилей.
Кто-то должен был серьезно взяться за наведение чистоты и порядка вокруг них, на что, естественно, нужны средства. Поэтому Херел Оюн установил со стороны въезда от Кызыла шлагбаум, знак «Въезд запрещен» и со всех сворачивающих с трасы на ведущую к озерам пыльную степную дорогу стали брать деньги.
Однако, прокурор Тандинского района Амир Монгуш опротестовал постановление сельской администрации, придя к выводу, что оно подлежит отмене: сборы с отдыхающих за пребывание на озерах – неправомерно.
Основание прокурорского протеста: частью 1 статьи 2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» установлены виды этих территорий, к которым отнесены памятники природы. Постановлением Правительства Республики Тыва от 28 февраля 2007 года № 294 озера Хадын и Дус-Холь отнесены к памятникам природы республиканского значения и на их акватории введен режим особо охраняемых территорий.
Законом взимание сборов на территории особо охраняемых природных объектов не предусмотрено.
Как сообщает пресс-служба прокуратуры РТ, материалы прокурорской проверки направлены в Следственное управление Следственного комитета РТ для проведения проверки и решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Закон есть закон, и прокурор, конечно, на то и поставлен, чтобы охранять его.
Но только кто же будет охранять озера, если сельскому мэру – единственному, кто хоть что-то конкретное предпринял для наведения порядка, не только ударили по рукам, но и светят уголовным делом?
Озера, на бумаге объявленные республиканскими памятниками природы с «режимом особо охраняемых территорий», на деле гибнут на наших глазах. Эту проблему «Центр Азии» уже поднимала в статье «Боль целебного озера» (№34 от 25 августа 2006 года).
С тех пор эта боль не стала меньше.
Фото: На озере Дус-Холь (Сватиково). Фото Саяны Ондур.
Надежда АНТУФЬЕВА