Судьбу нового символа Тувы – взамен обелиска «Центр Азии» – обдумывает бурятский скульптор Даши Намдаков

– Правда ли, что собираются сносить символ Тувы и Кызыла – обелиск «Центр Азии», к которому все так привыкли, и уже приглашен архитектор, который этим займется?

Действительно, в начале октября в Кызыле по приглашению премьера Тувы Шолбана Кара-оола побывал бурятский скульптор, график, ювелир Даши Намдаков, который сегодня живет и работает в Москве и известен не только в России, но и за рубежом.

Планируется, что именно Даши Намдаков должен воплотить в жизнь план полной реконструкции в Кызыле набережной Енисея, которая должна полностью преобразиться к юбилейному 2014 году – столетию единения Тувы и России. И создать новый монументальный символ республики – взамен обелиска «Центр Азии», созданного художником Василием Деминым в 1964 году – к двадцатилетию вхождения Тувинской Народной Республики в состав России.

Как сообщает пресс-служба правительства, во время обсуждения этого плана за круглым столом все его участники единогласно согласились с необходимостью нового бренда центра Азии.

Так, скульптор Хеймер-оол Донгак, поддерживая идею нового символа, отметил, что шпиль, пронизывающий земной шар в обелиске Василия Демина не совсем хорошо воспринимается.

Профессор Владимир Лебедев, директор Тувинского института комплексного освоения природных ресурсов, считает, что символом должен быть обязательно женский образ, так как слово Азия – женского рода.

Депутат Верховного Хурала Ирина Самойленко видит некий многоярусный памятник, символизирующий сущность всех азиатских народов.

Председатель Ассамблеи народов республики Вера Лапшакова предложила образы орла либо мудрого старца с мальчиком.

Алдар Тамдын попросил обратить внимание на горловое пение, Игорь Дулуш – на число «девять», сакральное в буддизме и сознании тувинцев. В качестве нового памятника предлагался и конь – символ кочевников.

А Шолбан Кара-оол сформулировал главную задачу: символ Азии должен объединять самые разные народы, при этом трогая людей до мурашек по коже, чтобы они снова и снова возвращались к нему.

Сам Даши Намдаков рассказал, что первая его мысль после посещения набережной у слияния Большого и Малого Енисея: сюда напрашивается некий тотемный образ, языческий символ.

Однако, озадаченный масштабностью задачи и противоречивостью услышанных предложений, художник не дал окончательного согласия на создание нового символа Тувы взамен старого. Он попросил время для принятия окончательного решения: «Мне нужно все обдумать и осмыслить».

 

Фото: Даши Намдаков озадачен монументальной идеей создания нового символа Тувы. Кызыл, 5 октября 2012 года. Фото Виталия Шайфулина.

РГ «Центр Азии»
  • 4 481