Работа над ошибками
Сегодня мы приводим конституцию Тувы в соответствие с российской конституцией, которую семнадцать лет назад недальновидно именовали «колпаком» и «удавкой на шее»
11 апреля у жителей Тувы может появиться новая конституция.
Хотя назначенное на воскресенье, 11 апреля, мероприятие официально называется «Референдум Республики Тыва по внесению изменений в Конституцию Республики Тыва», я считаю: то, за что предлагается голосовать, вполне можно назвать новой конституцией.
Ведь поправки – от мелких до существенных – вносятся в тридцать одну статью из 143 статей Конституции РТ, принятой на референдуме девять лет назад – 6 мая 2001 года.
Так что это будет уже одиннадцатая за девяносто лет конституция Тувы.
Первая – 1921 года. Затем – 1923, 1924, 1926, 1930, 1936, 1941, 1978, 1993, 2001 годов.
Самым главным новшеством конституции 2010 года считаю вовсе не обрезание Великого хурала со 162 депутатами в двух палатах до Верховного с 32 депутатами в одной палатке.
Это просто возвращение к прежнему разумному: по конституции 1993 года у нас как раз ровно столько их, верховных, и было. И ничего, вполне справлялись.
И переименование председателя правительства в президента тире председателя правительства тоже не новинка сезона.
Был у нас уже президент республики по конституции 1993 года – Шериг-оол Ооржак. Потом, по конституции 2001 года, стал председателем правительства.
Ну, будет теперь и Шолбан Кара-оол называться президентом. Ничего такого особенного. Моя бабушка в таких случаях говорила поговоркой: «Хоть горшком назови, только в печку не ставь». Ущемлений прав и свобод граждан в этом никаких не вижу.
Кроме, разве что, ущемления исторического статуса Шериг-оола Дизижиковича, который уже не сможет числиться в истории как первый и единственный президент Тувы. Первый – да, но теперь уже не единственный.
Важное – то, что полностью исключена статья «Гражданство в Республике Тыва», формулирующая принцип абсурдного двойного гражданства: российского и тувинского одновременно.
А самое важное – вот это предложение:
«Президент – Председатель Правительства Республики Тыва выступает гарантом конституционных прав и свобод граждан, соблюдения Конституции и законов Республики Тыва на основе принципа верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации, обеспечивает согласованное взаимодействие и функционирование государственных органов власти Республики Тыва».
Ключевые слова здесь: «на основе принципа верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов».
Наконец-то сформулировали четко – «верховенство». Доросли и поняли.
Росли семнадцать лет. О, я прекрасно помню, как в 1993 году торопились принять Конституцию Тувы до принятия Конституции России.
Каадыр-оол Бичелдей, ярчайший политик современности, тогда председатель Верховного совета РТ, даже специальную пресс-конференцию собирал, на которой заявлял об «удавке на шее» и «колпаке».
«Удавка на шее нашего собственного права» – Федеративный Договор.
«Колпак, из-под которого не выйти» – Российская Конституция.
Каадыр-оол Алексеевич всегда умел выражаться образно и нестандартно.
И поторопились, и приняли конституцию республики 1993 года – с целым букетом противоречий Конституции России 1993 года.
До сих пор идет работа над ошибками: исправляем, приводим в соответствие.
Вот только чего не могу понять, почему бы сразу не внести ясность в статью 1: «Республика Тыва – Тува есть демократическое правовое государство в составе Российской Федерации, имеет свою Конституцию и законодательство».
Как это можно быть «государством в государстве»? Прямо, как Ватикан!
Но это так – риторический вопрос, потому что исправить эту смутную статью инициативная группа по проведению референдума не предложила, и поезд уже ушел: за утвержденный список поправок можно голосовать или не голосовать только оптом.
Вот это-то – оптом, за все сразу или «да», или «нет» – и смущает народ.
Главный вопрос, который мне как журналисту задавали со дня назначения референдума: мы так и не поняли, какие поправки вносятся и почему их так много, хотя мы уразумели только две – про хурал и президента.
Поправок действительно многовато для моментального усвоения: 21 страница печатного текста.
Только большинство из них как раз и крутится вокруг изменений с парламентом и президентом: если в одной статье поменяли название и суть, то и в другой нужно.
Просто прочитав выносимые на референдум поправки, а они доступны всем на сайте Избирательной комиссии РТ, вы все равно ничего не поймете.
Чтобы понять суть изменений, надо скрупулезно сравнивать их с нынешним текстом конституции. При этом набраться терпения: дело небыстрое. Я десять часов на это потратила.
И в результате сделала таблицу: «Конституция Тувы: что было и что предлагается», в которую объединила наиболее существенные пункты.
Предлагаю их вашему вниманию, раз уж больше никто в оставшейся для общественности безымянной инициативной группе не удосужился наглядно, на пальцах, показать эту разницу тем, кого зовут голосовать.
Мое твердое убеждение: свой голос надо ценить высоко и никогда не отдавать его с закрытыми глазами.
Так что не поленитесь: прочитайте.
Тем более, что в следующий раз, если придется принимать новую конституцию республики, нашего мнения никто уже и не спросит. Согласно предложенным поправкам, в дальнейшем ее принятие зависит только от депутатов и президента.
Готовясь к референдуму, столкнулась с потрясающим фактом: найти в Туве правильный текст действующей Конституции Тувы – большая проблема.
Нет сегодня этого единого правильного текста!
Конституция 2001 года за девять лет претерпела изменения: в нее хуралом были внесены поправки. Так что брошюра, выпущенная в 2001 году по заказу администрации президента РТ тиражом в 1000 экземпляров, устарела.
Раздобыть брошюру со всеми поправками мне удалось только по большому блату: тиражом 50 экземпляров ее выпустила в 2010 году инициативная группа по проведению референдума.
Но и она не внушила мне доверия: сравниваю тексты конституции в брошюре и на сайте правительства республики и нахожу расхождения. А ведь в конституции – каждое слово важно. И даже запятая.
Самое смешное, что в Кызыле даже в главной библиотеке республики – национальной имени Пушкина – в отделе национально-краеведческой литературы вам выдадут только брошюру 2001 года.
Два экземпляра устаревшего текста – несолидные брошюры, скрепленные скобами степлера, без выходных данных, тиража – это то, что может предложить республиканский библиотекарь посетителям, чаще всего – студентам, изучающим право.
Единственная надежда, что после референдума будет издан, наконец, этот правильный текст.
Иначе зачем и огород городить.