Комбинат «Туваасбест»: серьёзная инспекция

19 мая Глава – Председатель Правительства Тувы Шолбан Кара-оол проинспектировал комбинат «Туваасбест» в городе Ак-Довураке. Он проверил работу частного инвестора, осваивающего месторождение, и условия труда рабочих.

Всего несколько лет назад «Туваасбест» мог окончательно развалиться, но меры республиканских властей поспособствовали сохранению производства и трудового коллектива. Шолбан Кара-оол приезжал сюда зимой 2008 года, и с тех пор судьба комбината находилась на особом контроле правительства.

Как считает генеральный директор комбината Ойбек Валиев, предприятие преодолело кризисный период, его удалось удержать на плаву: «Трудностей много.

Но такого плачевного состояния, как это было несколько лет назад, уже нет».


Нынешний инвестор – глава компании «Сибирские минералы» Сатимамат Алимбаев не допускает накопления долгов по зарплате и планирует серьезно развивать производство.

В марте 2012 года было добыто 700 тонн асбеста, в апреле – 950 тонн – сообщил Алимбаев. Продукция приобретается шиферными заводами Украины и Узбекистана. Ведется работа по расширению круга потребителей.

Сегодня здесь работают 250 человек, подавляющее большинство – старые работники, есть и новые кадры из числа местных жителей.

В горном техникуме Ак-Довурака в этом году открывается специальность «горное дело», будут готовить кадры специально для комбината. «Будем приглашать опытных преподавателей, и организовывать производственную практику, – рассказал директор Ойбек Валиев. – У нас серьезные планы, мы намерены восстанавливать предприятие, и надеемся на взаимодействие с властями республики».

В ходе осмотра рабочих цехов премьер Шолбан Кара-оол обратил внимание на необходимость технологического развития предприятия и улучшение экологии производства. Руководство комбината поделилось планами по уже начавшейся установке очистных сооружений и попросило для их реализации содействия правительства республики. Шолбан Кара-оол порекомендовал внести конкретные предложения, которые можно изучить, сделать выводы и принять меры.


Строительство комбината «Туваасбест» было начато в 1959 году, в 1964 году он был введен в действие: рудники, обогатительная фабрика. В советские годы обогатительная фабрика состояла из дробильно-сортировочного комплекса, двух цехов обогащения и вспомогательных подразделений.

Сегодня работа ведется лишь в одном цехе, второй – самый мощный, двенадцатиэтажный, давно остановился, его внутренние конструкции в течение двадцати лет растаскивались на металлолом. От огромного цеха осталось пустое гигантское здание с мощными железными конструкциями, которые мародеры – охотники за металлом – унести не смогли. Восстановлению здание не подлежит.

Глава Тувы запретил вывозить за пределы республики оставшиеся металлические конструкции. По его мнению, если здание не может быть восстановлено, значит, некоторые его детали могут быть использованы на других объектах. Например, сохранившиеся швеллеры могут быть использованы при возведении мостов.

Однако, подчеркнул Шолбан Кара-оол, здесь нужно опираться на оценку профессионалов, сюда нужно направить экспертов и строителей, которые досконально изучат объект и сделают выводы. Премьер поручил своему заместителю Виталию Бартына-Сады, тоже присутствовавшему на объекте, в ближайшее время организовать эту работу.


Особое внимание Шолбан Кара-оол обратил на обеспечение должных условий труда для рабочих и регулярной выплаты им зарплаты.

Три года назад рабочие жаловались на мизерную зарплату – всего две тысяч рублей, которая не выплачивалась месяцами, а то и годами. Сегодня заработная плата рабочих комбината – от четырех до восьми тысяч рублей в месяц, у машинистов достигает шестнадцати тысяч рублей.

Атмосфера в коллективе постепенно улучшается. На предприятии организовано трехразовое горячее питание за счет работников и за счет средств комбината. С администрацией города Ак-Довурака достигнута договоренность о предоставлении рабочим субсидий на погашение долгов за коммунальные услуги. С этого года для детей сотрудников будут приобретаться путевки в детские оздоровительные лагеря.

При всем этом Шолбан Кара-оол убедительно попросил руководителей комбината обеспечивать людей зимней и летней рабочей формой и специальной обувью, а также – организовать проезд на служебном транспорте. Премьер пообещал лично проверить выполнение этой важной просьбы: «Нам важно, в каких условиях работают наши люди. Среди них есть ветераны, которые всю жизнь проработали на этом вредном для здоровья производстве».

В целом, глава Тувы признал старания, как инвестора, так и генерального директора в деле сохранения комбината. Но проблем еще более, чем достаточно, и ими нужно заниматься совместно.

По итогам общения с рабочим коллективом Шолбан Кара-оол распорядился направить на комбинат руководящих сотрудников Министерства здравоохранения и социального развития республики для решения совместно с местным отделом кадров и администрацией Ак-Довурака вопроса о присвоении государственных наград работникам, много лет отработавшим на производстве и тем, кто продолжает добросовестно трудиться.

 

Фото Виталия Шайфулина.


Фото: 1. Комбинат «Туваасбест»: молодая рабочая смена. 19 мая 2012 года.

2. Шолбан Кара-оол беседует с рабочими комбината «Туваасбест». Город Ак-Довурак, 19 мая 2012 года.

3. «Туваасбест»: самый мощный цех комбината за двадцать лет разворован и растащен на металлолом. Город Ак-Довурак, 19 мая 2012 года.

4. Вредное асбестовое производство. Но верные комбинату рабочие кадры продолжают ответственно трудиться. «Туваасбест», 19 мая 2012 года.

Долаана САЛЧАК
  • 6 392