Личная ответственность

Андрей Конев – человек самостоятельный.

Владелец и директор фирмы «Консультант-Тува».

Муж, отец двух дочерей.

Любит стрелять, бегать на лыжах и охотиться с фотоаппаратом за красотой мира.

А еще он серьезно думает о своей личной ответственности – не только за дело и семью, что не удивительно для настоящего мужчины, но и за то, что будет после него – даже через тысячу лет.

Бесплатный бизнес

– Андрей Геннадиевич, охарактеризуйте себя одним словам: кто вы такой? Ваш социальный статус.

– Предприниматель.

– В чем суть вашего предпринимательства?

– Наш девиз: «Мы делаем право доступным».

Мы распространяем справочную систему «КонсультантПлюс»: обеспечиваем коммерческий доступ организаций, физических лиц, предпринимателей города, республики к нормативной правовой информации.

В то же время обеспечиваем и бесплатный доступ к правовой информации для всех желающих в библиотеках, учебных заведениях.

Наши системы установлены в библиотеках Кызыла – республиканской имени Пушкина, детской имени Чуковского, в библиотеке для слепых, Тувинского госуниверситета. В районах – в библиотеках города Турана, сел Сарыг-Сеп и Бай-Хаак.

Любой желающий – пенсионер, студент юридических, экономических, бухгалтерских специальностей – может прийти в библиотеку и найти совершенно бесплатно любой закон, нужный нормативный документ.

При этом не обязательно быть опытным компьютерным пользователем: в библиотеках нужный документ найдут специально обученные люди. Приходит пенсионер: мне нужен такой-то закон, и ему отыщут его в нашей системе.

Мы установили связь с библиотекарями Тувы, побывав на их республиканском слете, и теперь они сами с нами связываются, чтобы бесплатно получить систему «КонсультантПлюс».

– Значит, вы не только продаете программный продукт, а параллельно отдаете его бесплатно.

Нет ли в этом противоречия самой сути бизнеса – делать деньги? То есть, продавать, извлекая прибыль, а не раздавать просто так.

– Да, бизнес – это все-таки зарабатывание денег. Не будешь зарабатывать деньги, значит, не будет никакого бизнеса. И не будет возможности делать что-то бесплатно.

– Бесплатно – для чего? Это такой сыр в мышеловке?

– Бесплатно, потому что есть две составляющие бесплатности.

Первое – это вложение в будущее, долгосрочные инвестиции.

Если мы научим детей со школьной скамьи работать с нашей системой, если мы продолжим это обучение в вузах, то лет так через пять-шесть придя на производство, они первым делом спросят: «А где у вас «КонсультантПлюс?»

С другой стороны, как бы пафосно это ни звучало, это наш вклад в развитие общества. Много говорится: надо сделать наше государство правовым, надо, чтобы люди знали законы. А мы это реально делаем. Делаем все, чтобы законы были хотя бы доступны для людей.

И я вижу в этом своеобразную миссию.

Не на халяву

– Раз уж разговор пошел о миссии, самое время спросить о социальной ответственности бизнеса, о которой тоже много и красиво говорят. Как вы понимаете эту социальную ответственность для себя?

– Для меня это не просто красивые слова. За этим, действительно, стоит ответственность. Не скажу, что всех, но наиболее продвинутых предпринимателей. Это достаточно серьезная вещь, которая зависит от воспитания, мировоззрения человека.

Социальная ответственность бизнеса – это когда человек не просто зациклился на зарабатывании денег для себя, а чувствует себя ячейкой общества и что-то от себя делает для этого общества.

Я так для себя вижу социальную ответственность бизнеса: помогая себе, помогать окружающим.

– Помощь – понятие неоднозначное. Когда просят «помогите», я всегда вспоминаю любимую фразу убиенного Генриха Яковлевича Эппа, одного из самых первых демократов и предпринимателей Тувы: «Помогают тому, у кого спина мокрая».

То есть, тому, кто сам трудится до седьмого пота.

– И он был прав. От такой помощи, когда требуют: «Дай!» и получают незаработанное, я считаю – только вред. Это человека только развращает.

Человек должен стремиться получать не на халяву, а честно заработанные деньги.

Я исключаю, конечно, тех, кто заработали уже своим предыдущим трудом – пенсионеров. Исключаю инвалидов.

Но если человек может работать, он должен работать.

– А вам в жизни случалось что-то получать на халяву, на тарелочке с голубой каемочкой?

– Нет. Никогда и ничего. С самого начала. Любые шаги первой части жизни мною были сделаны совершенно обдуманно и целенаправленно.

– Вы с юных лет были таким целеустремленным человеком?

– Я был, наверное, вредным человеком с юных лет. И когда что-то не устраивало, просто делал по-своему.

Бег за вуз

– Раз упомянули о юных годах, самое время спросить, где и как они прошли.

– Дело было в Новосибирске, я там родился 7 ноября 1966 года.

– Ловко же вы появились на свет: в самый главный праздник советского времени – в день седьмого ноября, в красный день календаря.

– Да, и ноябрьские демонстрации в советские времена были для меня самым нелюбимым занятием: очень не хотелось идти на них в день рождения.

На окраине города, где я жил, была лыжная секция, в которой я со школьных лет занимался. Наш тренер и тренер Новосибирского института инженеров геодезии и картографии были знакомы, и школьники из секции тренировались в вузе, выступали на соревнованиях в его команде.

Мы не были подставными, все знали, что мы школьники, потому что институт проводил далеко идущую политику: заранее отбирал хороших спортсменов и, одновременно – тех, кто сможет учиться в нем.

И я уже с девятого класса знал, куда буду поступать: в институт, за который бегал – лыжные гонки, биатлон.

– И какие же результаты вы выбегали на лыжах?

– Самый лучший результат – входил в сборную Новосибирской области, третье место на областных соревнованиях на дистанции в пятнадцать километров.

Пять километров бегал за двенадцать минут, десятку – за тридцать две.

Раньше было так: десять километров для мужчин – самая короткая дистанция, самая длинная – пятьдесят. Пятьдесят я не бегал, тридцать – бегал.

Но в спорте человек, которого тренеру надо постоянно подпинывать, никогда не добьется высоких результатов. А меня приходилось пинать, потому что спорт высоких достижений – это не мое.

Сейчас на лыжах продолжаю ходить, с женой выбираемся по выходным, но это уже – удовольствие.

Отправьте меня подальше

– И какую же специальность вы получили в институте?

– Астрономо-геодезист. Но уже на третьем курсе нам сказали: ребята, вы по специальности работать не будете, поскольку таких специалистов на всю страну требуется всего несколько десятков человек. Но зато вы получите широкое образование и сможете работать в самых разных структурах, а ваша фундаментальная подготовка поможет вам стать руководителями.

Тогда я над этим серьезно не задумывался. А вот когда окончил институт с красным дипломом, задуматься пришлось. Умудрился попасть как раз в тот переходный период, когда началась перестройка, когда рухнул доллар, резко выросли цены. Начался своеобразный бардак.

Мне предлагали остаться в аспирантуре. Прикинул: аспиранты получали меньше, чем я – студент со стипендией и подработкой на кафедре. Поэтому научная деятельность энтузиазма не вызывала.

Пришел на кафедру и сказал:

– Лучше отправьте меня куда-нибудь подальше.

– Дальний Восток устроит?

– Устроит.

В то время еще было какое-то распределение – последний год. Приехали так называемые покупатели – представители организаций. В Еврейской автономной области в одном из районом оказалась вакантной должность председателя комитета по земельному устройству. Для выпускника вуза – просто идеально, даже неестественная карьера.

К тому времени я женился на девушке из Тувы и мы поехали в Еврейскую автономную область.

Работа была интересная, как раз начиналась деятельность по закреплению собственности, преобразованию колхозов в совхозы, приватизации, закреплению земель. Я как раз это захватил.

Получил первые навыки работы по земельному праву, первые навыки руководства, контактов с органами власти – в районе, Биробиджане. Этот опыт потом очень пригодился.

После того, как три года, как положено, отработал, встал вопрос: куда ехать. Поехали на родину жены – в Туву.

Приехал на пустое место: работы нет, денег нет, жилья нет. Опять повезло на хороших людей.

Первое место работы – «Тувагражданпроект». Взяли они меня из принципа: не пропадать же хорошему человеку. Какое-то время поработал, понял, что не мое, надо дальше искать.

Пошел дальше – в онкологический диспансер. Устроился на должность радиометриста, а делал программу учета онкобольных. Там тоже долго не задержался, поскольку зарплата была небольшая. Искал работу. Нашел – нефтебаза.

В то время она объявила конкурс на замещение должности руководителя информационного отдела. Я подал документы, выиграл. Там проработал около пяти лет. И там же в 1998 году мы впервые купили справочную систему «КонсультанатПлюс». Меня отправили за ней в Абакан, сказав, что это – самая лучшая правовая система, которая существует.

А в Абакане директор центра «КонсультантПлюс» предложил: займись распространением в Туве. И я понемногу начал эти заниматься, понял: интересно и есть перспективы.

В то время мы уже были вместе со Светой и приняли решение: надо попробовать.

Любимая опора

О, здесь, пожалуйста, стоп. Отвлечемся на несколько минут от бизнеса и затронем самую интересную для женщин тему – супруга бизнесмена. Как вы нашли друг друга?

– Раз тема женская, пусть Света расскажет.

– Нас общий знакомый познакомил. Он говорит мне: у нас есть один парень – как раз для тебя, всегда ему что-то надо. Как в стихотворении: а он, мятежный, ищет бури. Такой же странный, как ты: ему также нужно постоянно куда-то идти, что-то искать.

Надо вас познакомить, тем более, что и семейное положение у вас одинаковое: ты разошлась, он расходится. У нас у обоих – второй брак.

Вот так мы и познакомились.

И оказались, действительно, очень похожими.

– Андрей Геннадиевич, а какова роль жены в жизни начинающего предпринимателя?

– Неоценимая. Это такая любимая опора, которая помогает и поддерживает.

Без Светы вообще ничего бы не получилось.

В 2000 году Москва объявила тендер на создание в Туве регионального центра «КонсультантПлюс». Задание было такое: разработать бизнес-план развития центра на пять лет. Претендовало три организации.

Мой бизнес-план победил, пригласили в Москву. Денег на билет не было, пришлось продать видеокамеру.

Съездил в Москву, заключил договор. И мы стали развиваться как региональный центр в Республике Тыва.

Десять лет назад я был и хозяином, и начальником, и единственным сотрудником фирмы. Нет, один сотрудник у меня был – Светлана сидела дома и регистрировала систему, потому что никакого офиса у фирмы еще не было.

Вот так вся эта история и начиналась.

– А что сегодня – спустя десять лет?

– Сегодня у нас в Кызыле три офиса. Более сорока сотрудников. Приличная средняя зарплата – семнадцать тысяч рублей на руки.

– Ваша первая сделка в качестве хозяина фирмы?

– Не помню точно: либо Верховный суд, либо «Тувасвязьинформ».

– Сколько сейчас у вас клиентов, пользователей программы?

– Около четырехсот. Постоянных, потому что работа с программой ориентирована на то, чтобы пользователь постоянно обновлял систему. Законодательство ведь постоянно меняется, и программа постоянно обновляется.

– Ваш любимый закон?

– В тупик загнали. У меня нет любимых законов. Есть нелюбимый: о государственных закупках. Не нравится он мне.

Законодательство – это неизбежное зло, которое должно быть.

– Все-таки зло?

– Законодательство, как и вся деятельность государства, это какое-то насилие над личностью. И каждый закон – это регламентирование чего-то: это можно, а это уже нельзя. Это, конечно, с одной стороны – зло, но оно необходимо.

– Какой у вас бизнес: малый, средний?

– Если брать по масштабам России, более-менее средний бизнес – это от ста миллионов рублей годового оборота. А ниже пятидесяти миллионов – это практически вообще ничего: человек сам себя обеспечивает, у него люди работают, и ладно.

Так что у меня по российским масштабам даже не малый, а микробизнес. Хотя по тувинским – может быть, и малый.


Окончание – в №14 от 9 апреля.

Фото:

 2. Первые замки – всегда из песка. Андрей (справа) с братом Игорем. Новосибирск, 1976 год.

3. Биатлонист Конев. Новосибирск, декабрь 1983 года.

4. Лыжи остались для Андрея Конева любимым спортом. Кызыл. 2005 год.

5. Съемка на местности. Студент Конев на учебном полигоне Новосибирского института инженеров геодезии и картографии. Июль 1988 года.

6. Андрей и Светлана. 2009 год.

Беседовала Надежда АНТУФЬЕВА
  • 9 907