Заложники банка. Когда тувинским предпринимателям вернут их деньги со счетов в «Тувакредите», замороженных Банком России?

Четырехэтажное здание «Тувакредита» – Кызыл, улица Чульдума, 40 а – лакомый кусочек в самом центре города, на который сегодня многие облизываются, продолжает встречать мрачной вывеской: «Банк не работает».

Сегодня здесь все – временное, ненадежное, призрачное. Как и надежды тувинских предпринимателей получить свои честно заработанные деньги, замороженные с 1 ноября 2011 года – после приказа Банка России – на тувакредитовских расчетных счетах.

Разброс замороженного – от двух рублей до двух миллионов трехсот тысяч.

У «Тувакредита» весьма любопытная финансовая история. Первый частный тувинский банк был создан в Кызыле по решению общего собрания пайщиков, состоявшегося 30 ноября 1990 года на базе Тувинского республиканского управления Промстройбанка СССР.

Будущие акционеры – предприимчивые сотрудники Промстройбанка и обслуживающиеся в нем организации – умно уловив возможности перестроечного времени, успели вовремя: 14 декабря 1990 года новый банк в форме открытого акционерного общества с уставным капиталом в 5 миллиардов 400 миллионов рублей был зарегистрирован в Центральном банке, а в августе 1991 года СССР благополучно развалился.

«Тувакредит» же продолжал успешно обходить все рифы и риски финансовой деятельности. С 1993 года банк возглавлял председатель правления Александр Шулепов, уроженец села Сарыг-Сеп, бывший советский и партийный деятель республики. Его заместителем была Людмила Хлыбова, профессиональный банковский работник. Совет банка до 24 апреля 1998 года возглавлял самый золотой человек Тувы – председатель золотодобывающей артели «Ойна» Анатолий Неволин.

Какие бы внутренние и внешние проблемы ни сотрясали банк, его клиенты это не очень-то замечали. У редакции газеты «Центр Азии», например, за двадцать лет обслуживания в «Тувакредите» претензий к нему не было: сотрудники банка знали меня в лицо, встречали доброжелательно, все платежи, налоги проводили своевременно, поэтому и не спешила открывать юридический счет в другом банке, хотя и переманивали.

В 2010 году в открытом акционерном обществе «Банк Тувакредит» произошли значительные перемены.

27 февраля Александр Шулепов уволился с поста руководителя открытого акционерного общества «Банк Тувакредит», предварительно продав все свои акции. С 1 марта президентом банка стал приехавший из Москвы тридцатисемилетний Ибрагим Мухиев, уроженец города Грозный.

К тому времени существенно изменился и состав владельцев пакета акций «Тувакредита»: в декабре 2009 года 60 процентов акций банка приобрели питерская и московская компании и сам Ибрагим Мажитович: его личная доля в уставном капитале банка составила 19,9 процентов. Кроме него, никто из семи действующих в 2010 году членов совета директоров и четырех членов правления «Тувакредита» доли в уставном капитале не имел.

Всего же у банка 30 акционеров. Впрочем, судя по направленному акционерам отчету председателя ревизионной комиссии Т. Волкогоновой, акции их владельцам никаких доходов не приносили. По итогам 2010 года убыток на одну акцию номиналом в сто рублей составил минус 26 рублей 39 копеек.

15 июня 2010 года открытое акционерное общество «Банк Тувакредит» неожиданно для его клиентов меняет свой статус и начинает именоваться так: Открытое акционерное общество небанковская кредитная организация «Тувакредит». Клиентов успокаивают: ничего страшного, просто новые вклады населения больше не имеем права принимать, а с юридическими лицами – все в порядке, только пара циферок в реквизитах изменится. Доверчивые клиенты не расстаются с «Тувакредитом» и не открывают юридические расчетные счета в других банках.

Результат – уже известный: как гром среди ясного неба – приказ Банка России об отзыве с 1 ноября 2011 года лицензии у Открытого акционерного общества небанковская кредитная организация «Тувакредит» (регистрационный номер 1202-К).

Со всем вытекающими последствиями: закрытием «Тувакредита» и замораживанием всех счетов ни в чем не повинных клиентов. Умный товарищ Симановский, подписавший этот срочный приказ Банка России, использовал тактику революционных матросов: в ночь приказ поступил, ранним утором все подступы к средствам перекрыли, никто и опомниться не успел.

Признаюсь честно: я оказалась дважды наивным лопухом. В любимом банке остался и личный вклад, и деньги юридического лица – редакции газеты «Центр Азии» – 192267 рублей 83 копейки, предназначенные на выплату зарплаты, налогов, платежей типографии и прочие бесконечные редакционные расходы. А это уже было ударом ниже пояса.

Очередной жизненный урок – очередная проверка на умение держать удар. Ничего, выдержала и его.

Теперь, как и обещала читателям, отчитываюсь: с личными вкладами государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» не обманула: уже 11 ноября в тувинском филиале «Россельхозбанка» начались выплаты включенным в реестр вкладчикам «Тувакредита».

Свой вклад, и даже с набежавшими процентами, уже утром 11 ноября получила без проблем – точно в предварительно назначенное время. При этом меня с почетом встретили прямо у порога банка, торжественно проводили в кабинет главного бухгалтера, где еще и кофе из элегантных чашек напоили.

На 21 декабря, как сообщила главный бухгалтер банка Инна Худышкина, застрахованные вклады получили 13 человек, и пятеро из них доверили их хранение «Россельхозбанку», выплаты и сейчас продолжаются – вне очереди, специально назначенными специалистами.

Впрочем, общая сумма этих личных вкладов, оставшихся в «Тувакредите» на момент отзыва лицензии, небольшая – около семисот тысяч рублей. Самый большой из них, и уже полученный, – 241 127 рублей 27 копеек. Остальное – по мелочи. Но даже эту мелочь советую всем получить – пока отдают.

А вот юридическим лицам, чьи кровные деньги остались на счетах в «Тувакредите», пока не отдают ничего. И как долго продлится это «пока», неизвестно.

Вот как прокомментировала сложившуюся на конец 2011 года ситуацию Ирина Арандол, руководитель временной администрации по управлению кредитной организацией Открытое акционерное общество небанковская кредитная организация «Тувакредит», главный экономист отдела банковского надзора Национально банка Республики Тыва Банка России:

«После отзыва с 1 ноября 2011 года Банком России лицензии на осуществление банковских операций у Открытого акционерного общества небанковская кредитная организация «Тувакредит» временная администрация в соответствии со своими полномочиями провела полное обследование активов «Тувакредита».

Результат обследования: оснований для признания «Тувакредита» несостоятельным – банкротом – не выявлено, денежных средств и имущества для удовлетворения требований кредиторов у организации достаточно. В соответствии с этим Национальный банк Республики Тыва направил в арбитражный суд республики исковое заявление о принудительной ликвидации кредитной организации, иск поддержала и временная администрация. Судебное заседание было назначено оперативно – на 8 декабря.

Однако оперативного решения вопроса не получилось. 8 декабря Арбитражным судом Республики Тыва вынесено решение о приостановлении рассмотрения дела, так как Ибрагим Мухиев, бывший президент «Тувакредита» и один из его акционеров, оспаривает приказ Банка России об отзыве лицензии. Слушание этого дела назначено в арбитражном суде на 12 января 2012 года: в Москве, по месту нахождения ответчика – Центробанка России. И это будет только предварительное заседание, потом – по существу, а потом истец может еще и обжаловать решение суда.

Тем самым идет процедура затягивания. В каких целях Ибрагимом Мажитовичем производится это затягивание, я не могу понять. Он обжалует приказы от лица президента «Тувакредита», хотя 30 сентября 2011 года Совет директоров удовлетворил его заявление об увольнении по собственному желанию с поста президента. Обжаловать же приказы Банка России имеет право только первый руководитель – президент банка, действовавший на момент отзыва лицензии. А в «Тувакредите» на этот момент должность президента была вакантной.

Временная администрация по закону действует до даты вынесения арбитражным судом определения о принудительной ликвидации. Так как «Тувакредит» являлся участником системы страхования, то, согласно законодательству, ликвидатором после вынесения судебного решения назначается государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов», которая уже и производит все расчеты с кредиторами.

То есть, чем быстрее Арбитражным судом Тувы было бы принято решение о принудительной ликвидации «Тувакредита», тем быстрее бы его кредиторы получили свои средства. Но сейчас – в связи с иском Ибрагима Мухиева – принятие этого решения откладывается. И сколько все это будет длиться, я даже примерно сказать не могу.

Временная администрация в связи с этим тоже не может прекратить свои полномочия: сидим в здании «Тувакредита» и продолжаем принимать требования кредиторов. В течение тридцати рабочих дней с момента получения мы рассматриваем эти требования и направляем каждому уведомление о результатах, с указанием очередности.

На 21 декабря установлено 108 кредиторов – юридических лиц: обществ с ограниченной ответственностью, муниципальных и государственных предприятий, индивидуальных предпринимателей, у которых на 1 ноября 2011 года на счетах в «Тувакредите» остались денежные средства. Суммы – разные. Минимальная – два рубля 32 копейки, максимальная – два миллиона 332 тысячи рублей. Эти требования, согласно закону, включены в реестр требований кредиторов.

Очень сочувствую нашим предпринимателям, чьи деньги остались на расчетных счетах «Тувакредита», понимаю, что для ведения бизнеса важен каждый рубль, но от временной администрации сегодня уже ничего не зависит: мы сами ждем решения суда о принудительной ликвидации НКО «Тувакредит».

Вы все поняли, дорогие пострадавшие вместе со мной клиенты «Тувакредита», постоянно задающие «Центру Азии» вопрос: «Газета все всегда больше знает, скажите, когда же нам вернут наши кровные заработанные деньги?»

Ответ получается такой: не обольщайтесь – ко дню выборов Президента России 4 марта 2012 года мы с вами свои деньги точно не получим. Пока суд да дело, потом – пока здание банка, его самую большую ценность, продадут. Может быть, к лету или к концу следующего года? И имейте в виду: деньги, если деньги и вернутся к хозяевам, то уже обесцененными – без процентов, без учета инфляции. Но и это уже будет большим счастьем.

Так что придется все это терпеть и ждать: такие уж у нас законы. Мы ведь уже научены ждать и терпеть. Кинули нас ловко, конечно. Только не расстраивайтесь, пожалуйста, лить слезы все равно – бесполезно. Будем продолжать пахать. И весело-весело встретим новый год!

 

Фото: Уже историческое фото: сотрудники и акционеры банка «Тувакредит» в кабинете руководителя. Кызыл, 1998 год. Фото Виталия Шайфулина, из книги «Люди Центра Азии», второй том.

Надежда АНТУФЬЕВА
  • 5 421