Жизнь по сорок пять минут

(Окончание. Начало в № 32 от 13 августа)

Лазейка в мир обычных людей

– Клара Ивановна, об обычной школе мы все знаем, а о коррекционной спецшколе, где вы сейчас работаете директором, мало что известно. В чем ее специфика?

– Наша школа называется Кызыл-Арыгская специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат восьмого вида.

Раньше такие школы очень грубо назывались школами для умственно отсталых детей. Потом поняли, что это ранит, и стали называть вспомогательными школами. А коррекционными они стали в 2000 году.

У нас не просто школа, а школа-интернат. Дети здесь находятся днем и ночью, осенью, зимой, весной и часто летом.

Это дети на сто процентов с ослабленным здоровьем, даже инвалиды. Нищету, человеческие пороки, жестокость они видели своими глазами, испытали на себе: неполные, малообеспеченные, неблагополучные семьи. Порой мы ищем родителей, чтобы передать детей на каникулы, и зачастую они возвращаются грязные, с болячками – чистим, лечим, кормим.

У нас учатся дети со сложной судьбой из десяти кожуунов республики. Наша задача научить их читать, писать, считать, обслуживать себя, быть готовыми к физическому труду. И нам это удается.

Но в обществе на обывательском уровне наших детей воспринимают как кандидатов в пациенты психбольницы. Двоечник, троечник, неуч, окончив общеобразовательную школу, может жить намного хуже наших выпускников: пьянствовать, не работать. Но для окружающих он будет обычным человеком.

А на нашем, если он даже окончит училище и будет мастером на все руки, ярлык неполноценности будет всю жизнь. И с этим я категорически не согласна.

На сайте нашей школы мы решили давать информацию о своих наиболее успешных выпускниках, реализовавших себя в жизни. Написали об одной ученице, нашей гордости, поместили ее фото.

Девушка приехала и попросила: «Башкы, снимите мое фото с сайта. Я учусь в техникуме, у меня есть молодой человек». Она прекрасная девушка, хорошо учится, но ярлык выпускницы коррекционной школы мешает ей жить, общаться с обычными сверстниками, даже дружить с молодым человеком.

А почему вашим детям сложнее куда-то поступить на учебу, чем другим? Какой документ вы даете своим выпускникам?

– Свидетельство специального образца об окончании школы восьмого вида. С ним после окончания девятого класса наши выпускники могут поступить только в профессиональные училища. Но беда в том, что и туда их могут не взять.

Некоторые, чтобы получить обычный аттестат, учатся в вечерней школе, очень стараются. Так они ищут маленькую лазейку в большой мир обычных людей.

Только после учебы в профтехучилищах, вечерних школах наши дети уходят в жизнь с дипломом, как у всех, и дальше себя реабилитируют уже самостоятельно. А звание выпускника нашей школы они стараются забыть.

Я считаю, что вышестоящие инстанции должны хорошо продумать вопрос обучения наших детей в профессиональных училищах. Чтобы они не прибегали к разным хитростям и не испытывали моральных страданий.

Школа держится на преданности учителей

Трудно быть директором такой непростой школы?

– Сказать, что одиннадцать лет назад на новом месте – в селе Кызыл-Арыг начинала трудно, не сказать ничего. Корпуса были разгромлены, двери и рамы украдены, полы выдраны, в потолке зияли огромные дыры. Что не могли унести в лихие девяностые, разбили и сломали.

С едой было трудно, жили взаимозачетами. Находили тех, у кого были долги по налогам, оформляли бумаги, вместе шли в налоговую и они взамен долга выдавали нам свою продукцию.

Чтобы накормить учеников, в 1999 году у учителей-пенсионеров брали в долг по 50 рублей. Брали в долг мясо, чтобы приготовить детям обед. Кругом одни расписки: у кого и что брали в долг.

Нас выручила гуманитарная помощь американских и французских меценатов, которая шла до 2002 года. Чечевица, рис, мука в красивых заграничных упаковках и растительное масло в банках спасли жизнь детей.

И сегодня не все гладко. Вот уже 11 лет ежедневно, порой, круглосуточно решаю самые разные проблемы: и административные, и педагогические.

Здания старые, коллектив большой. В этом и сила его, и слабость. Сила в том, что у нас – вся география Тувы, и каждый, как неповторимый цветок в букете полевых цветов: интересен, ярок, талантлив.

Слабость в том, что трудно бывает дойти до каждого, понять, поддержать, сплотить, создать атмосферу здоровой толерантности.

У нас 125 воспитанников, 34 учителя, 27 воспитателей, есть техработники, кочегары. В зимнее время – до ста десяти работников.

От каждого зависит благополучие воспитанников: учитель учит, воспитатель опекает, повар кормит, кочегар дает тепло.

В селе взрослого населения около трехсот человек, наша школа – основной работодатель, и за работу в ней люди держатся.

Это положительная сторона нашего времени. Раньше, бывало, разбираешься с пьяными кочегарами, а они матерятся и бросают работу. Сегодня такого просто быть не может: рабочие места кочегара, уборщицы очень ценятся. И оплачиваются по меркам села хорошо.

То, что в коллективе 78 процентов молодежи, меня очень устраивает. Они более мобильны, с ними интересно, они трудолюбивы. Берут у государства субсидии, строят себе красивые дома, рожают детей, используют материнский капитал, на кредиты покупают и держат скот. Они многого достигают в жизни и используют все возможности, чтобы встать на ноги.

– А старшее поколение?

– А мое поколение отличается большей ответственностью и преданностью порученному делу. В наших корпусах есть ковры, вещи, которые создают уют. Это не государственное имущество, оно принесено воспитателями из домов.

Раньше это было неудивительно. А сегодня, когда все знают свои права, могут сказать «Вы не имеете права заставлять нас работать сверхурочно. Мы не должны личные вещи нести на работу». И будут правы.

Но, тем не менее, они делают это, потому что они – учителя. А школа держится на преданности учителей.

Стереть клеймо


– Заметила, что у вас в школе очень красивые шторы, и ни один фасон не повторяется.

– Мы тоже хотим жить в красоте. Если ребенок будет расти, видя вокруг красоту, он будет тянуться к хорошему.

У нас работает проект «Наши шторы», который реализуют учителя технологии Тамара Семеновна Дупчур, Дина Шуруновна Куулар, Ай-Суу Коминаевна Комбу с воспитанницами под руководством Марины Владимировны Монге.

Они придумывают фасоны, заказывают в Кызыле красочный материал и шьют, стараясь перещеголять друг друга фантазией и выдумкой.

Люди думают, что дети нашей школы нехорошие, агрессивные, неадекватные. А из наших стен выходят рукодельницы и мастера, таланты и спортсмены.

Наши воспитанники не раз награждались почетными грамотами республиканских выставок технического и декоративно-прикладного творчества, конкурсов «Лучший по профессии», занимали первые места в смотре художественной самодеятельности фестиваля «Салют Победы – 2005», в четырех республиканских спартакиадах воспитанников коррекционных школ.

Наш ансамбль «Сыгырга» ездил на фестиваль народного творчества в город Дивногорск. Семья воспитателя Мергена Монгуша участвовала в проекте первого канала «Минута славы».

Мы любим строиться. В прошлом году здание склада отремонтировали под столовую. Учим детей готовить, помогаем овладеть профессией столяра, швеи. Все дети здесь получают равный старт.

Так мы защищаем их здоровье и внутренний мир. Они здесь становятся на ноги, идут дальше и стараются своей жизнью и поступками стереть клеймо «неполноценности».

Обычное состояние семьи

– Учителя чужим детям отдают всего себя, но их зачастую не хватает на своих детей. А как в вашей семье?

– Когда мои дети были маленькими, они еще спали, когда я уходила на работу, и уже спали, когда возвращалась. Со мной они общались только по воскресеньям, когда мы всей семьей топили баню, лепили пельмени. И это были наши лучшие часы, о которых сын Володя из армии писал: «Сегодня воскресенье. Вы, наверное, лепите пельмени и топите баню. Ням-ням! Как хочу к вам!»

А в остальные дни дети сами готовили, стирали, убирались дома, готовились к урокам. Никто за ними не надзирал, и никогда им в голову не приходило обмануть или отлынить. Дети видели ответственность маминой работы и сами становились ответственными.

Дочь Марина в 1999 году, как только окончила ТГУ, поехала со мной в Кызыл-Арыг, чтобы поддержать на новом месте. И до сих пор она рядом. Окончила Московский педагогический университет, прошла специализацию по практической психологии, получила специальность психолога и логопеда.

Ее семья живет в Кызыле. Внучка Сылдыска учится в десятом классе лицея № 15. Зять Мерген работает в охране. Он вырос в городе, но говорит, что когда выйдет на пенсию, переедет жить в Кызыл-Арыг. Они строят в селе большой дом, и сто километров до Кызыла им не помеха.

Старший сын, Владимир, окончил филфак ТГУ, прошел специализацию по информатике и работает в нашей школе учителем информатики. У него три дочери: Кристина, Чаяна, Аранчына.

Младший сын Леонид – водитель. Наше с ним богатство – его три сына: Кежик, Чыргал, Кунчун-Николай. Имена моих братьев, как и память о них, живут в моих внуках.

Мои невестки – Марина с высшим технологическим образованием и Ай-Суу с высшим педагогическим – тоже работают учителями в нашей школе.

У вас получается целая педагогическая династия.

– Вы очень красиво сказали – династия. А кто-то недалекий или завистливый может сказать: обнаглела – всех своих детей в школе собрала.

О том, что постоянное беспокойство за школу – обычное состояние жизни нашей семьи, знают немногие. Дома детей – рядом со школой, и они даже ночью мне звонят, когда на территории неспокойно, ходят посторонние.

Сыновья и зять всегда выручают с машинами, когда по два-три раза на неделе надо съездить в Кызыл. На школьном «УАЗе» такие поездки – одно разорение.

Получая поддержку матери, мои дети становятся на ноги, но и мне, матери, от них – большая поддержка.


Французские коровы и бараны

– А как получилось, что вы стали еще и хозяйкой школьного стада?

– Все началось в 2000 году, когда французская гуманитарная организация «Action cont la faim» – «Международное движение против голода» подарила нам скот. Целый список: «Баран-производитель – 1, валух – 3, бараны – 26, ангорские козы – 20, коровы – 5». В общей сложности – 55 голов.

Когда французы 1 ноября преподнесли нам свой блеющий и мычащий подарок, мы не ждали, не гадали, что на зиму глядя, на голову свалится столько проблем. Но я не могла сказать: «Нет».

Чего только не пережили. По селу искали тех, кто бы приютил нашу скотину. Нашли учительницу, которая согласилась опекать наше стадо вместе со своим. Но мы себя чувствовали обязанными этой семье. Доходило до того, что ее муж приходил ко мне в кабинет и ругался, что не убираем навоз. Тогда учителя с учениками во время уроков общественно полезного труда шли и убирали навоз.

Коровы болели, некоторые пали, но общее количество коров из-за подросших телят оставалось прежним.

Вздохнули свободнее, когда нашли молодых чабанов из села Берт-Даг. Когда их родители обмолвились, что молодожены хотят заниматься скотоводством, мы тут же переговорили с ними и передали пять коров и 69 овец и коз, которых стало к тому времени больше на 19 голов.

В хороших руках подарок французов разросся. Сегодня в стаде 35 коров и 331 голова мелкого рогатого скота.

Большое стадо стало хлопотно держать. Чабан даже просит сократить поголовье.

– Такое большое стадо – ощутимая помощь школе?

– Конечно. В прошлом году забили шесть коров. Часть – на мясо для школьной столовой – на зиму. Часть продали и купили четыре швейные машинки в кабинет обслуживающего труда, стиральную машину в прачечную, компьютер, оплатили услуги Интернета,приобрели сено, медикаменты для скота.

Но скот на мясо пустить легко, а сколько сил и средств надо положить на то, чтобы вырастить его! И нервов. Пришлось выдержать не одну проверку по поводу того, почему школьный скот растет в «чужом» кожууне. И смех, и грех.

Конечно, не директорское это дело животноводством заниматься, как-то про меня даже сказали с иронией: «Что это она со скотиной возится, наверное, хочет стать Заслуженным животноводом Тувы». Но что поделаешь: раз появилось такое большое хозяйство, надо к нему по-хозяйски относиться.

А растущее стадо нас очень выручает. Например, в 2009 году были хозяевами второго туристского слета учителей. Победителей награждали своими баранами.

В рамках Года учителя проводим мероприятия и конкурсы внутри школы. Победитель может выбрать приз: или животное, или его эквивалентную стоимость в рублях. Сегодня мы можем себе это позволить.

– Какими правилами вы руководствуетесь в жизни?

– Уважать людей, уметь соблюдать субординацию и подчиняться. Никогда не лезу в оппозицию и считаю, что каждый должен честно трудиться на своем месте здесь и сейчас. Если надо – уметь уходить с достоинством.

Испытываю отвращение к лицемерию, чинопочитанию, к тем, кто готов ради власти на все.

Что – власть? Мой отец говорил: «Албан боргу аал санаар, аза боргу ой санаар» – «Чиновничья шапка считает аалы, перекати поле – овраги».

А еще он говорил так: «Добивайся одной награды – доброго мнения общества».

– Сегодня, когда за плечами 41 год педагогического стажа, вы, оглядываясь на прожитое, не раскаиваетесь в выборе профессии?

– Нет. Эта профессия дала мне радость созидания. Открывать для учеников дорогу к успеху – что может быть лучше? Я счастлива, когда у них все хорошо. Это вдохновляет и окрыляет.

Всегда знала, что буду учителем. С семилетнего возраста, как впервые переступила порог школы, у меня был свой отсчет времени – по сорок пять минут.

Вся моя жизнь измеряется сорока пятью минутами урока.

Фото автора и из личного архива

Клары Комбу.

Фото: 2. Ученица школы-интерната Аржаана Карти на республиканском конкурсе «Лучший по профессии». Кызыл, апрель 2007 года.

3. Эта подопечная школы-интерната тоже нуждается в заботе. Июль 2010 года.

4. Внуки – радость. Слева направо в первом ряду: Кежик, Клара Ивановна с Кунчун-Николаем, Чыргал. Во втором ряду: Сылдыс, Аранчына, Кристина, Чаяна.

5. Ученики Айдысмаа Саан, Кудажы Уштулан, Шораан Бумба, Аясмаа Чопшукай с Кларой Ивановной на подсобном участке школы. Село Белдир-Арыг, июль 2010 года.

Интервью с Кларой Комбувойдет в четвертый том книги «Люди Центра Азии», который готовит редакция газеты «Центр Азии».

Четвертый том книги судеб выйдет в свет в первом квартале 2011 года – к двадцатилетнему юбилею газеты «Центр Азии».

Беседовала Саяна ОНДУР
  • 3 910