Не стреляйте в ирбиса!
В Туве – огромное количество сокровищ и тайн.
Одно из сокровищ – ирбис, прекрасный и таинственный снежный барс, увидеть которого – редкая удача.
Однако чиновники республики отнюдь не озабочены сохранением краснокнижного животного, при этом некоторые не прочь получить в подарок чудесную шкуру убитого красавца.
И только благодаря WWF – Всемирному фонду дикой природы – в Туве удается вести работу по сохранению снежных барсов: их в республике около ста – половина от всей российской численности.
Их так мало на нашей планете
Вопреки сложившимся представлениям о белой шкуре этого хищника общий фон окраса его может варьироваться от молочного до охристого.
По фону разбросаны черные пятна, большинство из которых имеют вытянутую форму в виде полудуг.
Эти пятна используются учеными для определения отдельных особей при работе с фотоловушками, что часто позволяет определить постоянно проживающих на определенной территории особей и отделить их от проходящих, которые используют территорию для прохода на соседние участки.
Ирбис – представитель семейства кошачьих, занимает промежуточное положение между средними и крупными кошками: длина его туловища достигает 130 см, хвоста – 110 см, масса крупных самцов – до 45 – 50 кг.
Ирбис обитает лишь в азиатской части Евразийского материка – на территории двенадцати государств, общая численность не превышает шести – семи тысяч.
Наибольшее количество ирбисов – на территории Китая. В России, по примерным оценкам – не более двухсот особей.
И половина из них – около ста особей – сосредоточена именно в Туве, по высокогорным участкам, обрамляющих границу республики: хребты Саян, нагорье Сенгилен, Тану-Ола, Цаган-Шибэту, Шапшальский, Чихачева.
В научном мире распространено представление об этой кошке, как об обитательнице высокогорий – от 3000 до 5500 метров над уровнем моря, но в Туве она встречается даже на высоте 600 – 800 метров над уровнем моря.
Ирбис может появляться и совсем в экзотических для него местах – на границе леса с лесостепью. Однажды его встретили даже на территории заказника «Тайга», всего в пятидесяти километрах от города Кызыла.
Территория республики важна и для общения ирбисов из разных группировок северной части ареала: особи из Монголии, проходя через Туву, заходят на территорию Красноярского края, Бурятии, Алтая. Это при размножении препятствует вырождению вида. В Туве – несколько ключевых участков для размножения зверя.
Кто за кем наблюдает
Точную численность снежных барсов ученым определить не удается ввиду скрытного образа жизни хищника.
Зачастую ученые, называющие себя ирбисятниками, так и не могут увидеть объект исследования. А объект регулярно наблюдает за ученым, затем ходит по его следам вынюхивая, что это за человек и что ему нужно от ирбиса.
Чтобы встретиться с ирбисом, ученому необходимо набраться богатейшего опыта, изучив повадки зверя, стать более скрытным и зорким, чем он.
Несмотря на свою таинственность, загадочность и недоступность, ирбис сегодня уязвим, его судьба полностью зависит от благоразумия человека.
Известны случаи целенаправленного уничтожения барса – для получения наживы от продажи шкуры или для подарка ее чиновнику в обмен на его благорасположение к дарителю.
Люди наносят ущерб ирбису и отстреливая козерогов, косуль, кабаргу, сурков в местах его обитания. Пастбищные угодья, расширяемые на высокогорных участках, также вытесняют диких копытных, что сокращает кормовую базу ирбиса.
Следствие этого – нападения ирбиса на домашний скот, пасущийся в местах его обитания. И животное не виновато в том, что из-за браконьеров не нашло дикой жертвы и, оголодав окончательно, рискнуло напасть на скот чабана.
Ирбиш-оол – комплимент для мужчины
Человек на территории Тувы знаком с ирбисом еще с древних времен. Он обожествлял его, преклонялся перед ним.
И до сих пор назвать мужчину Ирбиш-оолом, значит, сделать ему большой комплимент, признав его ловкость, силу, рассудительность – качества его таинственного авыдая – тезки.
Проживающая в высокогорье малая часть населения республики, зависящая больше от природных условий, чем от руководящего ими чиновника, вспоминающего о них лишь во время выборов, до сих пор говорит о ирбисе, как о хозяине.
Особенно ярко это выражено у чабанов с нагорья Сенгилен – в юго-восточной части республики. Эти чабаны уверены: ирбиса нельзя трогать, нельзя сердиться на него и ругать, иначе это негативно отразиться и на человеке, и на его хозяйстве. Последует наказание свыше. Здесь вам расскажут немало историй о том, как местные мужики, убивавшие снежного барса, бесславно заканчивали свою жизнь – от ножа в пьяном угаре.
Чиновникам – до лампочки
Люди, для которых природа – реальный дом, никогда не тронут ирбиса, в отличие от «крутых охотничков», которым сегодня никто не мешает браконьерничать: ни в Тере-Хольском, ни в Монгун-Тайгинском кожуунах нет инспекторов Государственного комитета охоты и рыболовства Республики Тыва, на которых были бы возложены обязанности по охране животного мира.
Совершенно непонятно поведение руководства госкомитета, игнорирующего неоднократные обращения, ведь там страдает не только ирбис, но и все охотничьи виды, а данные районы являются одними из ключевых по численности большинства видов животных!
Несмотря на то, что ирбис занесен во всевозможные Красные книги различного уровня и даже в Красный список МСОП – Международного союза охраны природы – отношение к нему чиновников, мягко говоря, нейтральное.
Даже такое всемогущее и грозное природоохранное ведомство, как Управление Федеральной службы Росприроднадзора по Республике Тыва, несмотря на наличие фактов ежегодной гибели ирбисов за три последних года, молча закрывает на это глаза и не предпринимает никаких усилий по сохранению краснокнижника федерального значения.
Чтобы и барс был сыт, и чабан в накладе не остался: крах удачного проекта
Сегодня проблеме снежного барса уделяется внимание лишь заповедником «Убсунурская котловина».
И не из-за того, что этим обеспокоены власти, а благодаря благотворительным фондам: Фонду дикой природы (WWF), проекту развития Организации Объединенных Наций и Глобального экологического фонда (ПРООН/ГЭФ). Именно благодаря их поддержке на территории западной Тувы проводится мониторинг состояния отдельных группировок ирбиса.
Начиная с 2000 года для сохранения ирбиса на территории Тувы проводятся различные мероприятия, главным из которых была программа добровольного страхования домашнего скота от нападения ирбиса, проводимая WWF совместно со страховой компанией «РЕСО-Гарантия».
Суть проекта состояла в том, чтобы и барс был сыт, и чабан в накладе не остался. Для этого с каждым чабаном, желающим застраховать свой скот, заключался договор. Для чабана страховка была бесплатной: взнос за страхуемых животных вносился Российским представительством всемирного фонда дикой природы. Основным условием договора было исключение преследования чабаном хищника.
Каждому застрахованному чабану выдавался фотоаппарат с фотопленкой, чтобы он мог запечатлеть последствия нападения ирбиса на скот. При предоставлении фотофактов и актов осмотра места нападения проводилась зоологическая экспертиза на месте нападения.
За каждое погибшее от когтей ирбиса животное было назначено возмещение: за корову, лошадь – 100 долларов; за овцу, козу – 30 долларов. Суммы, конечно же, не отражали полную стоимость животных, однако для чабана, потерявшего скот, это возмещение было существенным.
2003 год стал годом, когда чабаны действительно заинтересовались проектом, поверили в его эффективность и в то, что страхование реально может помочь им забыть обиду на хищника.
Проект дал шанс людям понять, что ирбис приходит в отары не от хорошей жизни и не ради баловства, а потому, что человек забыл о вековых правилах, которые позволяли нашим предкам жить в гармонии с природой.
Люди, делящие горы с ирбисом, поняли, что это редкое животное важно не только для их горного мира: оказывается, люди во всем мире озабочены проблемой его сохранения и готовы платить деньги пострадавшим чабанам за то, чтобы они проявляли благосклонность к зверю.
Но, к сожалению, в этом же году проект завершился. Он предполагал возобновление при условии софинансирования затрат со стороны правительства Тувы. Неоднократные обращения Фонда дикой природы в правительство республики позволили заключить соглашение о взаимодействии, даже принять решение о создании Фонда при правительстве, но очередные кадровые перестановки оставили мечту мечтой.
Укрепи кошару
В 2007 – 2009 годах на территории Монгун-Тайгинского, Бай-Тайгинского, Тере-Хольского кожуунов реализован проект по укреплению кошар от проникновения в них ирбиса.
В ходе исследований было выяснено, что на выпасе от ирбиса за одно нападение может погибнуть не более трех голов мелкого рогатого скота, тогда как в кошаре гибнет до семидесяти голов. При этом ирбис может большую часть только ранить, скот погибает от полученных ран и их нагноения.
За одно проникновение ирбиса в кошару чабан теряет до 210 тысяч рублей. В то же время укрепление кошары тянет на не более чем 1,5 тысячи рублей.
Для распространения получения опыта была разработана брошюра «Укрепление кошар от проникновения ирбиса», распространяемая бесплатно среди заинтересованных чабанов в местах обитания ирбиса.
Живой зверь, приносящий доход человеку: наш проект в Монгун-Тайге
В 2010 году при финансовой поддержке проекта ПРООН/ГЭФ заповедником «Убсунурская котловина» разработан и реализуется проект по организации экологического познавательного туризма на территории Монгун-Тайгинского кожууна: с привлечением местного населения для проведения туров в местах обитания редких видов – ирбиса и аргали – алтайского горного барана.
Суть проекта проста, но важна: местные чабаны принимают гостей-туристов, интересующихся ирбисом, рассказывают о нем правдивые истории, показывают факты присутствия его на своем участке. И получают прибыль от туризма.
Ирбис как нападал на скот, так и будет нападать, но при этом чабан будет получать от этого выгоду. Если он сохранит на своем участке ирбиса и аргали, то к нему потянутся ценящие дикую природу туристы, которые захотят и отведать блюда национальной кухни, и пожить в традиционном тувинском жилье, и приобрести сувениры, изготовленные чабанами.
Параллельно ученые будут отслеживать ситуацию с состоянием группировки ирбиса и аргали и в дальнейшем рекомендовать участки для проведения туров.
В наиболее выгодном положении окажется тот чабан, который продолжает верить в ирбиса: сохранит ирбиса – будет сыт и счастлив, истребит – будет «глотать слюну зависти», наблюдая, как принимает туристов его сосед.
Если не верите, что это возможно, обратитесь к опыту Непала, Монголии, скотоводы которых уже несколько лет безбедно живут, имея доход от экологического туризма, а минимальные потери скота от ирбиса даже не считают, приговаривая: «Ничего, он много не съест, но гораздо больше принесет дохода, живя у меня!»
В сентябре этого года планируется провести пробный тур, который послужит стартом очередного этапа вовлечения местного населения в сохранение биоразнообразия Тувы.
Много ли он съел?
Много ли скота съел ирбис? В мае 2010 года был проведен опроса чабанов Бай-Тайгинского кожууна.
Вот его результаты: за девять лет – с 2001 по 2010 год на территории района от ирбиса погибло 127 голов домашнего скота, из них: мелкого – 116; крупного – 11.
В то же время, по опросным данным, только за 2009 год и пять месяцев 2010 года от волка там же погибло 703 головы домашнего скота, из них: мелкого – 582, крупного рогатого –105, лошадей – 16.
Работы по сохранению ирбиса и других редких животных, несмотря на трудности, продолжаются. Приглашаю активистов и природоохранные организации подключится к нам.
Расскажи о встрече с ним
Свою лепту в пополнение базы данных встреч и интересных случаев, связанных со снежным барсом, можете внести и вы, отправив письмо с сообщением о вашей встрече с ним.
В письме обязательно укажите вашу фамилию, имя, отчество, наименование урочища, дату встречи, время суток, поведение зверя (что он делал во время встречи).
Присылайте ваши письма по адресу: 667010, г. Кызыл, ул. Калинина, 144а, заповедник «Убсунурская котловина», Куксину Александру. Или по электронной почте: artovec@yandex.ru
Ваши сообщения очень важны, ведь встретить ирбиса – редкая удача.
Фото: 1. Первая фотография ирбиса в Туве – 2010 год. Фото Александра Куксина.
2. Следы ирбиса на засидке, где он долго поджидал жертву. Фото Александра Куксина.
3. Фотоохота. Андрей Поярков, руководитель экспедиции на хребет Цаган-Шибэту, Монгун-Тайгинский район Тувы, устанавливает фотоловушку.
Монгун-Тайгинский район – один из ключевых участков обитания снежного барса в Туве. Сегодня на Цаган-Шибэту установлено более сорока фотоловушек. Июль 2010 года. Фото Александра Куксина.
4. По следам снежного барса. Александр Куксин, сотрудник заповедника «Убсунурская котловина» у замаскированной фотоловушки. Монгун-Тайгинский район, июль 2010 года. Фото Шолбана Саая.
Александр КУКСИН, сотрудник ФГУ ГПБЗ «Убсунурская котловина» Фото автора и Шолбана Саая.