Василий Дёмин: народный художник с колючим характером

В моем фотоархиве хранится снимок, сделанный 13 января 1962 года. Посмотрите на него внимательно. Событие, посвященное пятидесятилетию художника Василия Дёмина, состоялось в малом зале старого, теперь уже снесенного, здания республиканского музея имени Алдан-Маадыра.

 

 

Важные гости юбиляра

Поздравить юбиляра пожаловали важные персоны во главе с Салчаком Тока – Бай-Кара Долчанмаа, Юрий Аранчын, Хертек Анчимаа, ее на фотографии не видно, она сидела за спиной Аранчына.

Здесь же художники из Абакана, Красноярска, Иркутска. Среди них – Тойво Ряннель, о котором так ярко и красочно на страницах газеты «Центр Азии» рассказала журналист Анастасия Вещикова.

За многие годы моей работы в области культуры я не припомню ни одного случая, чтобы Тока пожаловал на чествование какого-то творческого работника. Но Дёмина он ценил не только как талантливого художника, но и как человека, готового откликнуться на любую просьбу или поручение Токи.

Когда гости торжества собирались, Тока предложил, чтобы собрание вел я, а сам присел к краешку стола. В течение всего собрания не промолвил ни одного слова. Только пожал юбиляру руку.

Доклад о юбиляре сделал художник Сергей Ланзы. Знаю, что Сергей Ланзы и Василий Дёмин не очень были дружны, но доклад Сергея Кончуковича о Дёмине был хорошим. На снимке он как раз читает этот доклад.

Заметьте, на столе перед Долчанмой лежит папка. Раскрыв ее, председатель Президиума Верховного Совета Тувинской АССР зачитала указ о присвоении Демину почетного звания Народного художника Тувинской АССР.

Юбиляр – крайний справа – сидит, опустив голову. Дело в том, что Дёмин не любил никаких собраний, считал это пустой тратой времени. И, как обычно, был немногословен. Бросит фразу или колкую шутку и опять молчит.

Автор обелиска «Центр Азии»

А через год – 30 марта 1963 года – Дёмину было присвоено очередное почетное звание – Заслуженный деятель искусств Тувинской АССР.

Если собрать все полотна Дёмина, по ним можно проследить историю Тувы с конца тридцатых годов прошлого века. Он – пейзажист, портретист.

Василия Дёмина – автор проекта и даже строитель обелиска «Центр Азии». Рассказывал, что за проект этого монумента ничего не получил, имея в виду денежное вознаграждение.

Основатель в Туве Союза художников, он был первым наставником для многих молодых художников и камнерезов. Первым его учеником был художник Всеволод Тас-оол.

Василий Фадеевич – автор иллюстраций в некоторых книгах, выпущенных тувинским книжным издательством.

Вхождение Тувы в состав СССР: папка с исторической картины

Знаменитую картину «Заседание Верховного Совета CCСP о приеме ТНР в состав Советского Союза» жителя Туш ждали с нетерпением так как знали, что ее пишет художник Дёмин.

Закончив работу над картиной, Дёмин выставил ее на обозрение посетителей. Помню, что на просмотр дёминского творения отпускали группы работающих прямо с предприятий и учреждений. И я тоже пошел в музей.

Василий Фадеевич рассказывал мне, что свою историческую картину он писал с фотографии, но, естественно, внес свое видение этого события.

На картине – группа членов Президиума Верховного Совета СССР и делегация Тувинской Народной Республики. Перед Токой – папка большого размера.

Хорошо помню подробности изготовления этой исторической папки. Дело было так. Это было в июле 1944 года, я уже четвертый месяц работал переплетчиком в типографии. У переплетчика тех времен разнообразная работа: фальцовка печатных листов, изготовление книг, конвертов.

А тут начальник цеха Анна Павловна Коробова дает мне ответственную работу: делать перфорацию на больших листах с отпечатанными на них почтовыми марками ТНР. На листе их 64 штуки. Подставишь листы с марками под иглы перфоратора, нажмешь ногой на педаль и вот они – дырочки. Затем смазываю столярным клеем обратные стороны листов и раскладываю на просушку. Вечером готовые листы прячу в сейф.

Работая, стал замечать, что рядом какие-то незнакомые люди что-то обсуждают. Никого из них я не знал. По их поведению сообразил, что это какие-то начальники. На столе были развернуты большие пластины хромовой кожи. Один из даргаларов-начальников сказал: «Эта кожа не годится, несите другую».

Среди визитеров был человек небольшого роста, он ничего не говорил, а больше слушал. После их ухода я спросил у Анны Павловны: «Кто этот русский мужик?» Она ответила, что это художник, фамилия его Дёмин.

Вскоре принесли пластину тончайшей хромовой кожи. Коробова, а она была переплетчицей высочайшего уровня, стала мастерить какую-то странную папку чуть не в полметра высотой и сантиметров сорок в ширину. По краям – высокие бортики, в нижней части – круглое углубление.

Появились новые начальники, вложили в папку согнутый пополам лист с напечатанным, а, может, написанным от руки, красной краской текстом и названием «Декларация». К бумажному листу была прикреплена на шнурке сургучная печать, которую опустили в круглое углубление папки.

Позже, освоив наборное дело, я просмотрел все типографские шрифты, но так и не нашел похожего тому шрифту, который использовался бы в тексте декларации.

Сожжённые марки

А с марками Тувинской Народной Республики произошла такая история. После вхождения республики в состав Советского Союза они стали не нужны. И мне пришлось весь тираж марок бросить в топку.

Я не знал тогда что есть люди, которые марки коллекционируют, и не понимал ценности того, что мне велели сжечь.

Автором марки был Дёмин. На марке было изображение здания правительства ТНР. Известный специалист по маркам Блехман в своей книге «Почтовые марки ТНР» пишет, что этой почтовой марки не осталось ни одного экземпляра. Дёмин вручную с сохранившегося клише сделал оттиск этой марки для Блехмана.

С этого времени началось мое близкое знакомство с Дёминым. Я часто бывал у него дома. Узнал его как простого человека, скромного в своих житейских потребностях, всегда куда-то спешащего.

Когда Дёмин узнал, что я увлекаюсь рисованием, подарил мне акварельные краски и несколько кисточек. Я их использовал для оформления в типографии стенных газет.

Дёмин жил в Кызыле в небольшом домике, рядом со старым зданием редакции газеты «Шын». Ему предлагали хорошую квартиру, но он отказывался, мотивируя тем, что в домике ему удобнее жить и творить.

Здесь он отмечал свое пятидесятилетие. Все стены и круглая печь были увешаны забавными поздравлениями и шаржами на именинника.

Шутки художника: голосом Токи

Дёмин обладал колючим характером и острым языком. Остроты его знали, и многие боялись, как бы Демин их ни поддел.

Он был мастак на шутки. Подмигивая художнику Ряннелю, напевал: «Ряннели, Ряннели, Ряннели нагрянули. Ладушки, ладушки спереди и сзадушки».

Он ловко подражал голосу любого человека. Особенно здорово пародировал голос Токи. Как-то Дёмин поведал мне о событиях пятидесятых годов, когда начальником управления культуры в Туве был Иванов.

«Готовили мы выставку произведений художников в театре. Нам нужна была помощь, но никто ее не предлагал. В театре нашел телефон, в кабинете никого нет, звоню Иванову и голосом Токи говорю: «Товарищ Иванов? Что там у вас в театре с выставкой происходит? А где этот халтурщик Дёмин? Чем занимается? Примите меры!»

Реакция, рассказывал Дёмин, была незамедлительной: «Прибегает трясущийся, вспотевший Иванов и кричит: «Тока недоволен ходом подготовки выставки! И про тебя спрашивал, называл халтурщиком!» И все быстро появилось: и люди, и машина, и доски. К вечеру выставка была готова».

Последняя встреча

Последняя наша встреча была короткой. Не помню точную дату, но было это в период 1990–1992 годов.

Я тогда работал в Центральной избирательной комиссии республики. Пришел домой на обед. И вдруг звонок в дверь: Дёмин, в руках – картины. Василий Фадеевич сообщает, что уезжает в Подольск и дарит мне две картины.

Одна из них – зимний деревенский пейзаж. Другая – пейзаж летний: река Амур, палатка на берегу. Эти картины и сейчас рядом со мной – висят на стене дома под Воронежем, где живу. Рядом с ними – картина Сергея Ланзы «Саяны».

 

Фото: Пятидесятилетие художника Василия Дёмина. Слава направо: Сергей Ланзы

(на трибуне), за столом Бай-Кара Долчанмаа, Пётр Самороков, Салчак Тока,

Василий Дёмин. Кызыл, республиканский музей. 13 января 1962 года.

Пётр САМОРОКОВ, Воронеж
  • 5 807