Темир Викторович Оюн, папа пяти детей, 41 год, житель поселка Каа-Хем
У меня четыре дочки и сын-наследник. Старшей Наине пятнадцать лет. Она студентка первого курса Кызылского сельхозтехникума. Большая заводила в семье, учит младших песням, танцам. Благодаря ей и супруге Кежикме Семеновне, дети начинали читать и писать еще до школы. Младшие обожают старшую сестру.
Единственному мальчику – Мерген-Херелу – тринадцать лет. Он хорошо учится, занимался танцами, получал призовые места, выполнил юношеский норматив по стрельбе из лука. В своем классе – лидер.
Дочке Олесе девять лет. Она у нас – отличница. Любит животных, сочувствует бездомным. Однажды принесла с улицы щенка, но наша собака не приняла его, и пришлось отдать знакомым.
Если дома большой шум, то это – Даяна. Ей семь лет. Она у нас боевая и смелая, не боится пауков и тараканов. Пошла в первый класс и приносит только пятерки.
Младшей Аялге исполнился год и два месяца. Она начала ходить, разговаривает при помощи жестов. Когда у нее спрашивают: «Где наши глазки?» – делает такие глазки, что мы чуть не падаем от умиления.
Дети – это только проблема или только радость?
Мои дети мне только в радость.
Идеал мужского воспитания: кого взял за образец.
Это мои родители Виктор Дагбаевич и Дина Дамдыновна Оюны, которые всю жизнь проработали учителями в Тоджинском районе. Нас, троих детей, они приучили к труду. Как все сельчане, мы держали корову и свиней, делали всю работу по хозяйству, косили сено.
Моих родителей нет, но ученики помнят их. Очень приятно бывает, когда при встрече нам говорят: «Да это же дети нашего учителя Виктора Дагбаевича!»
Еще передо мной пример тестя Семена Дудуй-оловича Сарыглара, который вырастил, воспитал шестерых прекрасных детей, дал им образование, сыновей женил и дочерей выдал замуж. Мечтаю, чтобы и мои дети так же уважительно относились к отцу и друг к другу.
Мужские и женские обязанности: как они распределены в нашей семье.
У кого лучше получается, тот и делает. Дежурные блюда – плов, супы – готовлю я. Супруга – блюда посложнее и повкуснее: борщ или курицу. Полы моют старшие дети, наши незаменимые помощники. В огороде у каждого – своя грядка, картофель убираем всей семьей.
Большая помощница в мужских делах – Даяна. Когда машину ремонтирую, она подает нужные ключи, знает, какой четырнадцатый или пятнадцатый.
Стиркой в машинке заведует жена, а главный кочегар дома – я. Кое-как научился топить печь углем, в Тодже привык дровами топить, а с углем – своя специфика.
Мое главное достижение в воспитании.
Радуюсь тому, что мои дети отзывчивы на просьбы о помощи. Они дружные, иногда, конечно, бывает, что поспорят между собой, но никогда не дерутся. Учим детей с уважением относиться к религии, хотя нельзя сказать, что мы глубоко верующая семья.
Старшие заботятся о младших, не только за ними присматривают, но и воспитывают, объясняют, как надо себя правильно вести. Когда заведут свои семьи, у них уже будет свой опыт воспитания.
Моя главная отцовская ошибка, и как я ее исправил.
То, что уделяю детям меньше внимания, чем хотелось бы. Поэтому в свободные минуты стараюсь всегда быть с ними.
Вредные привычки: может ли мужчина их победить.
Не курю, и отец мой не курил. Когда только познакомился с будущей супругой, ей очень импонировало то, что не курю.
Алкоголь в нашей семье под запретом. Исключения делаются по праздникам, когда приходят друзья, или в гостях, когда случается поднять бокал, но только не на глазах детей.
Считаю, что победить вредные привычки мужчина может тогда, когда его в этом поддержит супруга.
Книги, которые читаю детям вслух и советую прочитать самим.
Чтением руководит супруга, литературу для детей покупает тоже она.
Мы выросли на книгах Аркадия Гайдара и других советских авторов. А сейчас мне очень сложно определить книгу, которую мог бы посоветовать современным детям.
Наказание ребенка – это обязательно?
Считаю, что наказание должно быть. В нашей семье наказание – ограничение доступа к компьютеру или телевизору, что весьма действенно.
Главное, чему уже научил, а чему еще учу своих детей.
Учу детей себя в обиду не давать. Хочу, чтобы они у меня выросли терпеливыми. Сужу по своему опыту, что терпение – одно из главных качеств, нужных в жизни.
Друзья часто удивляются самостоятельности наших детей. Но это в многодетных семьях – обычное явление, в отличие от семей, где один или два ребенка, к которым приковано все внимание взрослых.
Мы можем спокойно оставить детей на старшую дочь и уехать. Но однажды был такой случай. Наказали детям на улице не играть и уехали в Барум. Звоним: «Не играете на улице?» «Нет», – отвечают. А в это время тетя жены, отдыхавшая в пансионате «Серебрянка», увидела с третьего этажа, как наши на улице носятся, и позвонила нам: «Уже прохладно, а дети на улице играют».
Супруга сразу звонит детям: «Почему неправду сказали?» Дети не поняли, как мама узнала, что они на улице, покрутили головами туда-сюда и пошли в дом.
За обман досталось. Супруга очень строга на этот счет и учит всегда говорить правду.
Она занимается воспитанием детей, следит за их учебой, развитием, внутренним состоянием, я же пропадаю на работе заместителя главного врача республиканского противотуберкулезного диспансера по административно-хозяйственной работе. Лето для меня – самая горячая пора подготовки к зиме четырехэтажного здания, где работает 560 человек. У меня в подчинении слесари, уборщики, весь автопарк, и надо следить, чтобы все функционировало.
Но нынешним летом удалось с семьей съездить отдохнуть у озера Азас. Дети увидели родину отца, а это очень важно – знать, где твои корни.
Я из Тоджи – родины охотников, но отец не приучил меня к тайге. Осенью, когда наступала пора охоты, на улице начинало вкусно пахнуть свежеиспеченными лепешками. Это жены охотников собирали своих мужчин в тайгу. Даже собаки переставали спать – так рвались на охоту. Когда все уходили, отец смеялся: «В селе осталось только два мужика: ты да я, сынок».
Сейчас сам приохотился к этой мужской забаве, хожу в тайгу вместе с друзьями. Подрастет сын, вместе будем ходить на охоту.
Сына, продолжателя рода, стараюсь воспитывать сам. Хочу, чтобы он достиг то, чего мне не удалось в жизни.
Учу тому, чему не может научить мама: как себя вести, когда на улице встретятся старшие парни с недобрыми намерениями, как выйти из ситуации, когда в школе возникают чисто мужские проблемы между мальчиками.
Учу сына колоть дрова, он помогает мне разделывать барана. На все его вопросы стараюсь ответить по мере своих возможностей и знаний.
Самый трудный вопрос, который задал мне ребенок.
Не смог ответить на вопрос: «А почему, папа, ты именно с мамой встретился?»
Отцовский долг: в чем он для меня.
Дать детям образование, воспитать, чтобы они стали достойными людьми общества, оправдали надежды родителей. В будущем представляю их профессионалами своего дела.
Видел, как крепки родоплеменные связи в западных районах Тувы, где семейные праздники собирают до ста человек родни. Хочу, чтобы и мои дети всегда шли по жизни такими же дружными и во всем помогали друг другу.
Фото: Дружная семья Оюнов. В первом ряду слева направо: дочки Даяна, Аялга на руках мамы, сын Мерген-Херел. Во втором ряду дочка Олеся, мама Кежикмаа Семеновна, папа Темир Викторович, старшая дочка Наина. Поселок Каа-Хем. 25 сентября 2012 года. Фото из семейного архива.
Ведущая рубрики Саяна ОНДУР Отцы Тувы – какие они: их лица и ответы – еженедельно, в каждом номере «Центра Азии» и на сайте газеты в течение 2012 года. Предлагайте своих кандидатов, пишите ведущей рубрики «Отцы-молодцы»: sayana-66@mail.ru