Вера Байлак – маленький солдат большой войны: последний путь к своему эскадрону

Республика простилась с последним тувинским добровольцем – санинструктором кавалерийского эскадрона Верой Байлак. Судьба отмерила этой хрупкой женщине с твердым характером большую жизнь – 88 лет, и до самого конца она оставалась стойкой. Вера Байлак умерла 12 июля 2013 года в Кызыле, в республиканской больнице, куда была доставлена 30 июня после тяжелой травмы.
15 июля ее проводили в последний путь как солдата Великой Отечественной войны – с воинскими почестями. Гражданская панихида – в Национальном музее Республики Тыва, впервые со дня его открытия здесь проводилась подобная церемония, и это – особая дань уважения к женщине, ставшей символом истории России и Тувы.
В зале на первом этаже звучит тихий напев – буддийская мантра «Ом мани падме хум». Большой портрет седой женщины, на груди – георгиевская ленточка, боевые и трудовые награды, среди которых – орден Отечественной войны второй степени, орден Республики Тыва.
У гроба – почетный караул пограничников с автоматами. Строй юных кадетов, в руках у каждого – подушечки с орденами и медалями ветерана. Множество цветов.
В гробу – маленькая женщина, укрытая синим шелком с традиционным восточным узором, на голове – светлый, в цветочек, русский платок.
В двенадцать часов этот гроб под звуки главного духового оркестра республики выносят из музея и несут на руках по улице Кочетова – до Центра русской культуры. Вслед за гробом – длинная процессия: родные, земляки, друзья, среди которых – глава Тувы Шолбан Кара-оол.

Вера Чульдумовна Байлак, в девичестве Ооржак, родилась 15 декабря 1924 года на территории нынешнего Дзун-Хемчикского района Тувы. В 1943 году добилась зачисления в добровольческий кавалерийский эскадрон и ушла на фронт. Вот как она сама вспоминала об этом:
«Тогда в Тувинской Народной Республике везде агитация была: все для фронта, все для победы. Все – и женщины, и дети, и старики – только об этом и думали. Везде только и разговоров было, что о войне. Кто-то заговорил о том, что надо идти на фронт, на войну. Мы написали заявления. Помню, принимал их Часкан Сарыглар. Нас, трех подружек, начали проверять: что умеем делать. А мы как дети бедных аратов умели все, работали справно. И учились хорошо. Наши заявления отправили в правительство.
Летом пришел ответ – положительный. А мы что? Мы начали готовиться. Сообщили родителям, что едем на фронт, что будем бить этих фашистов, гадов, а то они и на нашу Туву нападут. Нас приехали провожать на конях, повозках. Много народу было. Родители наказывали, чтобы мы хорошо воевали. Провели ламаистский и шаманский обряды, родственники лучших коней для нас отобрали, окурили артышем и нас, и даже коней, горевали, плакали. Мы от лица тувинского народа приняли клятву».
В то время у Байлак уже был первенец, которого она кормила грудью. Внука, отправляя дочь на фронт, взялись воспитывать родители, а у мамы-солдата от грудного молока сначала болела грудь и пачкалась гимнастерка.
Тувинский кавалерийский эскадрон – 206 бойцов – тожественно, с оркестром, проводили из Кызыла 1 сентября 1943 года. Затем Абакан, учебный пункт в городе Коврове, Смоленская область, откуда – конный марш-бросок на Украину. «Мы в первую очередь за лошадями ухаживали, – вспоминала Вера Чульдумовна. – Пока не накормишь лошадь, самой кусок в горла не лезет. Мы их так любили!»
В составе восьмой гвардейской дивизии добровольческий эскадрон в январе-феврале 1944 года участвовал в Ровно-Луцкой наступательной операции по освобождению от фашистов Украины. Память об этом и сегодня хранят в тех местах.

В феврале 2004 года Вера Чульдумовна Байлак побывала там – в городе Ровно, где в братской могиле похоронены ее боевые товарищи, и в селе Деражно, где приняли первый бой.
Местный учитель-краевед Ярослав Войцешко много лет собирал материалы о тувинских добровольцах, в результате набралась целая музейная экспозиция. Очевидец освобождения родного села, он так вспоминал об этом:
«31 января 1944 года в четыре утра они ворвались в село на своих монгольских лошадях. Мне шел тогда одиннадцатый год. Мы гадали: что это за узкоглазые воины? Говорили на языке непонятном. Может, из Средней Азии?
А они проявили такое мужество! Три склада уничтожили, пять танков. Двое погибли: Тюлюш Сенгин и Монгуш Сат. У нас в селе они и похоронены. Для нас счастье, что они вызволили нас вид фашыстськых загарбныкив!»
Шварце тод – черная смерть – так называли фашисты тувинцев-конников под командованием Тюлюша Кечил-оола. Они не знали страха, мчались прямо на пули. За полтора месяца боев на Украине погиб 61 из двухсот шести кавалеристов. При таком темпе потерь иностранный легион мог к концу войны лишиться всего личного состава. И в марте 1944 советское командование приняло решение: отправить кавалеристов обратно в Тувинскую Народную Республику как выполнивших поставленные задачи.
Но домой отправились не все: раненые тувинские бойцы остались в госпиталях, а после выздоровления возвращались в строй и сражались до конца войны. Как, например, Кыргыс Чамзырын, который в 2004 году вместе с Верой Байлак побывал на Украине. После ранения, а он был трижды ранен и контужен, Кыргыс Шошкукович Чамзырын попал в зенитный дивизион и дошел до Праги, где и встретил День Победы.
Вера Байлак, возвратившись со своими боевыми товарищами и подругами домой, вернулась к исконному родовому занятию – скотоводству, до пенсии трудилась чабаном в совхозе имени XX съезда КПСС. Потом организовала свое фермерское хозяйство, которое вышло в число лучших в Туве – с численностью скота свыше тысячи голов. Мать-героиня вырастила и воспитала десятерых детей: семерых дочерей и троих сыновей.

Без нее – женственной, стройной, элегантной даже за восемьдесят лет – не обходились торжества 9 мая в Кызыле.
В мае 2010 года она побывала в Москве: участвовала в Параде Победы и открывала выставку «Тувинская Народная Республика – все для общей Победы» в Центральном музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе.
До последних дней Вера Чульдумовна сохраняла бодрость духа, ясность ума, памяти и помнила всех своих боевых товарищей, которых догнала на восемьдесят девятом году жизни.
Сержант Вера Байлак – последний кавалерист эскадрона – присоединилась к друзьям боевой молодости: теперь они снова в полном составе скачут там, в другом мире.

Фото:

1. Вера Байлак на выставке «Тувинская Народная Республика – все для общей Победы». Москва, Поклонная гора, Центральный музей Великой Отечественной войны. 4 мая 2010 года. Фото Виталия Шайфулина.

2. Последний путь Веры Байлак. После гражданской панихиды в Национальном музее Республики Тыва. Кызыл, 15 июля, 12 часов 10 минут. Фото Виталия Шайфулина.

3. Кавалеристки-санинструкторы. Вера Байлак – первая слева. 1944 год.

4. Вера Байлак и Шолбан Кара-оол в мемориале Победы. Республика Тыва, Кызыл, 9 мая 2010 года. Фото Виталия Шайфулина.

Рубрику ведет главный редактор «Центра Азии»Надежда АНТУФЬЕВА antufeva@centerasia.ru
  • 14 841