Автопробег на родину: из Парижа в Кызыл за десять дней и шестнадцать часов
Десять дней и 16 часов понадобилось Ирине Ондар, чтобы вернуться на родину – спустя одиннадцать лет. 7 июля в 20 часов по местному времени она на автомобиле «Renault-Kangoo» («Рено-Кангу») выехала из Парижа, а 18 июля в шесть часов утра, тоже по местному времени, уже въезжала в Кызыл.
Путешествие Ирина совершила вместе со своим мужем Эдуардом Маркаряном, тоже уроженцем Кызыла, одиннадцать лет назад последовавшим во Францию за своей любимой, отправившейся 17 июля 2000 года покорять Париж.
И это ей удалось: сегодня Ирина Ондар – востребованный в Париже балетмейстер, ее классическая московская школа балета здесь очень ценится. Французские ученицы нашей землячки побеждают в международных конкурсах, она и сама – в прекрасной балетной форме, и сегодня танцует на пуантах. Говорит, что берет пример со своего кумира – Майи Плисецкой, которая оставила большую сцену только в 65 лет, а в день своего семидесятилетия дебютировала в специально написанном для нее номере Бежара «Аве Майя».
Эдуард в Париже тоже нашел себя: успешно освоив французский, стал дизайнером помещений и ландшафтов – мастером на все руки.
На европейско-азиатских дорогах Ирина и Эдуард за рулем сменяли друг друга. И белый «Рено-Кангу», похожий на маленький домик с двумя высокими передними сиденьями и огромным пространством для багажа сзади них, не подвел: мчался без поломок. Правда, время от времени цеплялись гибэдэдэшники, требуя мзду, но, как отмечают оба водителя, в основном – на трассах европейской части России, а в Сибири стражи дорог значительно корректней и приличней.
Эдуард уверен: они добрались бы до Кызыла и быстрей, если бы не подвел навигатор, который сначала завел их вместо Тувы на Алтай. И была небольшая остановка – в Казани, где сейчас проживает старший ребенок Ирины Владимир Прибытков, который после встречи отправился вслед за мамой в Кызыл. Младшая дочка Эля осталась в Париже: совершить путешествие ей не позволили учеба и работа.
«Перед выездом в Кызыл я настроилась на большой контраст с ухоженными европейскими городами, ведь родной Кызыл остался в моей памяти таким, каким был одиннадцать лет назад, – делится пережитым Ирина Хеймер-ооловна. – Но то, что я увидела, было шоком!»
Французская кызыльчанка рассказывает: въехав ранним утром в еще спящий город, они двигались по центру очень-очень медленно, рассматривая все вокруг, узнавая и не узнавая. Удивила чистота центральных улиц, поразило великолепное здание нового музея, порадовал появившийся, наконец, национальный колорит. Вывод: город очень изменился к лучшему.
А выезд за город принес новые эмоции. «Eхepsionelle!» – «Исключительно!», – восторг по поводу этнокультурного комплекса «Алдын Булак». «Это место остановило мой бег. Это – то, что хотела получить, это – родина, юрты, в которые возил в детстве папа. Природа, родное тувинское, с огромным умом соединенные с цивилизацией».
А еще поразило Ирину обслуживание: «Нам принесли в комфортабельную юрту из ресторана тувинский чай с молоком. Хотели разлить его по пиалам сами, но девушка, подававшая чай, вежливо остановила: нет, нет, сидите, пожалуйста, я все сама сделаю».
И, конечно же, озеро Дус-Холь – купание, как в детстве, в соленой целебной воде и отдых вместе с родными на базе «Силбир».
Но самый первый визит – к папе и маме: на городское кладбище, где покоятся Хеймер-оол Ондар и Елизавета Коптева – педагоги высшей школы, математик и филолог, свой дочерний долг перед памятью которых Ирина выполнила, живя и работая в Париже. Ее проникновенные очерки об отце и маме были опубликованы в газете «Центр Азии», вошли в третий и четвертой тома книги судеб «Люди Центра Азии».
Визит теперь уже парижского балетмейстера Ирины Ондар в Туву – частный: надо сделать личные дела, встретиться с многочисленными родными. И, конечно же, надышаться воздухом родины – за все прошедшие одиннадцать лет, и, с запасом – на будущее.
Фото автора.
Фото:
1. На этом «Рено-Кангу» Ирина Ондар и Эдуард Маркарян за десять дней
и 16 часов преодолели пространство между Парижем и Кызылом. Тува, 28 июля 2011 года.
2. Ирина Ондар с сыном Владимиром и супругом Эдуардом на шаманском холме
при въезде в этнокультурный комплекс «Алдын Булак» – «Золотая Стрела». Тува, 28 июля 2011 года.
Надежда АНТУФЬЕВА