Тайна вклада

 (Окончание. Начало в №20 от 25 мая)

Простая Русланова, галантный Симонов и грустный Райкин

И кто же, Валентина Александровна, были те большие люди Советского Союза, в тайну вкладов которых вы оказались посвященной?

– Лидия Русланова, Константин Симонов, Аркадий Райкин.

Но суммы, которые были на их счетах, я не назову даже при всем уважении к газете «Центр Азии». Эту тайну вкладов обязана хранить всю жизнь. Все сотрудники сберегательной системы и прежде, и сегодня, дают подписку о неразглашении сведений о своих клиентах.

Своим сотрудницам, а у нас, в основном, женский коллектив, сегодня постоянно внушаем: вы можете говорить в свое личное время о чем угодно – о моде, погоде, кулинарии, но о клиентах, которых обслуживаете, о суммах на их счетах – молчок, рот держать на замке.

Конечно, это понятно. Хотя с тех пор уже и прошло сорок лет, и тайна, которую вы храните, думаю, за давностью лет уже может и не считаться тайной, о деньгах я даже вопроса не задаю. Расскажите только о том, что не может быть секретом: об обстоятельствах встреч и о впечатлении, которое произвели на вас эти люди – давно ушедшие из жизни легенды советского искусства.

– Хорошо, об этом расскажу. В Москве в 1972 году было 30 районов. Каждый месяц – ревизия то в одном, то в другом районе, так что я очень хорошо узнала столицу. Все закоулочки изучила, потому что приходилось много ездить и ходить.

Кроме обычных сберегательных касс, доступных для всех граждан, были закрытые филиалы, где обслуживались только большие люди. Мне посчастливилось делать ревизию в одном из таких закрытых филиалов – при Академии наук СССР. Там вкладчиками были великие люди, в том числе – артисты, писатели.

Проверка сберкнижек, хранящихся у вкладчиков, осуществлялась выборочно. Если ревизор заметил какие-то неточности, шероховатости в лицевом счете вкладчика – даже если точка с запятой не там стоит, он обязан был сверить цифры с записанными в сберегательной книжке, хранящейся у вкладчика.

Особых вызывающих сомнение записей в лицевых счетах не нашла, сотрудницы этой закрытой сберкассы подбирались особенно тщательно, работали аккуратно, ответственно. Но я нашла причины для проверки, потому что, признаюсь откровенно, мною двигало помимо профессиональной ответственности еще и любопытство: ну когда бы еще представилась возможность встретиться с такими людьми?

Лидия Русланова, например, Заслуженная артистка РСФСР, народные песни в исполнении которой постоянно звучали по радио. Такой голос! Песни Руслановой очень любили в нашей семье, ее знаменитые «Валенки» часто пела мама.

У певицы было одно перечисление на двойную фамилию: Русланова, а через дефис – фамилия мужа, и я проверяла, не возникло ли какой-либо неточности при этом. Позвонила Лидии Андреевне по домашнему телефону, телефоны вкладчиков обязательно записывались в сберкассах, она назначила встречу в скверике, на лавочке. Люди такого уровня домой к себе не приглашали, считая, и это, думаю – правильно, что мой дом – моя крепость. При встрече меня удивила простота Руслановой в общении. Простая русская женщина, без всякой «звездности», как сейчас говорят.

Очень волновалась, когда звонила Константину Симонову: такой известный писатель, поэт! Его произведения мы в школе изучали, знаменитое стихотворение «Жди меня» наизусть учили. Симонов назначил встречу в кафе на Арбате. Он поразил меня своей галантностью: прислал на работу машину со своим личным шофером, и тот доставил меня на место встречи, а потом – назад. За столиком в кафе, пока проверяла сберкнижку, выпила чашечку кофе, и Константин Симонов не позволил мне за нее заплатить.

А с Народным артистом СССР Аркадием Райкиным мы беседовали на работе, он как раз сам пришел в сберкассу, когда проводила там ревизию. И вот что удивило: такой мастер юмора, сатиры на сцене, на экране, а в жизни – совсем не весельчак, и глаза – грустные.

Была и еще любопытная встреча – с художником, фамилию его, к сожалению, не помню. Сберкнижку пришла проверять в его мастерскую. И представляете, он мне делает предложение: «Вы такая красивая, давайте я ваш портрет напишу».

Вы воспользовались таким заманчивым предложением?

– Нет. Я же такая – из Самагалтая – не умела комплименты принимать. Молодая, скромная: «Да что вы, не надо». И быстренько убежала. Так и осталась без портрета.

Знаете, что еще любопытно: первый вопрос, который мне задавали при встрече: «А вы откуда?» Думали, что я – из Средней Азии. Когда отвечала, что из Тувы, всегда переспрашивали: «Из Тулы?» Это сейчас про нашу республику много знают, а в то время было не так.


Нескучные годы


Валентина Александровна, получается, что в сберегательной системе – от Государственных трудовых сберегательных касс СССР до открытого акционерного общества «Сбербанк России» – вы бессменно работаете уже 45 лет. Не скучно ли так долго на одном месте?

– Уже сорок пять получается? Даже самой не верится. Знаете, когда начинала работать, я была уверена, что так долго в системе не задержусь, уже в тридцать лет без дела останусь, потому что в 1980 году никаких денег уже не будет: наступит коммунизм, как обещал Хрущев. Искренне верила, что так и будет, даже работающему в милиции мужу говорила: «Мы оба без работы останемся, ведь преступников при коммунизме не станет тоже».

Но скучно за эти долгие годы мне никогда не было. Правильно говорят, что скучна та работа, которую не любишь. А я настолько люблю свой Сбербанк, что не представляю себя в другом месте. Даже не замечаю, как время идет: кажется, только пришла – и уже конец рабочего дня. Вот ведь как получилось: попала на работу совершенно случайно, потому что вакансия была, а оказалось – это мое призвание.

За эти годы все ступени лестницы прошла: контролер, кассир, бухгалтер, ревизор, главный бухгалтер, заведующая, управляющая, потом заместитель председателя, председатель регионального Тыва банка Сбербанка России. А потом произошла реорганизация: из семидесяти девяти региональных банков сделали семнадцать территориальных. С 1 января 2000 года Хакасия, Тува и Красноярский край объединены в один Восточно-Сибирский банк Сбербанка России с головным офисом в Красноярске, сейчас мы – просто Кызылское отделение №8591.

Храните деньги в сберегательной кассе – этот рекламный лозунг советских времен работал результативно, тем более, что альтернативы, как сегодня, и не было: граждане могли хранить свои сбережения и получать по ним проценты только в Государственных трудовых сберегательных кассах, в 1987 году реорганизованных в Сберегательный банк СССР.

По самым скромным оценкам специалистов, к 1991 году, году распада Советского Союза, сберегательные книжки имели 40 миллионов человек, а общая сумма вкладов в Сбербанк на 20 июня 1991 года составляла 315 миллиардов 300 миллионов рублей.

Распад страны в 1991 году стал для советских людей не только огромной психологической, моральной катастрофой, но и финансовой. Все сбережения обесценились: тысячи превратились сначала в рубли, а потом – в копейки.

Но у вас, Валентина Александровна, как у руководителя региональной сбербанковской системы, полагаю, таких проблем не возникло: вы обо всем, конечно, знали, вовремя сориентировались и ничего не потеряли?

– Острый и, безусловно, больной для вкладчиков тех времен вопрос. Но я на него отвечу. Эту тайну вклада имею право раскрыть, так как вопрос – о моих личных сбережениях.

У меня все получилось так же, как у всех: ничего о финансовом кризисе в стране ни я, ни мои сотрудники заранее не знали и знать не могли, и мои накопления так же обесценились.

В 1991 году я, как это делали многие родители, заботясь о будущем детей, положила на сберегательные книжки дочерей – Ларисы и Юли – по пять тысяч. Это в то время была очень серьезная сумма. Сказала: это ваши деньги, но их – с накопившимися процентами – получите, когда окончите институты.

Дети быстрее перестраиваются, улавливая веяния времени, в том числе – и тревожные, это я сейчас поняла. А в девяносто втором не послушалась старшую дочку Ларису, которая, приехав домой на каникулы, предложила: «Мама, давай ты лучше сейчас мне эти деньги отдашь. Когда институт закончу, на эти пять тысяч булки хлеба будет не купить». «Нет, дочка, такого не может быть».

Но почти так и получилось. Когда Лариса в 1994 году предъявила мне диплом об окончании Иркутского государственного педагогического института иностранных языков имени Хо Ши Мина, мы, получив деньги по ее вкладу, смогли купить на них только скромную золотую цепочку.

И снова старшая дочка предложила: «Давай и Юлины деньги снимем, пусть и проценты потеряем, и тоже купим ей золотую цепочку. Так надежнее, мало ли что еще может произойти, пока она вырастет». Снова не согласилась: нет, будем ждать до окончания вуза младшей дочкой, у них со старшей – двенадцать лет разницы.

В результате Юлины пять тысяч превратились в пять рублей, этот вклад так и лежит, потому что под компенсацию не попадает. Сбербанк сейчас выплачивает компенсацию всем вкладчикам по 1991 год рождения включительно, но только по вкладам, открытым до 20 июня 1991 года, а я открыла счет уже после этой даты.

Так младшая дочка и осталась без золотой цепочки.


Большое спасибо за вашу жалобу


За годы вашей работы в системе произошли большие изменения.

– Очень большие. В семидесятых – восьмидесятых годах двадцатого века у нас в Туве было 180 филиалов по всей республике – большая разветвленная сеть. Даже в самом маленьком поселочке имелся сотрудник сберкассы: почтальон была и нашим работником по совместительству.

Сейчас у Сбербанка в Туве только 22 подразделения – в Кызыле и районных центрах. И количество сотрудников уменьшилось. Когда мы были территориальным банком, численность сотрудников составляла 400 человек. Сегодня – 238 человек, из них 205 работают на полную ставку, остальные – на полставки.

И такое сокращение персонала логично и оправдано. Мы же на одном месте не стоим. Система сегодня так модернизирована! Банкоматы, терминалы, пластиковые карты, система «Сбербанк Бизнес ОнЛ@йн», с помощью которой человек, подключившись к интернету, может сам сделать необходимые платежи, перечисления, не выходя из дома. Я сама этой системой с удовольствием пользуюсь: такая экономия времени и сил.

Правда, иногда, когда отключают электроэнергию, от которой мы сейчас полностью зависим, вспоминаю старые времена: вот клиент, вот счеты, вот деньги, вот сберкнижка – никаких проблем с обслуживанием.

А сейчас связь зависнет – ждем. И клиенты, предпочитающие обслуживаться непосредственно в офисе, возмущаются: что это вы посадили такого бестолкового контролера, который смотрит на экран компьютера и не знает, на какие кнопки нажать. А контролер совсем не бестолковый, просто он от компьютерной программы зависит, от связи, от электроэнергии. Правда, такое бывает все реже.

Но чтобы полностью исключить зависимость от возможных перебоев с электричеством, закупаем автономные дизельные станции – на случай аварийной ситуации. В нашем центральном офисе в Кызыле на улице Кочетова, 34 а – такой дизель уже установлен. В этом году планируем установить их еще в четырех офисах.

А на что еще жалуются сегодня клиенты банка?

– Люди жалуются на очередь и тесноту. Особенно – в центральном офисе, где всю республику обслуживаем. У нас ведь все централизовано, даже если счет открыт в Самагалтае или Тээли, вы можете получать деньги в Кызыле.

Особенно большие очереди возникают в дни перечисления пенсий. Некоторые пенсионеры до сих пор приходят за деньгами именно в этот день, хотя они им, вроде бы, так срочно и не нужны. Деньги ведь никуда не убегут, их можно снять в любой день, а мы еще и проценты начисляем по пенсионным вкладам. Но понимаю: пожилым людям сложно перестроиться. Вот и появляются жалобы на утомительное стояние в очередях.

Но мы сегодня воспринимаем жалобы не так как прежде, когда сердились на клиента, требующего «Книгу жалоб», а как подарок. Большое спасибо за вашу жалобу, ведь вы совершенно бесплатно провели свое маленькое исследование и любезно указали нам на недочеты, слабые места, над которыми надо работать.

И работаем. Перед контролерами поставлена задача: обслуживать клиентов так профессионально и быстро, чтобы даже в самые многолюдные дни они стояли в очереди не более пятнадцати минут, а к концу года – максимум пять минут.

Приобрели двухэтажное здание магазина «Друг», расположенное очень удобно – в самом центре города, на улице Кочетова, через дорогу от нашего центрального офиса. Отремонтируем его, оборудуем большие залы, где будут и окна с живым обслуживанием – с контролерами, и просторные зоны самообслуживания – с банкоматами, терминалами, через которые можно быстро оплатить и налоги, и штрафы, и разные сборы.

Помните, сначала, когда появились первые банкоматы, думали, что они только для того, чтобы получить наличные. А зачем? Пластиковая карта ведь для того и создана, чтобы оплачивать все безналичным путем: в магазинах, кафе, коммунальные платежи. За рубежом наличными деньгами практически никто уже не пользуется.

У нас в республике, к сожалению, пока еще не во всех предприятиях сферы обслуживания принимают пластиковые карты к оплате, поэтому банкоматы востребованы, особенно – в выходные, в дни праздников, когда много людей приезжают в Кызыл из районов и из банкоматов почти подчистую все выгребают.


Щедрый банкомат


Относительно банкоматов вспомнилась история, которая уже может считаться легендой, рассказанная мне в конце девяностых годов прошлого века путешественником, приехавшим из Германии в Туву за экзотикой. У него была пластиковая карта, которая успешно заменяла наличные в Европе. В Кызыле же тогда о таких расчетах понятия не имели, везде требовали настоящие – бумажные – деньги. А чтобы снять наличные, требовался банкомат.

Обойдя все имеющиеся тогда банки, он обнаружил единственный банкомат, который стоял без дела, им никто не пользовался – ящик с деньгами был пуст. И только после того, как германский гость заранее сообщал сумму, которую хотел обналичить, в банкомат закладывали необходимое количество купюр, и он торжественно выдавал их своему единственному клиенту.

– Любопытная история. Действительно, уже легенда, ведь сегодня в Туве пластиковыми картами и банкоматами, преодолев недоверие к ним, научились пользоваться даже пожилые люди, которым значительно сложнее освоить новые технологии, чем молодым. Банкоматы – уже повседневность.

Но когда в октябре 2005 года в Кызыл прибыл первый банкомат для Сбербанка, у нас тоже были затруднения: он был с заводским браком и часто ломался. Сейчас в Туве работает уже 31 наш банкомат. И не только в офисах банка, но и в торговых центрах, в организациях. Закупили еще девять, будем устанавливать.

И уже 76 торговых терминалов действует, благодаря которым без наличных денег, предъявив только пластиковую карту, можно рассчитаться за покупки в магазинах, кафе, гостиницах.

Заметила, что банкоматы, как и люди – каждый со своим приветом: иногда позволяют себе шалить, могут и пластиковую карту съесть, потом приходится тратить время – вызволять.

– Бывает, согласна, но таких случаев становится все меньше, мы все эти шалости банкоматов оперативно пресекаем. Хотите верьте, хотите нет, но заметила, что есть люди, которым, наверное, на роду написано не дружить с банкоматами.

У нас есть один такой клиент, которому постоянно не везет. Именно ему. Обязательно то карточка в банкомате застрянет, то он купюру съест не так, то деньги не выдаст.

А были случаи, когда банкомат действовал наоборот: проявлял немыслимую щедрость, выдавая больше?

– Был такой случай. Купюры разного достоинства кладутся в банкоматы строго в определенные ячейки. Кассир перепутала кассеты и вместо сторублевых купюр загрузила тысячные. Человек набирает сумму в 200 рублей, а ему банкомат выдает две тысячи. Спасибо Сбербанку!

Но это недолго продолжалось, потому что честные люди у нас есть. Пришел мужчина и сказал: я получал две тысячи рублей, а мне банкомат выдал двадцать тысяч, у меня столько и на карточке не было, заберите лишнее и проверьте свой банкомат.

Благородный поступок. А что было с кассиром, которая допустила ошибку?

– Давайте не будем о грустном.


И всё – с улыбкой


Какие требования вы в первую очередь предъявляете к своим сотрудникам?

– Первое – честность. Второе – профессионализм. Можно спорить, что профессионализм – на пером месте, но я считаю – честность. Это самое главное. Только честный человек может работать в банке.

Третье – любить клиента и сделать все, чтобы он ушел от нас довольным. Человек пришел со своими запросами, и нужно эти запросы удовлетворить. Нужен кредит на квартиру, машину – пожалуйста. Хочешь положить деньги на депозит – пожалуйста. Хочешь купить золото, серебро в слитках, золотую или серебряную монетку – пожалуйста.

И все – с улыбкой. Если раньше клиент заходил и видел хмурую-прехмурую тетю Машу, которая не в настроении, потому что дома с мужем поругалась, то сейчас наши девочки и мальчики, оставив дома все свои личные проблемы, просто обязаны улыбаться клиенту. Этому мы постоянно учим сотрудников и проверяем. И проверяем не только мы, но и наш территориальный банк, и даже центральный аппарат.

Чтобы сотрудники не расслаблялись, существует такое понятие – «таинственный покупатель». Контролер, кассир обслуживает клиента и знает: а, может быть, этот человек и есть тот самый таинственный покупатель, который послан проверить ее профессиональную корректность. Результат: если прежде жалобы на грубость были, то сейчас – ни одной.

И еще важное: при приеме на работу, а мы выбираем сотрудников по конкурсу, при равенстве всех других данных предпочтение отдаем тому, кто ведет здоровый образ жизни, занимается спортом. У нас очень спортивный банк. У нас множество кубков – специальный стенд на втором этаже оборудован.

Сотрудники – спортсмены, а не отстает ли начальник?

– Нельзя отставать. Вот недавно – 19 мая – команда нашего кызыльского отделения ездила в Абакан: участвовала в общенациональном забеге «Зеленый марафон», организованном Сбербанком – генеральным партнером оргкомитета «Сочи-2014» – и посвященном предстоящим XXII Олимпийским зимним играм. Такой марафон в сорока двух городах России проводился. Сначала мы бежали марафонскую дистанцию, а потом сажали деревья.

Марафонская дистанция, конечно, была не настоящая – в сорок два километра, а символическая – 4 километра 200 метров, посильная для всех бегунов, которых было множество. Конечно, я не лидировала, но своим результатом удовлетворена: с дистанции не сошла и к финишу пришла не в числе последних.

Что помогает быть в форме?

– Зарядка. Ежедневно, обязательно. Минимум 15 минут. В выходные – 30 минут. У меня свой комплекс упражнений: на пресс, дыхательные. Каждые полгода меняю комплекс. Летом бегаю по берегу Енисея, зимой обязательно – лыжи, еще со школы ими увлекаюсь.

Многие дамы ваших лет, да и значительно, значительно моложе, не только четыре километра не рискнут пробежать, а и на четвертый этаж уже взбираются, как на Эверест. При этом на вопрос о зарядке отвечают: некогда – работа.

– Думаю, что это – не причина. Пятнадцать минут в день любая работающая женщина всегда может выделить для своего здоровья, своей фигуры. Конечно, если рано не встанешь, то и зарядку не успеешь сделать. Поэтому в рабочие дни встаю в 6 утра, в выходные могу позволить себе проснуться в 6.30.


Дом для банка и для себя


Самая трудная задача, с которой вы справились как руководитель?

– Пятиэтажное знание Сбербанка на улице Кочетова, в котором находится наш центральный офис. Мне пришлось заниматься его строительством, вернее – завершением строительства.

Прекрасно помню историю этого здания, в советское время оно строилось как приложение к зданию городского комитета партии, но Коммунистическая партия Советского Союза развалилась раньше, чем строительство закончилось.

– Да, и я хорошо помню. Тогда управленческий аппарат банка не имел своего помещения, и мы арендовали несколько кабинетов на первом этаже обкома КПСС. В конце августа 1991 года – после путча – мы приходим на работу, а нас милиция не пускает: все опечатано. Потом нас оттуда попросили, пришлось переезжать, ютиться в неприспособленных маленьких кабинетах.

Недостроенное партийное здание предлагали просто передать в аренду, но я в то время приняла верное решение, сказав: давайте лучше мы его купим. Если бы просто передали в аренду, то рано или поздно потребовали бы освободить помещение. А приобрели, и здание стало собственностью Сбербанка, отобрать его уже никто не мог.

Завершение строительства было нелегкой задачей, и я горжусь тем, что с ней справилась. В новое здание мы переехали в 1993 году.

Закончив строительство здания Сбербанка, вы, наконец, вспомнили и о себе: приступили к возведению частного дома – не такого огромного, как рабочий офис, но – по меркам середины девяностых годов – очень эффектного для Кызыла.

За мостом, на правом берегу Енисея – на фоне стоящих напротив домишек советских времен – он казался кызыльчанам хоромами, и в редакцию «Центра Азии» даже поступали вопросы: кто тот несусветный богач, который строит себе такой одиноко стоящий замок. Сегодня, отправляясь к вам на интервью, не сразу и нашла на улице Правобережной этот одноэтажный «дворец», потерявшийся среди выстроившихся и слева, и справа новых масштабных частных домов.

– Да, все верно, так и было. Люди почему-то думали, что дом строит тогдашний председатель администрации Кызыла Зоя Назытыевна Сат, мне приходилось отвечать на их вопросы.

Мы первыми рискнули строиться здесь на берегу Енисея. Помню, когда строители предложили это место, сначала очень сомневалась: казалось, что правый берег – это совсем деревня. А получилось очень хорошо. Мне здесь очень нравится: так тихо, и сажи зимой меньше, чем в центре.

Дом только казался большим на фоне маленьких избушек, которые здесь стояли, а на самом деле в нем всего три комнаты и кухня. Сейчас вокруг – уже двухэтажные дома соседей: люди берут кредиты и строятся, и это хорошо, ведь уютный просторный дом – это так важно для семьи.

Мы тоже построили дом благодаря кредиту: тогда председателям региональных банков Сбербанк давал беспроцентный кредит. Построились очень быстро – за один год, дом был готов в 1996 году. Постепенно благоустраивались: на участке построили беседку, баньку, маленький домик для гостей и игр внуков.

С водой проблем нет – забит глубинный насос. У нас на участке очень зелено. Весной и летом, когда прихожу с работы, так приятно в земле покопаться: смена деятельности ведь тоже отдых.

Моя ответственность – цветы. А главный огородник у нас, конечно, муж – Яков Майдыр-оолович, у него все растет: огурцы, помидоры, дыни, арбузы, малина, жимолость, смородина, слива, ранетка. Даже клубника – особый сорт, который не такой крупный, как «виктория», но зато ягоды дает все лето: в мае зацветает, и до сентября мы ими лакомимся.

Живности никакой не держим, у нас только собаки: маленькая, средняя и большая.


Стиль – классический


Ваше главное достоинство? Ответ по типу «это нескромно, пусть лучше люди оценят» не принимается, потому что я уверена: зрелый мыслящий человек сам главный судья и своих положительных, и своих отрицательных качеств.

– Если вы так ставите вопрос, отвечу: честность и открытость. Стараюсь всегда держать свое слово. И если поставила перед собой цель – добиваться ее. Хотя признаюсь, что иногда, когда что-то не получается, возникает апатия: да зачем мне это нужно? Но потом всегда беру себя в руки, собираюсь.

Положительное качество – никогда не унываю и в жилетку никому не плачусь.

Теперь – о недостатках, которые всегда логично продолжают наши достоинства.

– На работе не имею привычки повышать голос, всегда сдерживаюсь. А вот дома иногда могу покричать на своих близких. Но это бывает крайне редко, и всегда после этого очень переживаю: нельзя распускать себя.

То, что связано с работой, хорошо помню, в голове – свой компьютер, в котором все разложено по полочкам. Но когда мне говорят, что сегодня должна купить хлеб или молоко для дома, почему-то это забываю и прихожу домой без покупок.

Еще есть слабость: пирожки и булочки.

Любимые песни?

– Люблю песни Аллы Пугачевой и Софии Ротару.

Ваш стиль одежды?

– Классический. На работе – строгие костюмы: юбка, жакет. Яркое не люблю, предпочитаю спокойные тона.

У вас есть свой стилист?

– Да, Юля, младшая дочь. Она училась в Британской высшей школе дизайна – в ее московском филиале.

Юля – и стилист, и художник. В ее работах – нестандартное видение мира. Картинами дочери, которые она мне подарила, очень дорожу: они в нашем доме висят на самых почетных местах. Дочка как дизайнер создает и мамин образ: одевает меня, подбирает косметику. Если видит недостатки – наводит строгую критику.

Юля очень серьезно относится к образу женщины, считая, что она должна быть красивой всегда. В конце апреля она участвовала в Неделе моды, впервые проводившейся в Кызыле, и представила коллекцию домашней женской одежды: «Женщина должна и дома быть красивой!»

Юля подарила нам с Яковом Майдыр-ооловичем двух чудесных внуков: Алисе сейчас четыре годы, Леону – два.

Старшей внучке – Диане, дочке Ларисы, уже восемнадцать лет. До одиннадцати лет она жила и училась в Кызыле, а потом я отвезла ее в США, где стала жить и работать старшая дочь. Там – в штате Нью-Джерси – Диана и живет: с мамой и отчимом Питером.

Я очень рада, что дочери – из тех женщин, которые постоянно учатся, осваивают новое. Чувствую, что отстаю от них, например – в знании языков. В школе мы учили немецкий, и английского я совсем не знаю, а это – плохо, ведь современному человеку это необходимо. Остро столкнулась с этой проблемой, когда благодаря Сбербанку была в США, во Франции, Китае, Монголии, Германии: там мы учились, осваивали зарубежный опыт банковской работы.

Хочу всерьез взяться за изучении английского, чтобы в следующий раз, поехав в гости к дочке в США, удивить ее и не испытывать проблем хотя бы с простейшим общениям на улицах, в магазинах.

 

Очень богатая женщина


Деньги в жизни человека – это самое главное?

– Не смотря на то, что моя работа постоянно связана с деньгами, я думаю, что это – не главное. Понятно, что без денег тоже грустно, но счастье все же не в их количестве.

Правильно говорят, что счастлив не тот, у кого всего очень много, а тот, у кого есть все необходимое. А это семья, любимые люди вокруг, которые любят тебя. Чем больше родных и друзей, тем ты богаче. Поэтому я – очень богатая женщина, у меня множество родных: и с маминой – русской стороны, и с папиной – тувинской. А еще – родственники по линии супруга. У Якова Майдыр-ооловича – десять братьев и сестер, плюс их дети, внуки, мужья, жены!

Знаете, мне очень импонирует тувинская традиция: помогать своим родственникам. Смысл ее такой: я беру в свое время, а потом, когда встану на ноги, отдаю.

Когда Яков учился в Москве – семь лет в общей сложности – мы летом приезжали к его родственникам, и они всегда помогали деньгами на дорогу. И не в долг давали, а просто – помогали. А вот когда, спустя годы, уже дети сестры мужа начали учиться, она приезжает к нам, и уже мы помогаем деньгами.

Соблюдаем мы и тувинский народный свадебный обычай: родственники со стороны жениха должны сплотиться и поставить для молодых юрту, а родственники со стороны невесты – подарить все убранство в юрту. Если предстоит свадьба мы – все родные – заранее определяемся: складываемся на покупку, строительство жилья, или распределяем, кто покупает холодильник, кто – телевизор, мебель.

Валентина Александровна, сколько я с вами ни встречаюсь, у вас на лице – всегда улыбка. И не фальшивая, а настоящая – искренняя. Раскройте тайну: вы так действительно от души улыбаетесь или только потому, что это банковской инструкцией предписано?

– Меня еще в детстве так воспитывали: быть всегда доброжелательной, ведь когда человек улыбается людям, ему и самому это приятнее, чем глядеть на мир букой.

Конечно, люди бывают разные, но я уверена: в каждом человеке есть хорошее. Общаясь с людьми, стараюсь понять их, найти именно положительное. И нахожу.

Все ведь зависит от того, как ты сам воспринимаешь мир. Хочешь видеть только плохое – увидишь, хочешь разглядеть доброе – обязательно разглядишь и будешь улыбаться ему. Вот и вся тайна.

 

Фото Чечена Салчака и из личного архива Валентины Ооржак.


Фото:

 1. Всё – электронно. Валентина Ооржак и старший контролер-кассир Аржаана Ооржак в зале обслуживания юридических лиц. Кызыл, Сбербанк, 12 мая 2012 года.

2. Плакат советских времен: «В сберкассе денег накопила – путевку на курорт купила!»

3. Именно такие сберегательные книжки в восьмидесятые годы XX века были у всех советских граждан.

4. Требования: честность, профессионализм и улыбка. Менеджер по продажам Сайлык Кужугет, контролер-кассир Айзана Монгуш, управляющая Валентина Ооржак, старший контролер-кассир Аржаана Ооржак. Кызыл, Сбербанк, 12 мая 2012 года.

5. Участники семинара для управляющих и главных бухгалтеров районных отделений Тыва банка Сбербанка России. Председатель банка Валентина Ооржак – пятая слева в первом ряду. Кызыл, ДПП – Дом политического просвещения, весна 1991 года.

6. Валентина Ооржак у главного здания Сбербанка, которое построила. Кызыл, 12 мая 2012 года.

7. Валентина Ооржак на крыльце своего дома, который тоже построила. 14 апреля 2012 года.

8. У нас – спортивный банк! Сотрудники Кызылского отделения №8591

Сберегательного банка Российской Федерации с наградными кубками у стенда «Наши достижения». Слева направо: Владимир Шойдак, Екатерина Лобанова, Аида Саая, Алина Таспанчик, Екатерина Уланова, Саида Даржаа, Шолбан Кара-Сал, Валентина Ооржак. Кызыл, 12 мая 2012 года.

9. Женщина должна быть красива всегда – даже дома в халате. Дизайнер костюмов Юлия Ооржак

– в центре, в первом ряду. Кызыл, неделя моды «Весна – лето-2012», апрель 2012 года.

10. Хочешь видеть только плохое – увидишь, хочешь разглядеть доброе – обязательно разглядишь и будешь улыбаться ему. Валентина Ооржак в своем рабочем кабинете. Кызыл, 12 мая 2012 года.



Интервью Надежды Антуфьевой с Валентиной Ооржак «Тайна вклада» войдет двадцать пятым номером в пятый том книги «Люди Центра Азии», который продолжает формировать редакция газеты «Центр Азии».

Планируемое количество материалов о людях Тувы – сто.

Пятый том выйдет в свет в начале 2016 года.


Книга Судеб «Люди Центра Азии» – четыре тома:

где приобрести


На самом деле книга «Люди Центра Азии» – бесценна, потому что в ней – самое дорогое: люди и судьбы. Но в связи с постоянными вопросами о ней информируем о наличии томов.

I том – 50 судеб. Вышел в свет в 1998 году, тираж 1000 экземпляров.

В продаже уже нет, библиографическая редкость.

II том – 92 судьбы. 2001 год, тираж 3000 экземпляров.

В продаже – 300 руб.

III том – 110 судеб и 36 воспоминаний ветеранов и детей военных лет «Мы – дети войны и Победы». 2006 год, тираж 2000 экз.

В продаже – 500 руб.

IV том – 115 судеб. 2011 год, тираж 2000 экз. ISBN – международный книжный номер – 978-5-9900403-2-8.

В продаже – 600 руб.

V том – новые судьбы для него с 28 января 2011 года уже собираются и публикуются в газете «Центр Азии».

Планируемый выход в свет – начало 2016 года.

Издатель – ООО редакция газеты «Центр Азии».

Приобрести второй, третий и четвертый тома книги «Люди Центра Азии» можно в редакции газеты «Центр Азии»:


Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Красноармейская, 100, Дом печати, четвертый этаж, офис 20.

Тел.8(394-22) 2-10-08

antufeva@centerasia.ru


Беседовала Надежда АНТУФЬЕВА
  • 6 358