Роман Александрович Окуловский, 30 лет, папа двух детей, житель Кызыла

Мои дети: какие они?

Золотые. Внешне оба ребенка похожи на меня. А вот по характеру – в супругу Светлану.

Дочери Христине шесть лет. Она очень активная девочка. Любит кататься на самокате и на роликах. Купил ей шведскую стенку, так Христина с нее не слезает. Сильно любит лепить из пластилина, раскрашивать картинки, рисовать.

Дочь любит отдыхать в деревне у бабушки – моей мамы Ирины Григорьевны Окуловской. Она живет в Сарыг-Сепе, всегда очень рада, когда к ней в гости приезжает внучка. Они сильно привязаны друг к другу.

Сыну Леониду два годика. Настоящий маленький разбойник. Очень подвижный, никогда не сидит на месте. Все, до чего может дотянуться, опрокидывает.

Еще со школы был уверен: когда женюсь и родятся дети, дочь назову Кристиной. Моя мама – староверка, и у нее было условие, что внуков назовем по староверческой книге имен, ее еще называют календарем. В этом календаре день рождения – это день ангела. В зависимости, в какой день человек родился, такой у него будет и ангел или покровитель.

И так получилось, что на день рождения дочери по этой книге выпало имя Христина – практически Кристина. Все остались довольны.

Сына назвали по тому же методу: по старообрядческой книге выпало имя Леонид. И оно всем понравилось.

 

Дети – это только проблема или только радость?

Однозначно только радость. Даже если дети что-нибудь натворят, все равно на них не могу злиться. От одной мысли, что меня дома ждут сын и дочь, становится радостно.

Христина, когда приходит из детского сада, первым делом бежит ко мне и показывает свои рисунки. А сын рано утром прибегает из своей комнаты ко мне с криком: «Папа, доброе утро!» Это так приятно.

Настоящая проблема, когда дети болеют. Особенно если еще маленькие и не могут сказать, что у них болит. Думаешь, переживаешь: «Что с ними? Где болит?»

 

Идеал мужского воспитания: кого взял за образец.

Я рос в полной семье – моим воспитанием занимались и мама, и папа. Маме сейчас пятьдесят три года, отцу, Александру Афиногеновичу, пятьдесят восемь лет. Все, чего я добился в жизни, это только благодаря родителям. Огромное им спасибо.

Отец с детства приучал меня к труду, в деревне, а мы жили в Сарыг-Сепе, без этого никак. Родители всегда много работали, несмотря на то, что у них обоих инвалидность первой группы.

Всю жизнь удивляюсь: сколько у папы и мамы тяги к труду, не каждый здоровый человек так работает. На селе жить трудно: надо ухаживать за огородом, следить за хозяйством, летом готовиться к зиме, а зимой – к лету. Папа и мама со всем этим справляются сами.

Идеала мужского воспитания у меня нет, но детей воспитываю так, как меня воспитывал отец. Впрочем, у меня есть и свои методы. Бывает, например, что дети совсем не слушаются, балуются. Тогда вместе с ними наиграюсь, надурачусь, и они успокаиваются. Ребятишкам ведь нужно выплескивать свою энергию.

 

Мужские и женские обязанности: как они распределены в нашей семье.

Никак не распределены. Я работаю в структуре МВД – в отделе Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации в городе Кызыле. Моя работа – следить, чтобы государственные тайны оставались в секрете. Нашей службе уже двести лет. Жена Света – менеджер в ООО «Консультант-плюс». У нас так заведено: кто первый с работы пришел, тот и начинает заниматься домашними делами.

Единственное, что не делаю – не готовлю, этим занимается жена. Хватило мне готовки, когда был холостой. Хозяйничаю на кухне только тогда, когда Света уезжает в командировку или к родителям в деревню. Готовлю гуляш, жарю картошку, варю кашу. Дети довольны и сыты, а жена спокойна за них.

 

Мое главное достижение в воспитании.

Христина уже прекрасно понимает, как нужно разговаривать со старшими. Никогда не вмешивается во взрослый разговор. Прекрасно знает к кому обращаться на «Вы», а к кому на «ты», кому сказать: «Здравствуйте», а кому: «Привет».


Моя главная отцовская ошибка, и как я ее исправил.

Когда Христине пришло время идти в детский сад, у меня не получилось ее туда устроить, пришлось отвезти дочь в Сарыг-Сеп к моей маме.

Бабушка внучку баловала, холила, лелеяла, но Христина все равно сильно скучала. Каждые выходные приезжали к ней, но все равно этого общения с отцом дочери было мало. Очень переживал из-за этого. В итоге с садиком получилось, и мы забрали Христину домой.

 

Вредные привычки: может ли мужчина их победить.

Вредные привычки победить можно, было бы желание. Пока был холостой, в привычку вошло разбрасывать свои вещи. Недавно только от этого отучился, жена помогла. Практически не пью – выпиваю только по праздникам. Не курю. Родители так воспитали. С этим в семье у нас было очень строго.

 

Книги, которые читаю детям вслух и советую прочитать самим.

Пока ничего не советую, еще маленькие. А вот если сам читаю, то только сказки, дети любят русские народные – «Колобок», «Теремок».

Не воспринимаем с женой примитивную зарубежную детскую литературу – ужасные комиксы. Чему они научат детей? Агрессии и мстительности?

Когда приезжаем в Сарыг-Сеп, мой отец читает внукам книгу, которую читал еще мне в детстве. Она называется «Сказки советских писателей».

 

Наказание ребенка – это обязательно?

Иногда нужно, это не повредит. Я не поднимаю руки на детей, просто чего-то их лишаю, сладкого, например. Или на улицу не пускаю. В угол, считаю, можно ставить, но этого не делаю. Есть альтернатива – усаживаю на диван со словами: «Сиди, пока не разрешу встать». Это аналогично тому, как ставить в угол, только гуманнее.

Детей нужно в чем-то ограничивать, иначе они не будут знать, что им можно, а чего нельзя.

 

Главное, чему уже научил, а чему еще учу своих детей.

Леонида пока ничему не научил, слишком маленький. Христину научил быть воспитанной, прививаю желание трудиться. Результат уже есть, дочь помогает маме: моет посуду, всегда убирает за собой игрушки. Лёня пытается подражать сестре.

 

Самый трудный вопрос, который задал мне ребенок.

В основном, все сложные вопросы дочь задает маме. Света мне рассказывала, что Христина спросила: «Откуда дети берутся?» Меня тогда не было дома, работал. А супруга дочери не смогла объяснить. После этого случая размышлял, как бы ответил я, но ни к какому выводу так и не пришел. Наверное, пошутил бы про капусту и аистов.

 

Отцовский долг: в чем он для меня.

Защищать детей и жену. Самое ценное, что есть у меня – это они, поэтому мой долг сохранить семью. Жить так, чтобы в доме царили мир и согласие, всегда был достаток.

Супруга должна быть единственной на всю жизнь, а дети – расти в полноценной семье с двумя родителями.

 

Фото: «Самое ценное, что есть у меня – это они». Роман Окуловский с сыном Леонидом и дочерью Христиной. Кызыл, 20 июня 2013 год. Фото Константина Куцевалова.

Константин КУЦЕВАЛОВ Kos-85@list.ru 89632502233
  • 5 551