Сергей Кочаа: работы – мастерские, музейное оформление – халтурное
«Эта мой отчет перед народом, итог тридцатилетней работы», – так прокомментировал Сергей Кочаа результат своей творческой деятельности, представленный на выставке, открывшейся 20 июня в Кызыле, в Национальном музее Республики Тыва.
Это первая персональная выставка народного мастера из села Кызыл-Даг Бай-Тайгинского района, и приурочена она к его шестидесятилетию, которое художник отметил 3 апреля 2013 года.
Сергей Хомушкуевич Кочаа многогранен. И эта многогранность представлена в трех витринах, в которых разместились его работы.
В первой витрине – то, с чего начинал: фигурки из агальматолита. Первую юный камнерез вырезал в двенадцать лет, используя в качестве инструмента похищенные у мамы ножницы. Получился лежащий заяц, за которым последовал квадратный бык. Изображения животных и в дальнейшем выходили из-под уже профессионального ножа мастера, а вместе с ними и произведения высшего камнерезного мастерства – портреты. На выставке представлено десять камнерезных работ Кочаа. Самые ранние среди них – «Рысь», и «Байки», выполненные в 1978 году, когда в музей поступили первые работы мастера. Миниатюрный агальматолитовый бюст тувинского Иосифа Сталина – Салчака Тока – появился в 1983 году, каменный портрет матери-героини Уруле Кандан – в 1997 году. Портрет врача – из нового, датируется 2012 годом.
Во второй и третьей витринах – следующие этапы достижений художника. В них – тувинские народные фляжки из кожи с тиснением – когээржики, забытый секрет изготовления которых мастер восстановил путем долгих поисков и экспериментов.
Рядом с ними то, над чем он трудится сегодня: латунные копии золотых украшений из царского кургана Аржаан-2.
Как сообщил во время церемонии открытия выставки директор музея Виктор Чигжит, в 2014 году намечается выездная выставка сокровищ «Золото скифов». Не золотых оригиналов, которые экспонируются в Национальном музее в специально охраняемой бронированной комнате, а максимально приближенных копий, над которыми сейчас скрупулезно трудится Кочаа. Эта работа началась еще в 2009 году, когда у художника, использовавшего технологию вакуумного литья, родилась первая копия – увенчанная оленем шпилька скифской царицы.
Литье – особая гордость художника. На выставке представлены восемь искусно выполненных тувинских ножей с ножнами, в том числе – парные. Узорные накладки на них, как особо отмечает мастер, не штампованные, а литые.
Художник из затаившегося среди гор и степей Кызыл-Дага работает и с бронзой, и с серебром.
Сергей Кочаа, большой друг газеты «Центр Азии», один из героев четвертого тома книги судеб «Люди Центра Азии», поделился с читателями газеты тем, над чем работает сегодня. Это серебряный субурган, посвященный тувинской письменности. Его высота – один метр восемь сантиметров. Половина уж готова.
На выставке помимо официальных лиц и ветеранов культуры присутствовали и самые близкие Кочаа люди – супруга Лидия, друг и коллега, кызыл-дагский мастер-камнерез Владимир Салчак. Прозвучали искренние слова в адрес ищущего и находящего художника-мастера, продолжающего и развивающего народное мастерство.
Как сообщили в музее, выставка «Сергей Кочаа – продолжатель древних традиций» будет работать до 20 сентября 2013 года.
Успехи Сергея Кочаа очевидны. Но столь же очевидны и недостатки, проявленные сотрудниками музея при оформлении выставки.
Персональная выставка – это не значит, что работы художника просто раскладываются ровными рядами под стеклом витрин. Это хорошо для сельского магазина, но никак не для серьезного музея республиканского значения, который благодаря своим немалым площадям выполняет и функцию отсутствующей в Туве художественно галереи.
Никакого пространственного и светового решения: три витрины просто прислонены к одной из стен небольшого зала, противоположные стены которого заняты работами художницы-графика Чечек Монгуш.
Над витринами – ровными рядами, вплотную друг к другу – документы и не лучшего качества фотографии в рамочках, не цепляющие глаз, а значит, остающиеся без внимания посетителей.
Все в кучу – без центра выставочной композиции, без кругового обзора, без фантазии, без творчества. А это значит только одно: куратор выставки, а он должен быть обязательно, если организация, представляющая свои площади художнику, считает себя серьезной, не почувствовал душу автора и его работ. И это уже – непрофессионально.
Такой же непрофессиональный подход, увы, наблюдается и в оформлении в музее выставок других художников. Так нельзя: искусство надо уважать, с ним халтурить нельзя.
Фото:
1. Сергей Кочаа: когээржик – тувинские фляжки из кожи с тиснением.
2. Сергей Кочаа – народный художник и мастер на все руки. Фото из четвертого тома книги «Люди Центра Азии», вышедшей в свет в 2011 году.
Надежда АНТУФЬЕВА