Пропавший опер
В конце прошлого года в правоохранительные органы обратилась молодая жительница Тувы, встревоженная тем, что ее муж не вернулся домой. 16 декабря 28-летний Сергей Куулар поехал из Кызыла в Красноярск продавать свой автомобиль Honda Inspire и исчез.
Уехал и не вернулся
Мужчина был майором МВД, возглавлял подразделение уголовного розыска кызылской полиции. 17 декабря, не сумев найти покупателя, он отправился из Красноярска в обратный путь. С тех пор о нем не было никаких известий, его мобильный стал недоступен. Исчез Сергей на территории Хакасии, в Усть-Абаканском районе, причем, вместе с машиной.
По данному факту было возбуждено уголовное дело. Расследование сузилось к основной версии – с Кууларом могли расправиться с целью завладения дорогой иномаркой.
– Наши сотрудники совместно с оперативниками МВД по Хакасии неоднократно проделывали путь в Красноярск и обратно для установления места нахождения пропавшего, – рассказал старший следователь Следственного управления Следственного комитета России по Республике Хакасия Евгений Тарасов. – На одном из постов ГИБДД при просмотре записи видеорегистратора в поле зрения правоохранителей попала иномарка Куулара, за рулем которой находился не хозяин машины, а другой человек. Оперативно-разыскные мероприятия позволили выйти на подозреваемого – им оказался двадцатичетырехлетний житель Красноярского края Александр Полежаев.
Молодого человека задержали в его родном селе Новотроицкое Идринского района, где он проживал в доме своей сожительницы. Под грузом неопровержимых улик подозреваемый сознался в убийстве автомобилиста.
Взял из жалости
Выяснилось, что по дороге из Красноярска домой Сергей Куулар сделал остановку на базе отдыха «Бирюса», что на восемьдесят втором километре автотрассы «Енисей». Там к нему подошел Полежаев, попросился в попутчики – уехать в Абакан. Водитель иномарки возражать не стал: незнакомец на вид очень щуплый, маленького роста, а за окнами тогда был сильный мороз. В общем, пожалел продрогшего парня тувинский полицейский...
Позже следствие установило, что Полежаев оказался на трассе отнюдь не случайно. Он специально добрался до кемпинга, чтобы присмотреться к проезжавшим автомобилистам и совершить разбойное нападение. Злоумышленник вынашивал конкретную цель – отнять у какого-нибудь водителя автомобиль и угнать на продажу. Для этого парень заранее приготовил обрез охотничьего ружья двенадцатого калибра и спрятал за пазухой полушубка.
Сергей Куулар, конечно, ни о чем не догадывался. Опытному оперативнику тогда и в голову не могло прийти, что такой субтильный на вид пассажир может представлять для него какую-то угрозу.
Развязка наступила в безлюдном месте, когда на трассе было совсем темно. По дороге, примерно в восьмидесяти километрах от Абакана, Полежаев попросил Куулара сделать остановку – сходить в туалет, вышел из машины и, резко открыв водительскую дверь, дважды выстрелил в мужчину. От огнестрельных ранений в шею и грудь потерпевший скончался на месте.
Останки в лесополосе
Совершив убийство, Полежаев перетащил тело на другую сторону обочины и спрятал в лесополосе, присыпав снегом. Потом вернулся в машину и, сев за руль, поехал в сторону Красноярска.
Уже на въезде в краевую столицу угонщика остановили сотрудники ГИБДД. Но рулевой Honda Inspire, как позже выяснилось, успел на тот момент подстраховаться, заполнив по дороге нужные бланки. В частности, оформил липовый договор купли-продажи, а также написал доверенность на право распоряжаться автомобилем от имени Куулара. А поскольку машина убитого была с транзитными номерами: снята с регистрационного учета, и документы на нее имелись – владелец хранил их в бардачке, то никаких подозрений у полицейских тогда не возникло.
Впрочем, в тот день – 18 декабря – красноярские стражи порядка все же составили в отношении Полежаева протокол об административном правонарушении – за просроченный транзит. В дальнейшем это и стало зацепкой в деле об исчезновении жителя Тувы. Оперативники хакасского МВД, приехав в Красноярск, довольно быстро нашли пропавший автомобиль. Как выяснилось, Полежаев продал иномарку буквально за бесценок – 200 тысяч рублей, фактическая стоимость, по оценке экспертов, 460 тысяч. Причем продажа состоялась в ближайшие часы после убийства, пока машина еще не числилась в розыске – перед оформлением сделки покупатель проверил авто по базе данных ГИБДД, но в списке похищенных его не увидел. На вырученные деньги Полежаев купил себе Жигули-семерку, ноутбук, кое-что еще по мелочи, а затем возвратился в свое село.
Неверный расчет
Уже на следующий день, как только стала известна фамилия продавца, в Новотроицкое нагрянули сотрудники следственно-оперативной группы. К такому повороту событий Полежаев, похоже, был не готов и в момент задержания казался очень испуганным.
Селянин сразу сознался в убийстве водителя иномарки, но уверял, что это была самооборона. Лгал, будто Куулар якобы напал на него с пистолетом, а он испугался и стал защищаться. Полежаев надеялся, что его обвинят только в угоне чужого автомобиля, но расчет оказался неверным. В ходе обыска были обнаружены детали ствола огнестрельного оружия, а также устройство для резки металлических предметов, с помощью которого он сделал обрез. Также оперативники нашли в Новотроицком местного жителя, изготовившего четыре патрона двенадцатого калибра для Полежаева. По словам свидетеля, односельчанин попросил его об этой услуге за месяц до произошедшего – якобы для охоты на козла.
Постепенно все улики и экспертизы сложились в общую картину. Поняв, что отпираться не имеет никакого смысла, Полежаев, наконец, полностью сознался в умышленном убийстве и разбойном нападении на тувинского автомобилиста.
– Он вел нетипичный для преступника образ жизни и внешне совершенно не похож на убийцу, – делится впечатлениями о своем подследственном Евгений Тарасов. – Работал электриком, вырос в нормальной семье. Тихий, спокойный, к уголовной ответственности ни разу прежде не привлекался. Правда, у парня был один приметный недостаток – он много врал, причем даже по мелочам.
Из материалов дела известно, что в последнее время обвиняемый испытывал большие финансовые трудности. Он взял у односельчанина автомобиль в рассрочку и не смог рассчитаться. Приехал в Абакан, нашел по объявлению женщину, которая купила у него эту машину. Причем сделка была оформлена только на бумаге: Полежаев, написав расписку в получении денег, уговорил покупательницу подождать, пока он купит себе другое транспортное средство. В итоге женщина оказалась без денег и без машины. Односельчанин, которому Полежаев отдал только часть долга, забрал свой автомобиль обратно. Тогда же к Александру стали приезжать люди из Абакана – требовали расплатиться.
Полицейского нашли сослуживцы
Теперь очевидно, что под влиянием этих обстоятельств Полежаев и задумал совершить преступление. Причем изначально он планировал просто завладеть автомобилем, но потом, поняв, что по-другому не получится, решился на убийство.
Случайной жертвой злодеяния стал молодой, но очень перспективный сотрудник полиции, который в свои 28 лет добился немалых успехов по службе. У мужчины осталась семья – жена и полуторагодовалый ребенок.
Тело полицейского обнаружили только в марте этого года, когда с полей начал сходить снег. Дело в том, что в ходе следственного эксперимента обвиняемый – намеренно или по ошибке – неверно указал место захоронения. Масштабные разыскные мероприятия зимой проводились дважды – в операции было задействовано более сотни полицейских Хакасии, включая кинологов с собаками. Люди тщательно прочесали всю местность в радиусе 20 километров, однако в то время ничего так и не обнаружили.
Удача улыбнулась – если это выражение здесь уместно, сослуживцам Сергея Куулара: тувинские оперативники, бывая в командировках проездом через Хакасию и зная ориентировочно участок захоронения, всякий раз останавливались вдоль дороги и вели поиск своего товарища. Они-то и обнаружили останки – примерно в 15 километрах от того места, на которое указывал Полежаев.
Сейчас бывший электрик из Идринского района содержится в следственном изоляторе Абакана. В ближайшее время он предстанет перед Верховным судом Хакасии по обвинению в незаконном хранении, ношении огнестрельного оружия и боеприпасов, разбойном нападении и убийстве, сопряженном с разбоем.
Тамара КИРИЧЕНКО, газета «Хакасия», Абакан