Многослойная Америка
Приключения журналистки «Центра Азии» в Вашингтоне и Чикаго
Писать путевые заметки – дело неблагодарное.
Мимолетный взгляд на чужую жизнь не передает реальной картины. Получается описание какой-то новой, несуществующей страны: такой, какой ее увидел именно ты.
Например, один китайский журналист после экскурсии по городам России написал для своей газеты так:
«Почти у каждого русского с собой мешочек для мусора, что не доели или что ненужно – кладут туда. Увидят урну – выкинут мешочек.
Пешеходные «зебры» для переходов больших улиц чрезвычайно безопасны. Там, где есть светофоры, как красный загорится, машины обязательно останавливаются, независимо от того, есть пешеходы или нет. Водители, как тебя завидят на «зебре», издалека уже снижают скорость. Колеблешься переходить, водители тебе по-дружески рукой помашут: проходи вперед, мол. Отношение очень приветливое и терпеливое».
Конечно, первая мысль после всех этих дифирамбов России: у нас есть какой-то секретный город специально для туристов, о котором истинным гражданам страны ничего неизвестно.
Но на самом деле – это участь любых путевых впечатлений: приезжая в другую страну на короткий период времени, мы замечаем только то, что ожидаем увидеть, а все остальное остается в тени.
Китайский коллега гостил в России ровно неделю.
Такой же период времени и я провела в другой стране – Соединенных Штатах Америки.
Представляю вам свои путевые заметки.
Наверно, коренной американец над ними бы только посмеялся, хотя мне они, конечно, кажутся объективными и широко отражающими реальность.
В Соединенных Штатах группа российских журналистов побывала благодаря совместной обучающей программе Национального Демократического Института (Institute for Democracy and Cooperation), института Демократии и Сотрудничества (National Democratic institute) и поддержке «МедиаСоюза».
За ноябрьскую неделю в Чикаго и Вашингтоне я успела сбить набойки каблуков, гуляя по Конгрессу США, побывать в чикагской мэрии, простыть от вечно включенных всюду кондиционеров, поужинать в ресторане, где дважды бывал Барак Обама, пообщаться с местными улыбчивыми бомжами, немного заблудиться и исследовать городскую фауну.
Летающая Америка
Путешествие в другую страну началось уже с самолета. Три четверти стюардесс по-русски не говорили, зато непрестанно улыбались и желали приятного перелета.
И десятичасовой перелет, как ни странно, действительно оказался приятным.
Отчасти благодаря экранам, вмонтированным в спинку каждого кресла. Они очень помогали пассажирам скоротать время в пути. Нужно было только надеть наушники, выбрать какой-нибудь фильм или передачу и наслаждаться.
Особенно хорошо наслаждаться, конечно, получается у тех, кто знает английский язык. Потому как, хоть каналов и около двадцати, кино или передачу на русском можно найти только на двух-трех.
Но в крайнем случае всегда можно включить радио и послушать музыку. Или почитать книжку, если вы, конечно, захватили ее с собой. Все-таки книгами перелет Москва-Вашингтон пока еще не оснащен.
Если вдруг стало скучно и кино-книги-радио не помогают, можно пройтись по самолету и поискать отличия внутренних рейсов от международных. Отличий таких вы найдете массу. Приведу несколько, все не буду, а то вам потом самим не интересно будет их искать.
Во-первых, конечно, отсек первого класса. На внутренних рейсах его отличие от эконом-класса куда менее заметно. А тут больше похоже, что ты сидишь не в салоне самолета, а в кабине пилота: огромные кресла, большие экраны и разные кнопочки.
Даже в туалете все не совсем как в наших самолетах. Например, хоть мы еще и не долетели до Штатов, раковины здесь уже такие, как практически везде в Америке. Слив в них закрывается пробкой. То есть, раковина превращается в мини-ванну для рук.
С одной стороны – это довольно удобно, с другой – мыть руки в общественной раковине как-то не гигиенично. В любом случае, если вам это не по нраву, пробку-винтик всегда можно вытащить. Все зависит от предпочтений в сантехнике.
Таким образом, изучая особенности самолета, можно как раз убить время до ужина или обеда. Тут, кстати, тоже нужно остановиться подробнее. На обед еда была более-менее обычная, как на всех рейсах в пределах России. Видимо, сказывалось то, что от нашей странны мы еще недалеко отлетели).
Зато ужин вызвал некоторое недоумение. Перед раздачей съестных слонов голос из недр самолета, как водится, предупредил нас, что скоро стюардессы принесут нам легкий ужин. На слове «легкий» был особый акцент. Но, видимо, его понятие в разных странах разное. Потому что принесли нам: упаковку чипсов, гамбургер (хоть и маленький) и шоколад.
К слову сказать, подобный набор продуктов очень хорошо характеризует институт питания в Америке. Не хватало только банки диетической колы (диетической которую делает только название), или чашки кофе. Впрочем, их чуть позже потом тоже разносили.
Съедобная Америка
К еде в Штатах особое отношение. В этом в первые же дни убедилась на собственном опыте.
Еда строго делится на два типа: исключительно полезная и абсолютно не полезная. Гигантские гамбургеры и сэндвичи здесь часто едят на обед, запивая большой банкой колы или пепси. Но, в то же время, во всех кафе, супермаркетах и маленьких забегаловках можно обязательно найти свежие овощи и фрукты.
Особенно удобны фруктовые или овощные наборы в коробочках. Их можно купить почти в любом супермаркете: пластиковый стаканчик со свежей морковкой и сельдереем или с кусочками фруктов всевозможных видов и цветов.
Правда, судя по средней комплекции населения Америки, овощная еда не пользуется большим успехом. Тут, конечно, огромное количество вегетарианцев, но специально для них существуют все такие же неполезные гамбургеры и сэндвичи без мяса.
Так что, если коренное население и берет овощи, то обычно в комплекте с куском жирного мяса или пресловутыми гамбургерами. Вроде как: «Ладно уж, съем сегодня гамбургер, но заем его полезными овощами, и все будет хорошо». Только вот, как в лучших традициях алгебры, минус на плюс и тут дает минус.
В маленьких недорогих кафе-столовых у них все устроено интереснее, чем у нас.
Есть специальные секции с мясом, соусами, морепродуктами и прочим, а есть отдельная с овощами и вегетарианскими продуктами. Когда нужны продукты из этой секции – просто берешь тарелку и накладываешь все подряд: брокколи, листья салата, перец, морковку, цветную капусту, сыр. Потом на кассе тарелку взвешивают и уже по весу высчитывают цену. Неважно, какие овощи ты брал – все они по одной цене, учитывается только вес.
Сытно поесть в недорогом месте можно, в переводе на наши деньги, рублей за 250. Но это, если без мяса, с мясом, конечно, выходит дороже.
Зато во всех кафе вам в самом начале совершенно бесплатно приносят стакан воды со льдом. А часто потом, во время обеда, еще и подливают воду дополнительно по собственной инициативе.
Во многих ресторанчиках вместо хлеба приносят еще и бесплатные маленькие булочки-пирожки.
Все официанты здесь крайне предупредительны и вежливы. Кроме английского знают в разной степени хорошо и другие языки, иногда даже и русский, но это чаще и есть русские или украинские студенты, которые приехали работать.
А еще, в связи с тем, что Америка в общем-то и есть родина кассовых известных фильмов и популярных в мире личностей, в кафе-ресторанчиках часто висит табличка, если в этом месте обедал кто-то известный или проходила съемка какой-то сцены из фильма. Даже если такой таблички не висит, обслуживающий персонал вас обязательно об этом проинформирует.
За неделю в Штатах я ела в нескольких таких местах. Например, в месте, где снималась одна из батальных сцен последнего фильма про Бэтмена и в ресторане недалеко от Белого Дома, где дважды ужинал Барак Обама.
Сувенирная Америка
Барак Обама у них стал поистине культовой фигурой. Причем, культовой во всех смыслах. Вся страна завалена сувенирами с Обамой. Настоящая обамамания.
Сначала, когда я в первый день увидела буйство обамо-сувениров, то решила, что это просто такая традиция: делать всевозможные кружки-магнитики-футболки с приходом нового президента, а сувениры с бывшим списывать в некондит. Но, как оказалось, с Бушем такого разгула красок не было.
Лишь Обама удостоился такой чести. С ним есть все. Колокольчики, футболки, значки, магнитики на холодильник, просто фотографии, кружки, тарелки, трусы, пижамы, леденцы. Трудно найти предмет, на котором бы не было Обамы. Но, даже если вам это удастся, всегда есть наклейки с Обамой, которые можно на него приклеить.
Но, несмотря на такую сувенирную популярность, Обаму, как, в общем-то, и всех президентов других стран, одни любят, а другие наоборот. В Вашингтоне мы попали на мини-акцию протеста около Белого Дома. На наши акции протеста это было не похоже абсолютно. Никакой толпы людей с транспарантами, гневных выкриков и злых милиционеров.
Вечером около Белого Дома собрались примерно трое протестующих и двое полицейских. «Протестанты» с магнитофоном громкими фальшивыми голосами пели какую-то песню, слов не разобрала, но, по-моему, просто какая-то популярная мелодия. Полицейские молча смотрели на них и покровительственно улыбались.
Как таким способом протестующие пытались высказать Обаме свое недовольство осталось непонятно. Быть может, они собирались громко петь там ночи напролет и таким образом не давать Обаме спать, ведь одна из частей Белого Дома жилая, и президент там действительно ночует.
Митинги и марши протеста в Америке – вещь распространенная.
Что-нибудь небольшое и локальное можно увидеть каждый день. Обычно все проходит очень мирно и весело. Чаще всего под музыкальный аккомпанемент, будь то магнитофон или обычные пластиковые ведра.
По сравнению с Москвой и Вашингтон, и Чикаго – города очень медлительные: машины по городу со скоростью света не гоняют, люди тоже никуда не несутся. Но если кто-то хочет привлечь к себе внимание – музыкальное сопровождение обязательно. Иначе тебя просто не заметят.
Это касается не только протестующих, но и собирающих пожертвования на благотворительность – у них чаще всего колокольчик в руках, и нищих.
Бездомная Америка
Нищие в Америке опять-таки на наших совсем не похожи. Более аккуратные, и к ремеслу своему подходят с выдумкой.
Внимание к себе обычно привлекают звоном монеток в стаканчике из-под кофе, а всех проходящих мимо, видимо, запоминают в лицо.
В этом мне пришлось убедиться на собственном опыте. Решив погулять вечером по Чикаго, наткнулась на бомжа, который просил дать ему доллар на кофе. Как всегда в Москве, где наглых бомжей полным-полно, я молча прошла мимо. Через некоторое время, запутавшись в улочках, вышла опять к тому же месту.
Бомж был тут как тут. Узнав меня, замахал рукой и спросил, не передумала ли я. Я опять ничего не ответила и зашла в супермаркет, слыша, как нищий высказывает предположение, что стану более благосклонной после выхода из магазина.
Более благосклонной я не стала, и не смотря на его очередные просьбы пошла дальше. Но заблудилась все-таки прочно. Потому как этот же самый бомж встретился мне и в третий раз на том же самом месте.
Он приветствовал меня уже, как старую знакомую, и вновь просил поделиться долларом. Тут уж я не выдержала и, решив, что этот нищий будет сниться мне в страшных снах, отдала ему доллар. Как ни странно, сразу после этого быстро нашла путь к гостинице.
Около нашего отеля «Сomfort suites» в Чикаго постоянно спал на остановке очень колоритный бомж.
Изредка он просыпался и начинал произносить пространные монологи, ни к кому особенно не обращаясь. Два раза с утра видела, как он стучал по большому мусорному контейнеру и, заглядывая в него, все спрашивал: «Тук-тук. Там кто-нибудь есть?»
Этот ежедневный ритуал он проводил с таким усердием, что мне даже на секунду показалось: там действительно кто-то живет. Если не человек, то, может, хоть какое-то бездомное животное? Правда, надо признать, за всю неделю я не видела ни одной бездомной собаки и кошки.
Зато белок в Штатах – что в Вашингтоне, что в Чикаго – очень много. Они без всякого страха прыгают в парках, около Капитолия и даже просто на улицах. Близко к себе, конечно, не подпускают, но фотографируются практически без всякого стеснения.
Здоровая Америка
С пиртное в Америке стоит дороже, чем у нас. К тому же, чтобы купить бутылку виски, или даже просто выпить бокал вина в ресторане, нужно предъявлять удостоверение личности.
Официант и продавец должны удостоверится, что тебе есть двадцать один год. Причем, паспорт требуют даже у тех, кто выглядит явно старше этого возраста. Чтобы уж наверняка.
Так же строго в Штатах и с продажей табачных изделий. Они еще и ужасно дорогие. Сигареты, которые у нас стоят рублей 40, в Америке можно купить не дешевле семи-восьми долларов (около 180 рублей).
Наверно, этот фактор играет немаловажную роль в том, что практически все американцы не курят. Вести здоровый образ жизни получается гораздо дешевле.
А о правильном образе жизни в Америке действительно старается заботиться каждый второй. Несмотря на явно неполезные пристрастия в еде, американцы стараются в остальном не запускать свое здоровье.
По утрам здесь часто можно встретить бегущих тебе навстречу людей в спортивной форме. Правда, несколько раз мне встречались бегуны со стаканами кофе в руках. Даже тут американцы совмещают полезное с неполезным, но приятным.
Еще один важный аспект в Штатах – кондиционеры. Их включают везде, всегда и всюду. Неважно сколько градусов на улице (чаще всего даже зимой теплее, чем у нас ранней весной), но кондиционер в автобусах и зданиях всегда будет работать на полную мощность.
С непривычки к такому, конечно, трудно адаптироваться. Иногда выходило, что на улице было теплее, чем в помещениях. Так что, скорее всего всем туристам из России от такой американской традиции грозит перманентный насморк. Во всяком случае, мне он не только погрозил, но и пошел в активное наступление.
Официальная Америка
В Вашингтоне нашей группе журналистов удалось побывать и в российском посольстве. Мы попали как раз на открытие выставки, посвященной столетнему юбилею советского дипломата Андрея Громыко.
Несмотря на то, что российское посольство в Штатах по идее должно напоминать оазис родной страны в чужом государстве, кондиционеры и там явно были включены по американской традиции.
И еще один совет. Если и вам когда-нибудь доведется побывать в посольстве РФ в Вашингтоне – не надевайте каблуков. Как бы вас ни упрашивали! Очень скользко. Иногда казалось, что ты не степенно прогуливаешься по залу, а балансируешь на ледовом стадионе, хотя кататься явно не умеешь.
Кстати, насчет каблуков. В Америке – это один из самых нераспространенных видов обуви. Чаще всего даже те представительницы женского пола, которым по должности положено выглядеть официально, в комплекте с костюмом одевают удобные, иногда почти мужские ботинки. Выглядит это иногда довольно странно. Но это только в начале. После десяти часов беготни на каблуках начинаешь завидовать этим предусмотрительным женщинам.
Американца к официальному стилю относятся крайне свободно.
Например, в Конгрессе США с нами беседовал пресс-секретарь с необычной для официального лица прической. Его длинные волосы были заплетены в мелкие полудреды – полуафрокосички.
Так что, если в каком-то американском приглашении у вас написано: официальный стиль одежды, вы, скорее всего, можете смело придти в джинсах и футболке. Только если мероприятие совсем уж серьезное, футболку выберите однотонную.
По большому счету, эти семь дней в Америке – взгляд из окон автобуса или гостинцы. Можно ли за это время разрушить все свои стереотипы о стране – непонятно.
К тому же, не стоит забывать о расстоянии.
Как сообщили нам в мэрии Чикаго, многие американцы до сих пор уверены, что Сталин жив и управляет Россией.
И это говорит вовсе не о их глупости, а только о том, что Россия очень-очень далеко.
Москва – Вашингтон – Чикаго – Москва
Фото:
1. Уличные музыканты в Штатах.
2. Футболки с Обамой на любой вкус.
3. Надя Антуфьева на фоне знаменитой композиции «Ворота в облаках». В искажающую поверхность этой скульптуры можно смотреть очень долго и видеть совершенно другой Чикаго. Искривленный, как в истории про Алису и Зазеркалье. Ноябрь 2009 года.
Надя АНТУФЬЕВА