Уважать себя

Грустно: Бал газеты «Центр Азии» в честь героев четвертого тома книги «Люди Центра Азии» 9 апреля придется проводить без Мажита Исмакова, председателя Кызыльской городской организации Всероссийского общества инвалидов.

А он так ждал этой книги и Бала, готовился: заранее, как делал все и всегда, приобрел новый светло-серый костюм, к которому подобрал лаковые туфли.

Но 5 марта 2011 года Мажита Салимовича не стало: в 22 часа 50 минут, на шестьдесят втором году жизни, не приходя в сознание, он умер у себя в квартире, на руках у Алены Седип.

Она, супруга и надежная помощница во всех делах – заместитель председателя городского общества инвалидов, до последнего вздоха была рядом с человеком, которого не просто уважала – почитала.

Полностью потерявший зрение в пять лет Мажит Исмаков был человеком, с которого можно брать пример всем прекрасно видящим и здоровым, но вечно стонущим и жалующимся на жизнь. И поэтому материал о нем «Жизнь не вслепую», который написала в 2008 году, особенно дорог мне.

Ничего не могло сломить незрячего Мажита Исмакова. Деловой, ответственный, обязательный, умеющий делать множество дел, он всегда был в самой гуще жизни. И никогда не терял твердости духа. Даже перед смертью, когда рак легкого дал метастазы в мозг.

15 февраля, перед последней отправкой в больницу, он продиктовал Алене Дандар-ооловне свою последнюю волю и расписался в документе: тело обязательно кремировать, а прах развеять на родине – в Саратовской области, над Волгой. Ближайший к Кызылу крематорий в Новосибирске, где провожают в последний путь со всем уважение к усопшим и их родных, на уровне мировых стандартов, был выбран заранее, еще в ноябре 2010 года, при помощи Интернета.

«Мажит Салимович, которого многие называли Михаилом Петровичем, на русский манер, и при жизни не любил создавать людям проблемы, и после смерти не хотел. Поэтому строго наказал: если уйдет из жизни в выходные дни, когда люди отдыхают, не беспокоить никого и сообщить о смерти позже. Я так и сделала», – делится супруга.

На 10 марта было назначено прощание, сразу после которого Алена на специальной машине для транспортировки усопших выехала в Новосибирск, где ее встретил Александр, младший сын Мажита Салимовича, который и увез после кремации прах отца на родину – в Саратов.


А 24 марта в квартире на улице Гагарина Алена организовала еще одно прощание – с Еремеем – единственной в Туве собакой-поводырем, верно служившим своему хозяину с лета 2007 года, когда он был привезен в Кызыл из поселка Купавна Балашихинского района Московской области, где находится школа восстановления трудоспособности слепых и подготовки собак-проводников.

Еремей – государственная собственность, он должен делать то, чему обучен – помогать незрячим, поэтому Алена Дандар-ооловна сообщила в школу о смерти хозяина и там нашли для Еремея новую хозяйку – незрячую девушку в ближайшем от Тувы регионе – Хакасии.

Двадцатичетырехлетняя Катя Коровина из города Черногорска очень ждет встречи со своим новым другом. Алена Дандар-ооловна лично везет к ней Еремея, чтобы передать со всеми документами из рук в руки, рассказать о характере лабрадора и лично убедиться: здесь ему будет хорошо.

Грустное расставание. Но она привыкла переносить все удары судьбы стойко, никому не показывая свою боль.

Так учил ее и супруг, с которым они нашли друг друга уже в зрелом возрасте и создали удивительный союз, где все было общим: и семейные, и рабочие заботы, радости. Только одно не успел сделать Мажит Салимович: официально зарегистрировать отношения. Все назначал и переносил даты: хотел сделать все особенно красивым, торжественным. А с приходом болезни стало не до торжеств. Так что Алена Дандар-ооловна осталась гражданской женой. Юридически – большая разница, по-человечески – никакой.

Больше не увидим мы на улицах Кызыла незрячего человека с белой тростью, впереди которого идет черный лабрадор в специальной шлейке с красным крестом.

Человека с прямой спиной, при виде которого хотелось распрямить плечи и идти так же уверенно и гордо.

Но в книге «Люди Центра Азии» остались слова Мажита Исмакова, которые, считаю, обращены не только к людям с инвалидностью, но и ко всем нам:

«Самое главное для инвалида – преодолеть себя. Заставить себя. Преодолеешь одну ступень, уже легче подняться на вторую. Со второй ступеньки – на третью. И так все выше и выше.

Это трудно, да. Но каждое преодоление дает такую энергию для будущих преодолений! Я добился. Я все-таки смог! Если я это смог, значит, я и другое смогу!

За одной победой обязательно пойдет другая. И тогда и окружающие будут тебя не жалеть, а уважать. И самое важное: ты сам будешь уважать себя».

Он прав: это действительно очень важно – самому уважать себя.

 

Фото: 1. Мажит Исмаков с поводырем Еремеем. Кызыл, 28 августа 2007 года. Фото Виталия Шайфулина.

2. Семья: Алена Седип, Мажит Исмаков и Еремей, самый лучший из зверей. Кызыл, 6 января 2008 года. Фото Надежды Антуфьевой.

Рубрику ведет главный редактор «Центр Азии» Надежда АНТУФЬЕВА antufeva@centerasia.ru
  • 3 617