Ерлан Еркебалинович Кабимульдинов, отец четырех детей, 42 года, житель Кызыла
Как любой отец, отвечу, что мои дети – самые замечательные, и они для меня – все. У всех очень интересные и удивительные имена.
Старший сын Арман – его имя с казахского переводится как «мечта» – появился на свет, когда мне был двадцать один год. Третьего июля ему самому двадцать один будет. Родился от первого брака. Живет отдельно с матерью. Сын очень хорошо разбирается в компьютерах. В школе увлекался паркуром – искусством перемещения и преодоления препятствий, брейк-дансом. Сейчас, отслужив в армии, снова увлекся танцами. Арман физически очень сильный, может сделать много трудных трюков.
Вторая по старшинству – дочь Герана, ее имя на греческом языке обозначает «журавленок». Учится на экономиста в Томском университете систем управления и радиоэлектроники. Скучает по дому, все время звонит.
Дочка Дана – принцесса. В свои одиннадцать лет живет насыщенной жизнью с утра до вечера: учеба в пятом классе первой школы, занятия в хореографической школе, уроки музыки и английского языка. Единственный выходной – воскресенье, когда она отсыпается за всю неделю. Она очень целеустремленный человечек.
Мы отдали дочку в хореографическую школу Кызыла, решив, что девочке нужна грация, осанка, и она влюбилась в танцы. Танцевала в детском балете «Чиполино», во многих известных танцах ансамбля «Алантос». Сейчас танцует в балете «Шыяан ам».
Недавно ей сделали операцию по удалению аппендицита и на месяц запретили заниматься танцами. Из-за этого дочка очень переживает, так как не сможет принять участие в балете «Шыяан ам», который снова будут показывать на сцене 28 апреля.
Мой четвертый, и самый младший ребенок – сын Ерали, это имя национального казахского героя. Ерали сейчас год и девять месяцев, он родился, когда мне было сорок лет, и я уже полностью осознал, что значит быть отцом. В зрелом возрасте отцовские чувства ярче, чем в молодости: такое ощущение, что с рождением сына дом наполнился радостью. Вечером можно телевизор не включать, достаточно смотреть на сына, и он заменит все.
Дети – это только проблемы или только радость?
Конечно, приходится сталкиваться с финансовыми проблемами: всех надо одеть, обуть, накормить, старшей дочери-студентке высылать деньги, младшей оплатить дополнительную учебу. Но все финансовые проблемы уже не кажутся сложными, когда после двенадцатичасовой, а иногда и четырнадцатичасовой работы возвращаешься домой – в семейный уют, видишь улыбки детей, слышишь их смех.
Идеал мужского воспитания: кого и что взял за образец.
Мой идеал мужского воспитания – отец – Еркебалин Кабимульдинов. Я – самый старший из пятерых детей. У меня три сестренки и младший брат.
Отец – казах, мама – тувинка. В советские времена могли отправить служить в любую точку СССР, и мой отец был отправлен в Тувинскую АССР в город Чадан, где в те годы стоял танковый полк. Там он встретил мою маму и предложил ей руку и сердце. Мама согласилась и уехала с ним жить в Казахстан, где я и родился в городе Капал Талды-Курганской области. Потом родители вернулись в Туву.
Мои сестры – Майгуль и Айгуль – учителя русского языка и литературы. Майгуль как-то была признана Учителем года, Айгуль в этом году завоевала призовое место в этом же конкурсе. Младший брат Куаныш живет в Чадане. У средней сестренки тувинское имя – Саяна. Интересно то, что мы все с казахскими именами живем в Туве, а она – в Алма-Ате. У нее трое детей, у всех остальных по ребенку, а у меня – больше всех, четверо.
Отец нас очень любил, но воспитывал в строгих правилах, как это принято у казахского народа. Даже в семнадцать лет, если отец велел в десять часов вечера быть дома, я уже без пяти десять непременно был дома. Не мог ослушаться его не из боязни, а из уважения.
В моих глазах отец – начальник пожарной части – был героем. Пожарка находилась рядом с домом, и я мальчиком частенько выезжал с папой на пожары в красной машине. На моих глазах, бывало, и людей вытаскивали из горящего дома.
Это и повлияло на выбор профессии. После окончания в 1997 году естественно-географического факультета Тувинского госуниверситета пять лет преподавал в первой школе основы спасательного дела в кадетском классе, затем работал в МЧС спасателем. Отработав в МЧС четырнадцать лет, я со своим другом Андреем Малышевым открыл свое дело по оказанию клининговых услуг. Еще занимаю должность директора ЖЭУ-3.
Отец рано умер, ему было всего пятьдесят два. Похоронен в Чадане. Он увлекался фотографией и меня научил этому делу. Глядя на старые фотографии, вижу, что везде с ним кто-нибудь из детей. Он нас всегда брал с собой, во время каникул мы частенько ездили в Казахстан.
Отец был очень гостеприимным. У нас дома часто собирались гости, приходили отведать приготовленные отцом казахские блюда. Мама тоже замечательно готовит. Она – тувинка – лучше нас владеет казахским языком. Мы в семье говорим на трех языках: казахском, тувинском и русском.
Мужские и женские обязанности: как они распределены в нашей семье.
Супруга – Тамара Оттуг-ооловна – очень деятельный, энергичный человек, поэтому после декретного отпуска с нетерпением вышла на свою любимую работу, она – режиссер в гостелерадиокомпании «Тыва». Так как у меня рабочий день более продолжительный, все домашнее хозяйство – на ней.
Она хорошо готовит наши казахские блюда, особенно – бешбармак из конины. Я же теперь из-за загруженности работой готовлю редко, только по просьбе детей, они даже говорят, что папа готовит вкуснее, чем мама.
В свободное время любим все вместе гулять в парке, часто выезжаем за город, на природу. Во время отпуска можем вдруг все сесть в машину и поехать в Алма-Ату, устроив родственникам сюрприз. Дорога занимает три с половиной дня.
Мое главное достижение в воспитании.
О достижениях пока рано говорить, процесс воспитания еще идет. Разница между старшим и младшим сыновьями – почти двадцать лет. Буду воспитывать детей до тех пор, пока не стану глубоким старцем.
Моя главная отцовская ошибка, и как я ее исправил.
Когда старший сын учился в первом классе, я развелся с его матерью. Это не отцовская ошибка, а просчет, потому что я не отрезал сына от себя, ведь мужчина не может «развестись» со своим ребенком. Жалею только, что не мог в полной мере видеть, как рос мой сын. У нас с ним хорошие отношения, он часто приходит к нам в гости, любит своих сестер и брата.
Вредные привычки: может ли мужчина их победить.
Марк Твен говорил: «Нет ничего проще, чем бросить курить. Я делал это тысячу раз!» И я тоже множество раз бросал и все равно возвращался к этой вредной привычке. Буду бороться с ней дальше.
Зато поборол свою вредную привычку – лень. Когда поменялся ритм жизни, лень ушла сама собой.
Выпиваю только в хорошей компании, есть блюда, которые невозможно есть без хорошего вина, например, шашлычок под красное вино.
То, что люди пьют, жалуясь на неустроенную жизнь – это просто детская отмазка. Любой человек может победить свои вредные привычки. Главное – поставить цель и упорно идти к ней.
Книги, которые я читаю вслух своим детям или советую прочитать самим.
Когда девочки были маленькими, мы открыли для себя тувинские сказки и читали их с большим интересом. Сейчас старшие дети сами выбирают, что им читать. Дане рекомендую читать энциклопедии, а с младшим Ерали мы рассматриваем книжки с картинками.
Наказание ребенка – это обязательно?
Наказывать детей физически нельзя, так как это может озлобить их. Отцовские методы воспитания – поставить в угол или запретить идти гулять – не применяю. Не помню случаев, чтобы даже кричал на детей. Всего можно достичь объяснениями и убеждениями. Да и дети у меня золотые, не дают мне повода их наказывать.
Главное, чему уже научил, а чему еще учу своих детей.
Учу чтобы, все было на своих местах, не только вещи, но и мысли. Чтобы в твоей жизнь был порядок, не должно быть беспорядка в твоей голове.
Когда младший сын чуть подрастет, хочу увлечь его тем, чем сам увлекался в студенческие годы: горные лыжи, альпинизм.
Самый трудный вопрос, который задал мне ребенок.
Когда Дана лежала в больнице, там умер ребенок. Дочка – очень чувствительная и восприимчивая девочка, и она спросила меня: «А почему плачут родители ребенка?» Пытаясь оградить ее от чужого горя, чтобы она не страдала, ответил уклончиво, не вдаваясь в подробности.
Отцовский долг: в чем он для меня?
Мой долг вырастить детей, дать им образование и поставить на ноги. Чтобы они были полноценными разносторонними личностями и просто – нормальными людьми.
Фото: Тепло семьи: Ерлан Кабимульдинов с детьми – Гераной, Ерали и Даной. Кызыл, 25 марта 2012 года. Фото из семейного архива.
Ведущая рубрики Виктория ХОМУШКУ, Предлагайте своих кандидатов, пишите ведущей рубрики «Отцы-молодцы»: tori-mon@yandex.ru Телефон: 8-9235410807