Аян Мандан-Хорлу: двадцать лет в танце

За двадцать лет в балете Аян Мандан-Хорлу подарил публике замечательные танцы «Кавалерийский», «Войлок», «Охотник», «Шаманская мистерия», «Ойтулааш», «Тывам», «Три игрища», «Шуточный», «Удальцы», «Хуреш», «Тоджинские зарисовки», хореографические картины «Встречи и разлуки», «Проводы», перуанский танец «Качапарри», номера концертной программы «В колыбели Саян и Танды».

И особенный, вошедший в золотой фонд Тувинского государственного ансамбля песни и танца «Саяны», танец «Эзир-Кара», в котором оживает легендарный тувинский скакун, получивший имя Черный орел.

Сегодня Аян Мандан-Хорлу – главный балетмейстер-постановщик Тувинского государственного ансамбля песни и танца «Саяны» – отмечает двадцатилетие своей творческой деятельности в ансамбле.

А началась его жизнь в танце совершенно случайно, когда Аян был двенадцатилетним мальчишкой и даже не помышлял о сцене.

«Моя младшая сестра занималась хореографией, – вспоминает балетмейстер. – Когда в 1987 году в Кызыл приехала комиссия Уфимского хореографического училища имени Рудольфа Нуриева, пошел с сестренкой на вступительные экзамены в качестве сопровождающего. Сидел и ждал ее в коридоре, а члены комиссии решили, что я тоже поступающий, и пригласили на экзамен. Проверили на растяжку, ритм, попросили показать танцевальное движение. В результате получилось совсем неожиданно: сестра не прошла, а меня взяли».

Вместе с Аяном в училище поступили шестеро способных ребят, но до конца выдержал суровую школу балета и окончил курс только он один. После окончания Уфимского хореографического училища в мае 1992 года лето посвятил гастролям с ансамблем «Ойраты» Республики Калмыкия, где проходил практику, а в августе вернулся в Туву, чтобы танцевать в ансамбле «Саяны», приглашение в который получил во времена учебы в училище от Вячеслава Донгака, в то время – художественного руководителя ансамбля.

Работая артистом балета, Аян Мандан-Хорлу постепенно начинает ассистировать Вячеславу Донгаку. Одна из их совместных работ – хореографическая постановка «Калмыцкий танец».

В 2000 году назначенный балетмейстером-постановщиком ансамбля Аян ставит танцы «Тывам», «Эки аттар», «Эзир-Кара». В том же году Черный орел Эзир-Кара приносит ему третье место в проходившем в Новосибирске конкурсе балетмейстеров «Сибирский базар». Через два года ансамбль «Саяны» при непосредственном участии Аяна Мандан-Хорлу становится лауреатом сразу двух международных конкурсов – тюркской молодежи «Урал-Моно» и «Звезды белого месяца».

Значимым в карьере стал 2003 год, когда Аян Мандан-Хорлу стал лауреатом Всероссийского конкурса солистов государственных ансамблей «Лидер года», а ансамбль «Саяны» прекрасно выступил на международном конкурсе музыки и танца, проходившем во французском городе Дижоне. Тогда ансамбль получил свою самую высшую награду – золотую медаль.

В это же время балетмейстер создает одноактную хореографическую пьесу «Рождение героя», концертную программу «Танго страсти» и поступает в Московскую государственную академию хореографии, специальность – режиссура хореографии.


После окончания учебы в Москве в 2006 году Аян Мандан-Хорлу возвращается в родной ансамбль «Саяны». Его назначают на должность балетмейстера-постановщика ансамбля. С этого времени ни одно массовое представление в Кызыле не проходят без его участия.

Балетмейстер осваивает огромные площадки – стадионы и площади. Аян Мандан-Хорлу является режиссером и хореографом встречи японского мастера восточных единоборств Ташиатсу Сосаки, проходившей на стадионе имени Пятилетия Советской Тувы, юбилейных мероприятий, посвященных девяностолетию Тувинской Народной Республики, театрализованного представления «Народу победителю – слава!», посвященного 65-летию победы в Великой Отечественной войне. А так же прошедших в столице страны концертов «Шагаа в Москве» и «90 лет Тувы в составе России».

А во время праздника животноводов Наадым-2010 он выступил режиссером «Приветственного танца» с участием трехсот танцоров из всех уголков республики.

Как артист балета, балетмейстер, художественный руководитель ансамбля «Саяны» Аян Мандан-Хорлу выступал на международных фестивалях в Турции, Франции, Монголии, Бельгии, Южной Корее, Голландии, Тайване, Японии, Хорватии. Одна из последних его заслуг – бронзовая медаль, которой ансамбль «Саяны» удостоился на Международном конкурсе «Танцы народов мира» в Южной Корее в 2011 году.

Мандан-Хорлу ставит и хореографические постановки для спектаклей. Его хореография задействована в спектаклях «Культегин» и «Уш оок» Национального музыкально-драматического театра Республики Тыва, в спектакле «Скачки» Академического театра Республика Саха-Якутия, в балете «Девушка с коромыслом» Государственного национального театра танца Республики Саха.

За заслуги в развитии и пропаганде профессионального искусства Аян Мандан-Хорлу удостоен званий Заслуженный артист Дзун-Хемчикского кожууна, Заслуженный артист Республики Тыва.

С 2011 года Аян Мандан-Хорлу работает художественным руководителем ансамбля «Саяны». В настоящее время он – главный балетмейстер-постановщик ансамбля, но по-прежнему продолжает выступать как артист балета, с легкостью исполняя сольные партии различного уровня сложности.

10 ноября, в Национальном музыкально-драматическом театре состоится бенефис Аяна Мандан-Хорлу.

В программе бенефиса, где будут представлены как самые любимые зрителями, так и новые номера в постановке Аяна Мандан-Хорлу, задействованы Тувинский государственный ансамбль песни и танца «Саяны», Национальный театр и Национальный оркестр Республики Тыва, Хакаский государственный ансамбль, группа «Хун-Хурту» и другие профессиональные коллективы.

 

 

Фото: 1. Аян Мандан-Хорлу – балетмейстер и артист балета.

2. Ансамбль «Саяны» прибыл в Южную Корею. 2011 год.

Алтынай ЧИМИТ
  • 8 603