Черты Елизаветы Коптевой
Очень рада, что в Кызыле возвели памятник первым русским учителям.
В лице символической учительницы, отлитой из бронзы, буду искать черты Елизаветы Ивановны
Коптевой, моего преподавателя в Кызыльском педагогическом институте.
Давно это было, мне уже перевалило за семьдесят, но я и сейчас ярко помню ее.
Наша группа была тувинская, специальность – русский и тувинский язык и литература. Елизавета Ивановна Коптева преподавала нам современный русский язык и была куратором нашей группы. Мы очень любили и уважали ее.
Елизавета Ивановна хорошо знала наши нужды, трудности, никогда не повышала голос, была очень тактичной в обращении со студентами. Владела тувинским языком.
Хотя все мы были деревенские, группа наша была сильной: мы были очень старательные, принимали активное участие в жизни института.
Помню, когда мы учились на третьем курсе, 12 апреля 1961 года в космос полетел Юрий Гагарин. А в институте был объявлен конкурс художественной самодеятельности между факультетами.
И я сочинила частушки о Гагарине – целых двенадцать куплетов. Это были шуточные частушки, мол, мы отобьем у Вали Юру. Прочитав частушки, Елизавета Ивановна смеялась от души, некоторые куплеты перевала на русский язык и говорила, что наша группа с ними точно займет первое место.
На репетиции у нас получалось отлично, но на конкурсе мы номер провалили, потому что исполнявшие частушки девушки сами стали смеяться вместе со зрителями. Елизавета Ивановна очень огорчилась, у нее даже глаза заблестели слезами: такой номер провалили, собственное сочинение!
Но все равно наш факультет занял первое место.
Очень тронута была, прочитав в газете «Центр Азии» подробные и очень теплые воспоминания о Елизавете Ивановне Коптевой, написанные ее дочерью Ириной Ондар.
Помню Иру совсем маленькой девочкой: когда они жили в Кызыле еще в двухэтажном деревянном доме на втором этаже, я, приехав на курсы повышения квалификации, приходила к ним. Помню, как обрадовалась мне Елизавета Ивановна, мы обнялись, как родные сестры
Сейчас Ирина – сама педагог, преподает хореографию и балет в Париже. Она так далеко от родной Тувы, но живете жизнью своей Родины: ее воспоминания о маме и отце Хеймер-ооле Опановиче Ондаре, публиковавшиеся в «Центре Азии», очень важны для республики.
С Хеймер-оолом Опановичем мы окачивали одну школу – №1 в Чадане. Он был незаурядного ума математиком, ученым, педагогом, шахматистом, человеком редких способностей и большой души, хорошим семьянином, любящим отцом.
Елизавета Ивановна и Хеймер-оол Опанович были настоящей красивой парой: оба глубоко образованные, культурные и в то же время – очень простые люди.
Очень рада, что большая статья-воспоминание Ирины Ондар о Елизавете Ивановне Коптевой войдет и в четвертый том книги «Люди Центра Азии», который сейчас готовит к выходу в свет редакция газеты.
Статья эта называется «Мой Ангел». Мой учитель Елизавета Ивановна Коптева такой и была.
Алдын-кыс САРЫГЛАР