Уникальный голос Болдукпана Оюна
У каждого из нас – свои истоки, свой уголок детства. Чем старше становлюсь, тем острее чувствую тоску по своей малой родине, ведь с ней столько связано. Нет для меня лучше места на земле, чем село Кочетово в Тандинском районе Тувы.
Самое главное богатство села – это, конечно же, люди, которые оставили добрый след в памяти односельчан. К таковым относится и Болдукпан Оюн, певец с уникальным голосом: завораживающим, неподражаемым.
Визитной карточкой певца была тувинская народная песня «Межегей», которая в его исполнении каждой нотой отзывалась в сердцах слушателей и была чрезвычайно популярна. А если песня проникла в самую душу, значит, она – настоящая.
Болдукпан Дадар-оолович Оюн, внесший свой большой вклад в развитие культуры и искусства Тувы, родился 12 мая 1925 года в местечке Уургайлыг, ныне – Арголик, находящемся на территории нынешнего Тандинского района.
С 1950 по 1967 год он работал в Тувинском музыкально-драматическом театре: сыграл много ролей в спектаклях, как исполнитель народных песен гастролировал по всей республике и за ее пределами. Он отлично играл на всех тувинских национальных инструментах.
Песни, мастерски исполненные артистом, до сих пор хранятся в архивах тувинского радио и телевидения: «Самагалтай», «Дынгылдай», «Ореховая тайга», «Сылдыс» – «Звезда», «Мир во всем мире», «Ыраажы кыс» – «Певунья».
Болдукпан Дадар-оолович исполнял не только народные песни, но и песни советских композиторов. До сих пор в моей памяти звучит его голос. Как он пел «Я – гражданин Советского Союза»: торжественно, величаво, вдохновенно!
В 1968 году Болдукпан Оюн с супругой и детьми переехал из Кызыла в село Кочетово, на свою малую родину. Их приезд стал свежим ветром в нашей деревенской жизни.
У нас, школьников, спрашивали: «В вашем классе есть дети артиста?» В школе городские дети сразу отличились, Людмила Оюн стала председателем совета дружины.
Нас, деревенских детей поражало то, что дочери и сыновья артиста обращаются к родителям не по-тувински: авай, ачай, а по-русски: мама, папа. Городские дети осваивали сельскую жизнь: мы учили их ездить на лошадях.
В нашем доме была русская печка, в которой моя мама пекла хлеб и калачи, очень нравившиеся членам семьи Оюн. Когда они приходили к нам в гости, мама всегда просила: «Зять, спой, пожалуйста!» И когда Болдукпан Дадар-оолович начал петь, от его сильного голоса дрожали стены.
А как он выходил на сцену нашего сельского Дома культуры: ослепительная белозубая улыбка, легкая походка, вдохновенное лицо! Для нынешних молодых певцов – образец для подражания.
До самого выхода на заслуженный отдых Болдукпан Дадар-оолович принимал активное участие в жизни села. Свой богатый исполнительский опыт передавал ученикам музыкальной школы, был солистом фольклорного ансамбля «Конгургай», созданного в восьмидесятых годах при Доме культуры. Костяк ансамбля составляла сельская интеллигенция, в том числе – преподаватели музыкальной школы Чечек Маадыр-ооловна Оюн, Зоя Биче-ооловна Оюн.
Дружный коллектив фольклорного ансамбля «Конгургай», объединенный любовью к искусству, побывал на всех чабанских стоянках совхоза «Заря коммунизма». По несколько раз в месяц преодолевали артисты десятки километров, по отнюдь не идеальной дороге, чтобы порадовать тружеников своими песнями. Выступали они и перед жителями других сел района и республики.
На одном из концертов в селе Кочетово – творческом вечере Болдукпана Оюна – его спросили: «Если все начать сначала, кем бы вы стали в жизни?» «Все равно стал бы певцом!» – ответил он.
Был у певца и еще один талант: он шил, изготавливал домашнюю утварь с тувинским национальным орнаментом. Вещи получались оригинальными, изысканными. Дома он никогда не сидел без дела: всегда что-то мастерил.
Болдукпан Дадар-оолович был очень чутким, деликатным человеком и отличным семьянином.
Меня до глубины души восхищало его трепетное и уважительное отношение к супруге, детям, а их в семье было семеро: Людмила, Любовь, Елена, Урана, Саяна, Альберт, Василий.
Его супруга, моя старшая двоюродная сестра, Испии Ноган-ооловна, которую все называли Галиной, была младше мужа на два года, она родилась 8 марта 1927 года. Всю жизнь прожили они душа в душу, их дом был полон любви и тепла. Кто действительно всю жизнь жену носил на руках, то это наш зять. Жену он боготворил, ласково называл своей куколкой.
Правильно гласит народная мудрость: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому». Все дети в семье выросли талантливыми: поют, рисуют, шьют, мастерят.
Так, например, сын Василий унаследовал от отца золотые руки. У него любая работа спорится, все делает с душой и самоотдачей. Когда Василий Болдукпанович участвовал в возведении субурганов в Улуг-Хемском районе, он делал самую трудную работу – облик Будды.
Заслуги Болдукпана Дадар-ооловича Оюна отмечены званием «Заслуженный работник культуры Тувинской АССР», Дом культуры в селе Кочетово носит его имя.
Уже давно его нет с нами: певец с уникальным голосом ушел из жизни 26 сентября 1993 года. Но долголетие артиста – в памяти людской.
Голос певца до сих пор помнят те, кто слышал его. Радость не только слышать этого артиста, но и общаться с ним, выпала и на мою долю. И я твердо уверена: люди, подобные Болдукпану Оюну, – это золотой фонд культуры и истории Тувы.
Фото: В центре – Болдукпан Дадар-оолович Оюн с внуком Савиком на коленях, справа от него супруга Испии Ноган-ооловна.
Стоят дети: Саяна, Альберт, Любовь. Кызыл, 1990 год.
Лидия ОЮН, г. Шагонар