Большой очаг цэнгэльских братьев
В селе Цэнгэл, окруженном горами, живут наши братья – этнические тувинцы.
Как они там оказались? По мнению ученых, когда в конце ХIХ века начали возводить «монгольские пограничные линии», многие кочевья тувинцев оказались за пределами государственной границы и были отрезаны от основного этноса.
В августе 2009 года в составе этнографической экспедиции кафедры археологии, этнографии и исторического краеведения Тувинского госуниверситета я побывал в этом уникальном краю.
В Монголии тувинцы расселены во многих аймаках, но наиболее компактно проживают в Кобдосском, Баян-Ульгийском, Убсунурском.
Село Цэнгэл Баян-Ульгийского аймака населяют около 1800 тувинцев, кроме них там живут казахи, составляющие большинство населения. Приехать сюда можно на попутках с пересадками: Хандагайты – Боршоо – Ульгий – Цэнгэл.
Местные жители, в основном, занимаются сельским хозяйством – держат скот. Некоторые подрабатывают продажей сувениров ручного производства. Село славится умельцами и талантами, является колыбелью известной песни «Мен Тыва мен» («Я – тувинец»).
Сегодня у цэнгэльцев есть свои особенности быта, языка и культуры, которые отличают их от тувинцев России.
Общались мы на тувинском языке, хорошо понимая друг друга, несмотря на использование ими заимствованных монгольских и казахских слов. Длительное соседство с монголами и казахами сказалось на культуре. В быту, традициях появились новые элементы. Яркий пример: гостям в селе и в аалах принято подавать казахское национальное блюдо – бешбармак.
Удивили люди – открытые, душевные, талантливые. Неблагоприятные экономические условия и неласковый климат только укрепляют их характер. Местная молодежь значительно отличается от нашей: поставленная в условия иноэтничной среды, она озабочена сохранением культуры, языка, традиций.
Жить, верить в народ и работать – вот лозунг уроженца этих мест Одхуу Эрденечулууна (Оdkhuu Erdenechuluun), председателя комитета тувинской молодежи студентов в Монголии «Улуг-Одаг» («Большой очаг»).
Моя мама – СССР
– Одхуу, расскажи, пожалуйста, о себе и своей семье.
– Родился я 18 января 1985 года в самом высокогорном, пограничном западном Баян-Ульгийском аймаке Монголии, в селе Цэнгэл.
Моя мама Сесээр, тоже родилась здесь. Когда она в 1958 году появилась на свет, ее назвали в честь великой страны – СССР. Работает ветеринаром и в то же время руководит обществом портных и чабанов.
Мой дедушка Орей Эрденечулуун сражался во Второй мировой войне.
В семье нас пятеро детей. Я, закончив школу в Цэнгэле, поступил на юридический факультет Улан-Баторского университета.
– Какова студенческая жизнь монгольских студентов?
– В нашей стране высшее образование получают в течение четырех лет. Преподавание – на высоком уровне. Сильно развиты международные связи университетов. Высока сознательность студентов, они осознанно и старательно стремятся получить высшее образование.
– Много ли тувинских студентов учится в Улан-Баторе?
– В своем университете из тувинцев я был один. В университетах столицы учится свыше пятидесяти студентов, которых я знаю. На самом деле их число гораздо больше. Примечательная особенность студентов-тувинцев из России: в Улан-Баторе между собой они предпочитают разговаривать на русском языке.
– Как создавалась ваша общественная организация?
– Когда в 2007 году закончил университет, мы с единомышленниками решили, что нужна организация, которая объединяла бы молодежь из числа этнических тувинцев. И создали комитет тувинской молодежи и студентов в Монголии «Улуг-Одаг» («Большой очаг»).
Мы часто проводим спортивные, культурно-массовые мероприятия, научные конференции. Они направлены на патриотическое воспитание, повышение образовательного уровня и объединение этнических тувинцев.
Оказываем поддержку студентам и молодежи в решении вопросов обучения и работы. Сейчас число членов организации достигает ста человек.
– В каких городах работает ваш комитет?
– Юридический адрес организации зарегистрирован в селе Цэнгэл Баян-Ульгийского аймака. Но мы объединяем студентов, обучающихся в учебных заведениях в аймаках страны, а также выехавших на обучение за рубеж.
Основная работа ведется в Улан-Баторе, так как здесь сосредоточено наибольшее количество обучающейся и рабочей молодежи. Собираемся активно работать в аймаках и больше внимания уделять молодежи провинций.
Охотник, философ, шахматист
– Ты уже начал профессиональную карьеру?
– Да, работаю юристом в монгольско-американской компании «ONOM» в Улан-Баторе. Наша компания работает в сфере IT-технологий.
– Что для тебя отдых?
– Когда бывает созерцательное настроение, я изучаю философию и заветы, читаю исторические книги, познаю явления природы.
Когда хочется размять мышцы – охота, баскетбол, таэквондо. Очень люблю острые партии в шахматы.
– Любимое изречение?
– Слово, как лист, в многолистном дереве бывает мало плодов.
– У тебя уже есть счастливая избранница жизни?
– Я – в поиске. Моя горячая мечта – создать традиционную тувинскую семью, чтобы это было примером для молодого поколения этнических тувинцев.
Человеку дана одна единственная жизнь, и он должен прожить ее правильно и красиво. У меня большие планы на собственную жизнь, надеюсь их воплотить в реальность.
– Любишь ли ты путешествовать?
– Да. Посетил все уголки родного Баян-Ульгийского аймака. Он очень красив: высокогорный ландшафт, много озер, большое разнообразие животного мира. Поездил по всей западной Монголии.
По делам своей компании ездил в Пекин и пограничные города Китая.
А в первый раз «побывал» за границей в 2008 году, тогда я просто походил по пограничной с Тувой территории. Зато в этом году мне посчастливилось вместе с мамой и делегацией из Цэнгэла посетить праздник Наадым-2009 в Республике Тыва, в Сут-Хольском кожууне.
Праздник удался. Порадовала география участников Наадыма, познакомился с замечательными людьми.
Заметил, что в столице Большой Тувы – Кызыле проводится много строительных работ, возможно, к следующему приезду город будет не узнать. Эта поездка на большую родину была для меня очень радостной и полной впечатлений.
Помощь Большой Тувы
– Какие трудности приходится испытывать тувинской молодежи в Монголии, в Цэнгэле?
– Хотелось бы, чтобы молодежь, получив образование, работала на благо своей малой родины – Цэнгэла. Если молодые специалисты будут работать на своей земле, народ будет процветать.
Но проблема в том, что когда молодые заканчивают обучение в крупных городах Монголии и приезжают в Цэнгэл, им некуда устроиться на работу, потому что мало рабочих мест. На работу устроиться трудно.
В Баян-Ульгийском аймаке тувинцы и монголы составляют меньшинство населения, казахи составляют около 90 процентов. Соответственно, казахские чиновники, в основном, берут на работу своих соплеменников.
Другая проблема, которая волнует многих тувинцев – «сближение крови». В основном, все цэнгэльские тувинцы вследствие браков стали связаны между собой родственными узами. Получается, что для улучшения местного генофонда желательно находить супругов издалека, например, из Тувы.
А в больших городах, например – в Улан-Баторе, иногда возникают казусы. Многие монголы даже не подозревают, что в Монголии исконно проживали и проживают другие народы. Поэтому, нас, тувинцев, считают приезжими из России. К сожалению, с этим приходится сталкиваться часто.
– Оказывает ли правительство Тувы конкретную помощь этническим тувинцам Цэнгэла?
– Да. Правительство Тувы оказывает поддержку: учебниками тувинского языка для местной школы, строительством бани и культурного центра для тувинцев в селе Цэнгэл. Радует и то, что сегодня благодаря строительству культурного центра созданы новые рабочие места для местных жителей.
Местные жители знают о помощи Тувы, всегда с радостью принимают ее. Поддержка Большой Тувы радует нас, поднимает дух народа (хей-аът).
Желания и чаяния жителей Цэнгэла таковы: «Если народ Большой Тувы будет счастливым и процветающим, будет расти благосостояние, то цэнгэльцам это будет большая радость. Если правительство будет крепким, численность народа будет расти, республика будет экономически развиваться – то это счастье для нас».
Мы, молодежь, сложа руки не сидим. Комитет «Улуг-Одаг» старается принести пользу народу и работает над этим постоянно.
Кстати, молодые люди начали выезжать на обучение в Туву с 1990-х годов. Некоторые из них остались в Туве, многие вернулись и работают на благо малой родины. В прошлом году, например, приехали двое выпускников.
Кто я? Кто мои предки?
– Какова ситуация в сфере религии?
– Этот вопрос волнует многих. Наши предки отправляли буддийский религиозный культ, в селе сохранился храм, разрушенный после Монгольской народной революции 1921 года. Буддийских лам репрессировали. Сохранилось лишь основное помещение храма. Существует проект восстановления хурээ, однако вопрос увяз в финансировании.
Считаю, решение вопроса восстановления хурээ принципиальным, так как у нас в настоящее время отсутствуют центры объединения тувинцев – религиозные храмы. Тогда как у казахской общины имеются две мечети и культурный центр.
– Есть ли в Цэнгэле лидер тувинской диаспоры, который мог бы всех сплотить?
– В настоящее время у нас в Цэнгэле нет личности, которая увлекла бы своими идеями и объединила всех этнических тувинцев.
Проведение каких-либо собраний затруднено тем, что население, в основном, кочевое, нужно ухаживать за скотом. Сельчане и кочевые жители между собой мало контактируют.
Хотелось бы, чтобы в дальнейшем единство цэнгэльских тувинцев укреплялось. Если бы наши уважаемые старейшины собирались, учили нас, это было бы показательным примером для молодежи.
– Как ты считаешь, что нужно предпринять молодым для сохранения традиционной культуры?
– Нужно задаваться вопросами: «Кто я? Кто мои предки? Что я могу сделать для процветания моего народа?». Если каждый будет задумываться над этими вещами и совершать поступки в их поддержку, народ будет развиваться, а это – миссия каждого гражданина, патриота своей страны.
Понимаю, что двадцать первый век – век глобализации и информационных технологий, многие молодые люди путешествуют за границу и приобщаются к ценностям разных стран. Однако нельзя забывать свои исторические корни, нужно знать свою этническую историю и культуру. Численность тувинцев невысокая, если наше поколение не позаботится о развитии народа, то кто знает, сохранится ли тувинский этнос в истории? Этот вопрос особенно актуально звучит здесь – в Цэнгэле.
Я верю, что наш народ сохранится в истории. Для других народов существуют, возможно, другие миссии. Но для нас эта – краеугольная.
Фото автора и из архива семьи Эрденечулуун
Фото:
1 «Я – верю!» Одхуу Эрденечулуун в степи у родного Цэнгэла.
2. Вперед, к вершине карьеры. Одхуу Эрденечулуун в Улан-Баторе, 2009 год.
3. Одхуу Эрденечулуун с мамой СССР. 10 августа 2009 года.
4. Дедушка Орей, участник Второй мировой войны.
5. Въезд в село Цэнгэл. У стелы – участники этнографической экспедиции и цэнгэльцы.
6. Строители культурного центра цэнгэльских тувинцев, работники школы, участники экспедиции. Село Цэнгэл.
Беседовал Ачыты ДАРТАЙ