Не быть средним в средней школе
Надежда Донгак – мой главный учитель русского
Учитель – святое слово. Добрым словом вспоминаешь учителей, которые помогли или пытались помочь тебе стать человеком.
Трудно выделить кого-нибудь одного. И все-таки, мне кажется, что я могу это сделать. Неизгладимый след оставила во мне в школьные годы особый человек – Надежда Чоодуевна Донгак.
Прошло уже тридцать лет, а я до сих пор помню своего любимого учителя. В 1980 году она провожала нас в большую жизнь. В том олимпийском году Шуйскую среднюю школу закончили 46 выпускников, среди них – 21 ученик из нашего десятого «а», где классным руководителем была Надежда Чоодуевна.
Для нас она была не только прекрасным учителем русского языка и литературы, но и самым лучшим классным руководителем.
В отличие от других учителей, Надежда Чоодуевна никогда не повышала голоса на учеников. Но не только своим мягким нравом запомнилась она мне, а огромной любовью к своим предметам – русскому языку и литературе.
Наш педагог всегда говорила нам: «Русский язык – это язык межнационального общения. Велика его роль в истории страны, да и всего мира, и мы не сможем обойтись без него ни сейчас, ни в будущем. А как повлияет русский язык на развитие нашей национальной культуры! Великий поэт и писатель Монгуш Борахович Кенин-Лопсан учился у великого Пушкина. Для тувинцев письмо Татьяны из « Евгения Онегина» прозвучало как «Песня Татьяны». Так неужели мы откажемся от этого языка?!»
Надежда Чоодуевна не относилась к женщинам, которых в народе называют «писаными красавицами». Но какой удивительно красивой становилась она, когда читала нам Пушкина или Гоголя. Как слушали мы ее!
Она не раскладывала по полочкам литературных героев, не заставляла нас зубрить про типичных представителей. На ее уроках как-то само собой приходило к нам ощущение волшебной силы пушкинского слова и понимание давно ушедшей эпохи.
Надежда Чоодуевна была мастером проведения нестандартных уроков: диспутов, концертов, конференций. И ее уроки – до сих пор в памяти.
Правильнее было бы назвать их не просто уроками литературы, а уроками эстетического воспитания, уроками культуры. Вот чему учила она нас: этике, эстетике, культуре поведения, любви к прекрасному и ко всему живому.
Она умела расшевелить воображение, пробуждая лириков даже в самых рассудочных ребятах.
Если большинство моих сверстников обязано Надежде Чоодуевне тем, что она приохотила их к книгам, то для меня она сделала нечто большее.
В школьные годы я не думала о том, что посвящу учительству, как она, но пробовала писать стихи сначала на родном тувинском языке, а потом на прекрасном русском языке.
И она взяла меня под присмотр: подсказывала темы, разрабатывала со мной сюжеты. Ее литературные пристрастия, любовь к поэзии, музыке оказали огромное влияние на меня.
Благодаря моему педагогу я любила читать художественную литературу, обожала русскую классику, знала наизусть стихи великих поэтов.
Любовь к русскому языку и литературе привела меня к мечте поступить на филологический факультет Кызылского пединститута.
И мечта сбылась, по стопам моей учительницы много лет проработала в сельской школе, учила детей русскому языку и литературе. Интерес к работе учителя-логопеда привел меня ко второму высшему образованию.
В 2009 году окончила Красноярский госпедуниверситет и сегодня работаю учителем-логопедом в школе № 1 Кызыла, олигофренопедагогом-воспитателем в школе-интернате для неслышащих детей. Есть задумка заняться исследовательской работой.
Со времени моего ученичества многое изменилось в жизни и школе. Но одно требование я считаю неизменным: если не окажется в педагоге той душевной взволнованности, того высокого понимания своего долга, которые были присущи учителями нашего времени, ему лучше уйти из школы и найти себе другое занятие.
Жизнь показывает: именно те педагоги, которые передают детям заряд собственной увлеченности, и оставляют наиболее глубокий след в душах ребят.
Разумеется, учительский коллектив не может заменить семьи. Но в наш век занятости родителей без учителя немыслимо воспитание. Я считаю, что такие понятия, как любовь к людям, порядочность, чувство коллективизма школа прививает еще в большей степени, чем семья. В этом убеждает меня все то, что дали нам педагоги в школе села Шуй.
Чтобы средняя школа не была «средней», ей нужен яркий учитель. Я рада, что мне встретился именно такой педагог – Надежда Донгак. Очень хочется, чтобы такой учитель непременно оказался на пути каждого ученика.
Сейчас Надежда Чоодуевна на пенсии, живет в Кызыле, занимается воспитанием внуков. «Что твое, твоим не будет. То, что отдал – то твое», – эти слова грузинского поэта Шота Руставели – о ней. Она отдавала нам свое достояние – страсть к поэзии и литературе, к прекрасному.
Спасибо вам, моя дорогая, любимая учительница, главный педагог в моей жизни!
Фото: Наш 8 «а» класс с любимой учительницей русского языка и литературы, классным руководителем Надеждой Чоодуевной Донгак. Село Шуй, 1978 год.
Галина МОНГУШ (Хертек)