Чойган Владимирович Очур-оол, 35 лет, папа трёх детей, житель Кызыла

Мои дети: какие они?

Появление на свет первенца стало для нас большой радостью. Это произошло в 1999 году, когда я только окончил физико-математический факультет Тувинского госуниверситета. Для наших родителей он тоже первый внук. Долго думали и спорили, как его назвать, так как имени придавали большое значение. В итоге согласились с предложением бабушки – Светланы Владимировны – и выбрали имя Димэд: просветленный, чистый, незапятнанный.

Сейчас Димэду двенадцать лет, учится в первой школе, перешел в седьмой класс. В три года он начал рисовать, и получались у него, в основном, динозавры: за несколько секунд, не отрывая карандаш от бумаги, выводил контур животного. Подобная техника была у Нади Рушевой. Воспитательница даже рекомендовала выставить в садике его работы, и мы организовали его первую и пока последнюю выставку. Последнюю, потому что со временем другие увлечения вытеснили рисование. В третьем и четвертом классах он ходил в секцию каратэ. А сейчас, как и многие мальчишки его возраста, он увлечен компьютерными играми.

Дочка родилась накануне нового 2007 года, 25 декабря, крепкой малюткой – четыре килограмма и шестнадцать граммов. Мы назвали ее Дан-Хаяа. Немножко замкнута и стеснительна из-за того, что не ходит в садик, воспитывается дома бабушкой Надонией Ивановной. Любит петь, но поет, когда думает, что ее никто не видит. Любит рисовать красивых девочек и нас – свою семью, а потом объясняет, кого изобразила.

Когда родился младший сын, долго не могли выбрать ему имя на большом семейном совете. Наши мучения разрешил девятилетний Димэд, обратившись к новорожденному брату: Доржу. Сейчас ему три годика. Интересуется машинами. Причем, пластиковые ему не интересны, он любит железные. Уже различает марки автомобилей, увидит на улице такую же машину, как у меня, сразу радостно на нее указывает: «Папа, смотри, как у тебя!»

Дети – это только проблема или только радость?

Конечно, радость. Став отцом, понял, насколько верно подметили, сравнив детей с цветами жизни. Без детей просто не представляю своей жизни. Но цветы сами не растут: за ними нужно ухаживать, о них нужно заботиться. И какая радость от их смеха!

Идеал мужского воспитания: кого взял за образец.

Я вырос старшим из трех братьев в поселке Ээр-Хавак Бай-Тайгинского района. Мой отец – Владимир Витальевич Очур-оол – по профессии агроном, в детстве постоянно ездил с ним по совхозам, часто бывал на фермах и в зернохранилище. После распада СССР отец руководил сумонами и кожууном. Мама Светлана Владимировна – педагог, отличник и почетный работник образования России.

Отец для меня – образец, он – мастер на все руки: столяр, плотник, слесарь. Когда мы были детьми, каждый год в школах проводилась массовая военно-патриотическая игра «Зарница». Папа к этой игре всем нам строгал из дерева автоматы. Потом и нас научил. Мы очень гордились деревянным оружием, а мальчишки все ужасно завидовали.

Отец всегда нам твердил, что мы должны уметь делать всю мужскую работу, заниматься спортом: играть в волейбол, баскетбол, футбол, хоккей. В шесть лет папины коньки, если надеть их поверх валенок, мне были как раз впору, и я в них рассекал шероховатый лед нашего самодельного катка, играя в хоккей. Когда учился в старших классах, во всем районе не было хоккейной команды, равной нашей.

Мои родители – ветераны труда. И ветераны совместной жизни. В прошлом году в День семьи получили медаль «За любовь и верность», мы все очень радовались за них и гордились.

Мужские и женские обязанности: как они распределены в нашей семье.

Тяжелая работа – моя, а очаг – жены. Я работаю в полиции, супруга Шолбана – администратором в гостинице, ее график – сутки через двое. Когда она на дежурстве, мне приходится и убирать в доме, и готовить самому. В армии служил в морских частях пограничных войск, поэтому с удовольствием готовлю рыбные блюда. Но когда супруга дома, к плите даже не подхожу. Все-таки кухня – это женское дело.

А воспитание детей – наше общее дело. К сожалению, не уделяем детям столько времени, сколько хотелось бы. У супруги, помимо работы в гостинице, есть свое дело – ателье. По профессии она – дизайнер одежды, окончила Омский государственный институт сервиса.

Но в совместные с супругой выходные в хорошую погоду обязательно выезжаем всей семьей на природу. У нас есть все походные принадлежности.

Мое главное достижение в воспитании.

Мое главное достижение – это самостоятельный, трудолюбивый и ответственный старший сын. Димэд – большой хозяйственник, без нас он сам готовит супы и каши для младших.

Моя главная отцовская ошибка, и как я ее исправил.

Через месяц после рождения старшего сына возник вопрос: служить в армии или нет? По закону мне была положена отсрочка на три года, но ею не воспользовался, решив отслужить, а потом уже спокойно жить и работать. Когда вернулся, сын уже ходил. Жалею, что оставил супругу с новорожденным на руках и пропустил самые важные моменты развития первенца.

Но после армии сразу же устроился на работу и все обязанности по обеспечению семьи взял на себя.

Вредные привычки: может ли

мужчина их победить.

Во власти своих вредных привычек пребывают слабые духом, морально и эмоционально незрелые люди. А считающий себя настоящим мужчиной должен быть сильнее. Каждый может победить вредные привычки, если осознает, что в жизни есть другие ценности. Например, дети, семья.

Алкоголем не злоупотребляю. Подростком из любопытства пробовал курить, не понравилось. С тех пор не курю. Даже в армии, где все сослуживцы курили, вместо сигарет брал мыло и зубную пасту.

Наказание ребенка – это обязательно?

Физическое наказание в отношении детей противопоказано, более того – противозаконно. Считаю, чтобы дети слушались, их нужно мотивировать. Например, сказать: «Будете слушаться маму с папой – поедем в выходные на природу». Детям нравиться проводить как можно больше времени с родителями, поэтому у нас такой способ действует безотказно.

Главное, чему уже научил, а чему еще учу своих детей.

Научил детей не мусорить на улицах и во время выездов на природу. В походах они уже знают, что мусор после себя оставлять нельзя и всегда складывают его в мешок. Старшего сына научил его разжигать костер, показываю ему, как нужно правильно чистить охотничье ружье. Мужчине это обязательно нужно знать.

Самый трудный вопрос, который задал мне ребенок.

Мы с супругой сыграли свадьбу, когда Димэду было три года. Это торжество настолько ему понравилось и запомнилось, что он потом два года подряд приставал к нам с вопросом: «А когда у вас снова будет свадьба?» Приходилось постоянно объяснять, что свадьба – это не день рождения и празднуется только раз.

Отцовский долг: в чем он для меня.

Должен, прежде всего, научить детей трудиться. Собираюсь построить дом, чтобы сыновья могли делать мужскую работу: колоть дрова, топить печь, накачать воды, поставить забор. Мой долг – воспитать и вырастить порядочных и образованных людей с твердым внутренним стержнем, знающих и уважающими традиции своих предков.

Фото: Летняя прогулка: Чойган Очур-оол с сыновьями Димэдом, Доржу и дочкой Дан-Хаяа. 3 июня 2012 года. Фото Виктории Хомушку.

Рубрику подготовила Виктория ХОМУШКУ tori-mon@yandex.ru
  • 4 231