Духи забрали лунное сердце Ай-Чурек к себе
Ушла из жизни Ай-Чурек Оюн – шаманка, известная не только в Туве, но и в России, странах Европы, Соединенных Штатах Америки.
Все называли ее просто Ай-Чурек – Лунное сердце.
Ее сердце остановилось в Кызыле 21 ноября – на сорок восьмом году жизни. Медицинское заключение – сердечный приступ. Ее коллеги-шаманы уверены: Ай-Чурек призвали к себе духи.
Ай-Чурек Шиижековна Оюн родилась 15 августа 1963 года около реки Тес в местечке Тос базырык – Девять курганов, у подножия горы Ак-Бедик.
С 2001 года Ай-Чурек Оюн руководила одной из представительных организаций тувинских шаманов «Тос Дээр» – «Девять небес».
«Все мои предки – шаманы, – рассказывала она о себе. – Это наше предназначение, и ко мне оно пришло по материнской линии. У моей бабушки было восемь сестер, и все девять женщин были шаманами. Моя мама – средняя из трех дочерей моей бабушки. Она родила девятерых. Я – восьмая сестра».
С 2000 по 2007 годы Ай-Чурек объехала всю Европу и все штаты Америки, участвуя в шаманских симпозиумах и проводя свои семинары, наиболее популярный из которых – гадание на камнях. Итальянскими документалистами был снят фильм «Moonheart» – «Лунное сердце».
В 2000 году она совершила большое камлание на берегу Москвы-реки, проведя ритуал защиты парков и зеленых насаждений столицы России. Была постоянной активной участницей фестивалей живой музыки и веры «Устуу-Хурээ» в Чадане, оказывала благотворительную помощь.
Помню, на одном из первых фестивалей «Устуу-Хурээ» мы, журналисты газеты «Центра Азии» и сопровождающие нас лица, дружно набились в юрту на фестивальной поляне – со своими рюкзаками, спальниками, шумом и суетой.
Совершенно уверенные, что эта просторная юрта специально для нас здесь поставлена, мы еще и кучу безпалаточного народа из разных стран гостеприимно пригласили ночевать в «свое» жилище. В результате разноязыкий интернационал спал в юрте вповалку, сопя и храпя с разными акцентами.
А хозяйка юрты – как уже намного позднее выяснилось, ей была Ай-Чурек – скромно и терпеливо ютилась со своим бубном где-то с краю, ни словом не обмолвившись о своих законных правах, ни сделав ни одного замечания.
Та самая суровая во время своих камланий Ай-Чурек, которую даже побаивались, но которая могла так искренне, по-детски, улыбаться.
«Главный закон нашей жизни – это силы добра и зла, между которыми человек делает выбор. Если человек выбирает зло, то к нему это зло и вернется – он сам и будет отвечать за свой выбор. Я очень благодарна земле, где я родилась, людям, которые меня окружают, а также людям, которые ищут добро», – так говорила Ай-Чурек, когда билось ее сердце.
Очень сожалею: так и не успела взять у Ай-Чурек большое интервью для газеты «Центр Азии». Планировала, даже ее фото специально были сделаны, но все время отвлекалась на другие дела: казалось, что впереди еще так много времени, чтобы спокойно поговорить с этой неординарной сильной женщиной, которую не все понимали, но которая точно понимала, чего хочет сама: «Не хочу, что бы люди искали зло».
И для меня не имеет абсолютно никакого значения то, что она – язычница, а я – православная христианка. Это совершенно неважно, потому что я хочу того же, что и она.
Фото: 2. Ай-Чурек возле домика шаманской организации «Тос Дээр» –
на берегу Енисея. Камлание. Кызыл, лето 2006 года.
Фото Нади Антуфьевой, из архива редакции газеты
«Центр Азии».
Рубрику ведет главный редактор «ЦА» Надежда АНТУФЬЕВА antufeva@tuva.ru