Нам не нужно изображать любовь

Станислав и Луиза – творческий семейный дуэт. Они вместе уже четырнадцать лет: сыграно множество ролей, получено несметное количество наград, а зрительская любовь измерена овациями, цветами и откровенным обожанием.

Что это такое – быть постоянно вместе? На работе и дома, в гастрольных поездках и на официальных мероприятиях, фестивалях, конкурсах, репетициях.

Как сохранить нежность, живость в отношениях и посредством театрального искусства рассказать о своей любви тысячам восторженных зрителей?

Об этом – интервью со звездной парой: Народным артистом Тувы Станиславом Ирилем и Заслуженной артисткой республики Луизой Мортай-оол.


Никто не дёргает, кроме рыбы


– Станислав, первый вопрос к вам – о детстве.

– Обыкновенное детство мальчика из многодетной семьи, родившегося четвертым из пяти детей в семье в селе Хорум-Даг Дзун-Хемчикского района, а вырос в поселке Кызыл-Тайга Сут-Хольского района.

К сожалению, родителей я потерял в раннем детстве, и это грусть и печаль всей моей жизни. Меня воспитала бабушка – Тазына Севековна Ондар, рядом были братья Сергей и Альберт, сестры Саяна и Саида, друзья, одноклассники.

Много времени посвящал помощи по хозяйству: заготавливал сено, ухаживал за скотом.

Ваше увлечение рыбалкой тоже из детства?

– Да. Рыбачить меня научил брат, и это занятие из детской забавы переросло в настоящее хобби. Сейчас рыбалка для меня – главный отдых: никто не дергает, кроме рыбы.

– На что ловите?

– Тайменя – на мыша, но больше предпочитаю на мошку, и чтобы обязательно – хариус. На Уш-Бельдире, конечно же, сиг – главная рыба.

Я частенько выезжаю на природу: вожу своих друзей из других регионов, знаете, как интересно за ними наблюдать! Они в такой восторг приходят от наших красот, такие эмоции, а у меня в душе гордость поднимается за наш родной край.

Не мыслю себя без нашей природы: горы, реки, степи и долины – такая красота! Очень люблю бывать у табунщиков: поговорить, услышать новые мелодии, ведь вся моя творческая жизнь подпитывается истинно народным фольклором – это мои корни, моя основа.

– Луиза тоже с вами на рыбалку ездит?

– Рыбалка – это для мужчин. Я люблю разнообразие компаний: ездил с Орланом Дамба-Хуураком, Алексеем Кууларом, с командой Олега Сарыглара. На аржааны, конечно же, с Луизой. Мы не можем надолго расставаться.

В следующей жизни стану балериной


– Луиза, а какой вы были в детстве?

– Родом я из Улуг-Хемского района, поселка Кок-Чыраа. Также как и в семье Стаса, нас пятеро: три брата, две сестры, я – самая старшая. Мама моя, Светлана Оюновна Бирилей – учитель русского языка и литературы шагонарской средней школы №2, работает по сей день, папа Сентябрь Донгакович всю свою жизнь проработал в совхозе «Улуг-Хая» инженером-механиком, сейчас на пенсии.

Сколько себя помню – всегда танцевала. Родные говорят, что ходить и танцевать начала одновременно, посмотреть на меня собирались все родственники, которые по окончании моих выступлений одаривали конфетами и монетами, так что зарабатывать я начала рано.

Мама хорошо шила, она-то и привила мне вкус, умение одеваться, выглядеть красиво. Какие у меня были красивые платья! Но больше всего запомнила сшитые для танцев – беленькая юбочка, такая же маечка. Вот радость-то была! Помню, как перед зеркалом красовалась и танцевала, танцевала, причем – на пальцах, в простых тапочках.

А когда училась в шестом классе, у нас появился телевизор, и я впервые увидела балет и белые блестящие тапочки на ногах балерин, уже позже узнала, что их называют пуанты, то мечта танцевать так же, как они, завладела всем моим существом.

Я все время просилась в балетную школу, но когда начались наборы, уже не подошла по возрасту. Так и ношу эту детскую мечту в своем сердце. В следующей жизни обязательно стану балериной!

– А если сейчас вернуть все назад, и вам бы пришлось выбирать между театром и балетом?

– Боюсь даже подумать, но, наверное, я бы изменила театру с балетом.

Но все-таки вы стали актрисой, как это произошло?

– В Туву в 1983 году приехала комиссия Московского государственного музыкального училища имени Гнесиных, и я решила попробовать свои силы. Весь прикол, как говорит сейчас молодежь, был в том, что я тогда не пела, а училище-то музыкальное, набирался курс актеров музыкальной комедии.

Поначалу меня не хотели принимать, но мудрая женщина, педагог от Бога Евгения Короткова настояла, чтобы меня взяли.

– Чем вы ее очаровали?

– Ей понравилась моя пластичность, умение двигаться, естественность, наверное. Она так и сказала: ритм чувствует, пластична, а петь научим. Вот и научили.

Очень благодарна всем своим педагогам, всем режиссерам, с которыми работала, ведь каждый творческий человек дает тебе что-то новое и интересное.

Выжили и выучились

– Получается, что вы, Луиза, по специальности – актриса музыкальной комедии, а Станислав – актер театра и кино?

– Да. Он – выпускник Санкт-Петербургской академии театрального искусства и часто вспоминает эти славные времена. Да вы у него, у самого спросите.

Станислав: О! Студенческие годы – это один из самых прекрасных периодов моей жизни, хотя учеба в Санкт-Петербурге пришлась на самый конец восьмидесятых – начало девяностых годов.

Смена денег, ваучеры, талоны. Нехватка абсолютно всего: зубной пасты, мыла, табака, самых простых продуктов, не говоря уже о деликатесах. Сам иногда вспоминаю и не понимаю, как мы выжили, выучились.

Да еще и по Европе гастролировали!

– Это вы о нашей группе «Ростки»? Это было в 1992 году, вместе с однокурсниками Откуном Достаем и Оолаком Ондаром создали инструментальную группу: играли на национальных инструментах, исполняли горловое пение.

Сейчас в это трудно поверить, но нам удалось записать альбом, найти влиятельного продюсера, который организовал нам гастрольный тур по Европе. Были мы в Брюсселе, Гааге, играли на улицах Амстердама.

Старая добрая Европа – изобилие и покой, а главное – сказочная красота и сытость. Вот мы там поели! И поиграли: и в клубах, и на улицах. Удача «Росткам» сопутствовала везде.

– А на учебу времени хватало?

– Хватало, потому что учились мы с огромным желанием.

Вы же понимаете, что нам приходилось сложнее, чем русскоязычным студентам, поэтому библиотека была нашим домом родным: читали, читали и еще раз читали. Много работали над актерским мастерством.

Надо было работать над речью, осваивать сцендвижение, фехтование, танцы. Руководитель курса Анатолий Самойлович Шведерский, наш мастер, отдавал студентам весь свой талант и душу. Конечно, мы не могли подвести ни его, ни нашу академию – одну из лучших в мире школ театрального искусства.

Служение на театре

– Поговорим о вашем совместном с Луизой служении на театре.

– Правильно вы сказали. В театральном мире не говорят «работаю в театре», а именно – «служу на театре».

Может быть, лучше Луиза расскажет и о своих ролях, и о наших общих работах?

– Надеюсь, вы не всегда так вместо себя ловко подставляете супругу?

– Конечно, нет, только когда что-то легкое и необременительное.

– Хорошо, продолжим с Луизой. Что для вас – театр?

– Театр для меня – это жизнь, не представляю себя вне сцены. И если регулярно не играю, не чувствую атмосферу зала, то это меня страшно угнетает.

Хотя жаловаться мне грех, ролей сыграно немало, причем, очень разных: это Мерандолина из «Трактирщицы» Гольдони, озорная Долумаа из спектакля Кудажи «Проделки Долумы», Ольга Ларина из спектакля «И жизнь, и слезы, и любовь» по «Евгению Онегину» Пушкина.

Ой, можно я просто назову еще несколько спектаклей, и все? Потому что много получается, надо же и про работы Стаса и наши совместные рассказать.

Дальше – принцесса из сказки «Охотник Кудер» по пьесе Серен-ола. Яркая, запоминающаяся Титания из шекспировского «Сна в летнюю ночь», Беатриче из спектакля «Слуга двух господ» Гольдони в постановке Амаду Мамодакова – алтайского актера и режиссера, активно снимающегося на центральном телевидении и в кино.

А можно поподробнее про Амаду Мамодакова, которого зрители помнят по сериалу «Центральный округ», где он в образе оперативника и в компании таких звезд как Владимир Меньшов, Сергей Горобченко, Татьяна Арнгольдтс, и по культовому фильму «Звезда», где ему досталась роль представителя одного из народов Крайнего Севера.

Он в жизни так же обаятелен?

– Еще лучше! Умница, интеллигентный, контактный, с великим чувством юмора. В кино он зажат в рамки определенного образа, а в жизни любой человек намного интереснее, пусть даже и с недостатками.

Спектакль «Слуга двух господ», который Мамодаков поставил на сцене нашего муздрамтеатра, получился настолько необычный, что вызвал много интересных споров. То, что это – большая удача режиссера и актеров, занятых в постановке – сомнению не подлежит.

Наш уголок

– С какого спектакля начался ваш актерский дуэт со Станиславом?

– Со спектакля «Аргада-Чыыш» – «Собрание в лесу» Хертека Ширин-оола, нашего великого актера, режиссера, драматурга, одного из наших учителей.

Это был очень смелый спектакль, на злобу дня, где действующие лица – звери в человеческом обличии, и все прекрасно понимали, какие люди скрываются за образами животных.

Это было в 1997 году. Я играла Лису, Стас – Марала.

– Близко знающие вас люди утверждают, что именно с этого спектакля начался и ваш семейный дуэт.

– Доля правды в этом есть.

К тому времения уже была вдовой: мой первый супруг Айдын Мортай-оол, талантливый актер театра, ушел из жизни молодым. Старший наш сын Ай-Хаан жил с его мамой, тоже талантливой актрисой театра Валентиной Оюновной Мортай-оол. Бабушка так любила старшего внука, который во всем напоминал отца, что с моей стороны было бы жестокостью лишить ее этого счастья – родного человека рядом. И я уступила ее просьбам: Ай-Хаан живет с бабушкой.

Младшему сыну Чаяну было шесть лет, и он Стаса принял сразу же. Очень любил к нему в гости ходить и всегда очень ждал его в гости к нам.

Официально мы оформили отношения в августе 2001 года, до этого все некогда было в ЗАГС сходить. И с тех пор мы – полноценная семья.

– У вас есть семейный талисман, Луиза?

– Не талисман, а семейный уголок для уединения, молитв. В тувинской семье, считаю, должен быть такой уголок буддийской веры, и я его в доме сделала, собираю туда все атрибуты.

Раньше как-то не придавала этому особого значения, молодая была, а теперь с годами приходит осмысление, хочется оберегать свой домашний очаг. Со всеми своими радостями и горестями мы идем в этот уголок молитв. Особенно – перед важными делами, перед дорогой. И я, и Стас, и сын наш Чаян – все мы почитаем и оберегаем наш уголок.

Особое место в судьбе

– Каждая тувинская актриса мечтает сыграть Кару в спектакле «Хайыраан бот» («Кара и Седип») Виктора Кок-оола. Вам это удалось, да еще в паре с любимым человеком. Это помогало?

– Да. Спектакль занял совершенно особое место в нашей судьбе. Нам не нужно было изображать любовь, она присутствовала рядом, я ощущала ее в каждом взгляде, прикосновении и отвечала тем же.

Этот легендарный спектакль – визитная карточка нашего театра, это что-то такое, без чего ты не мыслишь ни себя, ни своей работы.

В разные годы многие режиссеры ставили этот спектакль. Нам посчастливилось поработать над этим материалом под руководством Народного артиста Тувы, Заслуженного артиста России Алексея Кара-ооловича Ооржака. В его версии – это красивая легенда, где все построено на тончайших сравнениях, философски и мудро. Режиссер, как творец, имеет право на собственное мнение, несмотря на привычку зрителей к другой трактовке.

– Сыграв в спектакле «Кара и Седип» влюбленную пару, вы навсегда вошли в историю тувинского театра. Можно это назвать пределом мечтаний?

– Предела для мечты нет. Осуществив одно, сразу думаешь о другом, а со временем мечты меняются.

В юности мечтала играть Джульетту, теперь, если и сыграю, то, скорее всего, ее нянюшку. Но мечтать надо, чтобы было к чему стремиться.

Не надо слишком часто возвращаться назад

Станислав, теперь – о ваших работах.

– Все свои роли я люблю, но выделяю образ молодого Субедея из спектакля «Кто ты, Субедей – Маадыр?» по пьесе Эдуарда Мижита. Моего героя в зрелом возрасте играл Хертек Олбезекович Ширин-оол, актер, не терпевший малейшей неточности, требовательный и жесткий. Моя задача состояла в том, чтобы не быть слабее и не испортить созданный им образ исторической личности.

Конечно же, роль Седипа, но не буду повторяться, Луиза все правильно рассказала об этой работе.

Надо вспомнить и о роли Санчо Панса в «Дон Кихоте», и о табунщике Бала из спектакля «Вернись, мой друг, вернись».

– Это роль, за которую вы получили высокую награду на фестивале «Сибирский транзит» в 2002 году?

– Верно, был такой факт в моей биографии.

А из последних работ – конечно же, Кудус-оол из спектакля «Культегин». Особенно мне нравится характеристика моего героя: то ли шаман, то ли сумасшедший. Образ сложный, но яркий, сильный и очень наполненный по внутреннему ощущению.

Ролей было много, и рассказу о них можно посвятить много времени, но не надо слишком часто возвращаться назад, лучше думать о том, что ждет впереди.

Душа песни просит


– Обозначим еще одну грань вашего со Станиславом семейного творчества – вокальный дуэт. Когда вы запели вместе?

Луиза: Стали вместе жить и запели. Мы поем не только на работе, но и дома, в машине едем – тоже поем. Душа песни просит.

Станислав: Пение – это порыв души. Пою – всегда. И друг у друга мы учимся постоянно. Я думаю, когда кончается процесс взаимного обучения, кончается и общение. Потому что брать нечего и отдавать нечего. И не хочется.

– Знаю, что в становлении дуэта Ириль – Мортай-оол огромное участие принимала ныне покойная Серафима Андреевна Калинина.

Станислав: Это так. И мы Серафиме Андреевне очень благодарны. Светлая ей память.

– Какая из исполняемых вами песен самая любимая?

Станислав: «Эглип Келем» – «Возвращайся», слова и музыка Альберта Хомушку.

– А не хотелось бы исполнить что-нибудь этакое, не свойственное вам, или боитесь быть не понятыми?

Станислав: Боязни нет, но надо сделать так, чтоб уж наверняка, не хочется огорчать своих зрителей. Хотя мы – люди азартные, если уж загоримся, то что-нибудь придумаем.

Абсолютно счастлив только кретин


– Станислав, вы считаете себя счастливым человеком?

– Абсолютно счастливым всю жизнь может быть только кретин. Человеческая особенность в том, что мы постоянно ищем счастья.

У меня была масса счастливых минут. Кто-то из известных мыслителей сказал, что дружба с великим человеком – дар богов. Мне посчастливилось дружить с Олегом Сарыгларом. Дорожу каждым днем, когда нам удавалось быть вместе.

Мне посчастливилось работать и общаться с такими талантливыми людьми как Алексей Ооржак и Валерий Шульга, выходить на сцену с такими великими талантами как Хертек Ширин-оол и Александр Салчак.

Меня окружают весьма глубокие и жаждущие знаний люди. И это не просто счастливейшие минуты, а дни, часы. Иногда и мгновения запоминаются на всю жизнь, и в них ощущается вечность.

Жизнь продолжает преподносить мне множество интересных счастливых встреч и уроков. Главный вывод, который сделал – очень важно и очень сложно оставаться человеком.

– А чего вам не хватает?

– Всегда вспоминаю свою маму, мне ее очень не хватает. Братья, сестры – это хорошо, но мама – святое.

Когда вижу черствое отношение к матери, мне всегда хочется сказать этому человек: береги свою маму, она – самое дорогое в жизни.

А в работе мне не хватает времени, иногда – терпения.

Неважно где ты был, важно, куда ты возвращаешься

– А как у вас с доверием? Присутствует ли в семье такой порок – ревность?

Станислав: Если честно, то я немного ревнивый. У Луизы есть поклонники, которые дарят цветы, актрисы не могут без этого. Стараюсь реагировать на них спокойно, такая уж у нее работа. Но одну не оставляю, на все встречи и концерты ездим вместе.

Луиза – мой тыл, о котором я всегда мечтал, мне нравится ее способность обеспечить в семье уют и покой, хотя она иногда и бывает очень взрывной.

А я сам стараюсь не давать повода для ревности. Хотя, по большому счету, и это не главное. Моя жена говорит так: «Неважно, где ты был, важно, куда ты возвращаешься».

Луиза: Мужчина – собственник – не для меня.

Стас дает мне возможность пококетничать, это очень мудро – именно когда тебе дают свободу, никогда и не захочешь ею воспользоваться. А ревную ли я? Наверное – да. Мне, кажется, ревность присутствует в каждом человеке, просто не надо на этом зацикливаться, а больше доверять.

– Луиза, у вас и у Станислава множество разных наград и званий, а мы как-то не поговорили на эту тему.

– И не будем. Наши достижения – это наши роли, наши песни. Любовь зрителей не сравнится ни с чем.

Не скрою, получать дипломы и призы очень даже приятно, и мы радуемся не только за себя, но и за своих коллег, которые получают заслуженное признание.

– Станислав, вы с Луизой – лауреаты государственной премии Тувы имени Хургулек Конгар. Это вам льстит?

– Я не совсем понимаю это слово– льстит. Мы работали, наше творчество оценили, мы довольны.

– А что вы первым делом купили на полученную премию для своей семьи, Луиза?

– Большой красивый холодильник, я так давно такой хотела.

Удивительные страны

– Знаю, как вы любите наши родные места, но если бы вам предложили на выбор любую страну, какой бы вы отдали предпочтение, Станислав?

– Отвечаю – Японии. Удивительная страна, недаром же говорят, что японцы произошли от инопланетян.

Там иначе: отношение к жизни, пища, дороги, чувство ответственности перед обществом и природой. Глубоко философское отношение к миру и отсутствие такой простой вещи – пыли.

А их чайные церемонии! А любование сакурой! Яркая ассоциация с одним из первых спектаклей, сыгранных на тувинской сцене – «Масляный ад» Тикамацу. Когда был в Японии, всегда об этом вспоминал.

В Японии одеваются просто, так как очень жарко, кофе пьют холодным, даже в аэропорту нас встречали ледяным кофе. Когда наш самолет садился, глядя в иллюминаторы, думали, что падаем в океан: он садился прямо на воду, взлетная полоса – на воде. Смотришь: справа – вода, слева – вода, вместо горизонта – тоже вода, и очень много кораблей.

Удивило, как японцы любят карликовые деревья, как они их украшают. На фруктовых деревьях каждый фрукт бумажкой обворачивают, и так весь сад.

Очень поразило – все делают гимнастику: на улице, в парках, скверах. Где находятся, там и делают упражнения. Так здорово: здоровый образ жизни.

Жили мы в маленьких домиках: тишина, спали на полу. Снаружи домики выглядят под старину, а внутри – современная техника. Солнце встает рано-рано утром, действительно – Страна восходящего солнца. Выхожу на улицу, а там сидит кот, в Японии это священное животное, он на меня так важно глянул, как бы поприветствовал.

Мы в Японию ездили с Надеждой Куулар, с нами трое танцоров: по приглашению на «Экспо-2005», где мы представляли Россию. Все страны показывали свои достижения, а мы представляли горловое пение.

В финале во время нашего выступления подключился целый национальный оркестр, а потом включились барабанщики, а потом и все участники, и пошла такая импровизация на тувинскую тему! На поле начали танцевать, танцевали все, от мала до велика, такое запоминающееся зрелище.

Удивительная страна. Побывав там однажды, навсегда влюбился в нее.

– А вы, Луиза, где бы хотели пожить, кроме Тувы?

– Точный ответ дать не могу, но очень понравилась Турция. Солнце, пальмы, кипарисы, ажурные минареты, множество магазинчиков, базарчиков и лавочек. Удивительный запах специй и свежего кофе, который варят на каждом углу и подают в каждом магазинчике.

Все это увидела и ощутила в этом году во время поездки в старинный турецкий город Адана, где наш театр на двенадцатом Международном театральном фестивале представлял не только Туву, но и всю Россию.

Бросок из зимы в лето, после сибирских морозов попадаешь в сказочный мир с мечетями и старинными улочками, цветущими деревьями и Средиземным морем. Полный восторг, я даже однажды ущипнула себя за руку: не сон ли это?

Все стремительно, эмоционально, на таком подъеме и спектакль «Культегин» был отыгран.

Множество жизней

– Станислав, актерская жизнь – это…

– Ни минуты покоя. Актер – это не профессия, это призвание: жить чужой жизнью, обыгрывать чужие чувства и проживать множество жизней, как свою.

– Луиза, ваш основной жизненный вывод?

– Безвыходных положений нет, всегда надо искать выход. Кто ищет – всегда найдет.

– Любимый цвет?

Станислав: Белый.

Луиза: Красный.

– Любимая пища?

Станислав: Хлеб.

Луиза: Жареная картошка.

– Вид спорта?

Станислав: Хуреш.

Луиза: Хуреш.

– Любимый праздник?

Станислав: Международный день театра.

Луиза: Новый год.

– Любимый композитор?

Станислав: Китаро, Япония.

Луиза: Чайковский, Россия.

– Время года?

Станислав: Лето.

Луиза: Осень.

– Пожелание людям?

Станислав: Творчества!

Луиза: Любви!

Фото автора, из личного архива Станислава Ириля и Луизы Мортай-оол и архива газеты «Центр Азии».

Фото:

 2. Фирменная улыбка Луизы.

3. «Дон Кихот» на сцене Тувинского музыкально-драматического театра.

Дон Кихот – Эдуард Ондар (младший), Санчо Панса – Станислав Ириль. 2008 год.

4. Сцена из спектакля «Кто ты, Субедей – Маадыр?» Субедей – Станислав Ириль,

жена Субедея – Луиза Мортай-оол, их сын – Дамба Кан-оол, а первым исполнителем этой роли был Чаян Мортай-оол. 2006 год.

5. Стремительно и эмоционально. Стас и Луиза – в волнах Средиземного моря. Турция, март 2010 года.

6. Звездная пара – Станислав Ириль и Луиза Мортай-оол.

Беседовала Людмила ВОЛОШИНА
  • 12 324