Августа Переляева. Право говорить то, что думаю.

(Окончание. Начало в №7 от 22 февраля)


Получил помощь – помоги другому

– Августа Николаевна, сколько человек сегодня работает с вами в Тувинском республиканском общественном правозащитном движении?

– Сейчас в нашей организации около пятидесяти человек, работающих на общественных началах. Общими вопросами занимается совет и несколько активных членов движения. Остальные оказывают юридическую и любую посильную помощь.

Движение развивается по принципу: «Получил помощь – помоги другому». Мы помогаем одному человеку, и когда с аналогичной просьбой приходит второй, просим первого, который уже все знает, чтобы он объяснил ему.

Люди потом отходят от движения, но опыт, который они получили в нашей организации, остается у них до конца дней. Они знают, что, если захотят, могут бороться.

– Самые активные члены движения?

– В числе первых юристов, которые начали с нами работать, была Рада Юрьевна Кастаган. В 1998 году она приняла участие в первом нашем уголовном деле, и мы смогли добиться оправдания обвиненного в убийстве Вячеслава Никитина. К сожалению, впоследствии она погибла от рук преступника.

Марина Суханова – профессиональный юрист, входит в состав учредителей правозащитного движения. Специализируется, в основном, на земельных спорах. Диана Идам – мой заместитель, помимо правозащитной практики, занимается организационными вопросами.

Аида Монгуш досконально изучила проблемы, возникающие у граждан с кредитами, и берет такие дела. Библиотекарь Раиса Санчай – руководитель Школы юного правоведа, цель которой – пропаганда правовых знаний среди подрастающего поколения.

Альберт Алдай в родном селе Шуй Бай-Тайгинского района открыл филиал нашей организации, чтобы, в первую очередь, защитить его экологию. В 2011 году в Кызыле он также создал ТСЖ и на практике проверяет эффективность этой формы самоорганизации жильцов многоэтажных домов.

Тамара Есенгалиева и Эмма Ондар, будучи членами ревизионной комиссии, проверяют финансовую документацию организации.

– Кто и на каких условиях может обратиться в правозащитное движение?

– Мы принимаем всех, кто нуждается в нашей помощи.

Правозащитники безвозмездно помогают социально незащищенным категориям населения: пенсионерам, инвалидам, матерям-одиночкам, несовершеннолетним, сиротам – тем, кто не имеет финансовой возможности воспользоваться услугами платных защитников. Оказываем много бесплатных консультаций. Несколько раз брали и выигрывали интересные и сложные дела людей, которым отказали опытные адвокаты.

А в целом правозащитное движение существует за счет пожертвований граждан. Обратившийся сам определяет, стоит ли и в каком объеме платить за оказанную ему услугу. При этом я всегда разговор начинаю с дела, и только потом человек сам принимает решение о сумме. Некоторые после выигрышного процесса по личному побуждению вносят в организацию дополнительные взносы, чтобы она продолжала работать и помогала другим.

У правозащитного движения нет своего постоянного помещения, за годы работы мы не раз переезжали с места на место, сейчас занимаем маленький кабинет, который тоже может оказаться временным, поэтому самый надежный способ связаться с нами – позвонить на мой номер 89232679045.

Однажды ночью мне позвонил незнакомый мужчина, представился Владимиром. Он сказал, что следователь выбивает из него признательные показания за преступление, которого не совершал. Когда следователь вышел из кабинета, ему удалось позвонить с его служебного телефона. Я сразу сообщила об этом факте дежурному прокурору и попросила проверить его. Полагаю, что Владимира отпустили, так как больше он мне не звонил.

Звонки с мольбой о помощи поступают круглосуточно. Так что рабочий день у меня – ненормированный.

Кроме того, помогаю людям, работая в составе Комиссии по правам человека при Главе-Председателе Правительстве Республики Тыва, Общественного Совета при МВД по Республике Тыва, Общественно-консультативного совета при отделе Федеральной миграционной службы по Республике Тыва.

Принимала участие в разработке законопроектов «О полиции», «О дополнительных гарантиях реализации права граждан на обращение в Республике Тыва», «Об оленеводстве в Республике Тыва», положения «Об отнесении граждан к тувинцам-тоджинцам» и устава Улуг-Хемского района.

Уважать закон

– 18 марта 2013 года Тувинскому правозащитному движению исполняется пятнадцать лет. Сколько людей за это время получили от вас конкретную помощь?

– С учетом не только защиты их интересов в суде, но и консультаций по различным правовым вопросам – от 300 до 500 человек ежегодно.

При этом, как ни странно на первый взгляд, количество обращений с каждым годом увеличивается. Хотя первоначально считала, что будет наоборот.

Я создавала организацию в период неразберихи в законах: некоторые утрачивали свою силу, а другие еще не вступали в действие. И люди не знали, чем руководствоваться. Думала: когда все утрясется, обращений к нам будет меньше. Но их стало значительно больше.

– Как вы думаете, почему?

– Во-первых, предприниматели открыли частные предприятия, но они часто не руководствуются в работе трудовым законодательством и нарушают права работников. А поскольку у нас высокий уровень безработицы, люди боятся потерять работу и судиться с работодателями. Терпят до последнего, обращаются тогда, когда уже сложно помочь.

Во-вторых, во власть избираются люди, которые часто нарушают законы, так как никто их не готовил к ответственной должности и не учил, а сами они вникать в законодательство и учиться не желают. Такие скороспелые начальники считают, что если выборы прошли и их избрали, то они сразу стали семи пядей во лбу, все умеют и всегда правы. А это не так! Они элементарных законов не знают и не соблюдают. При этом, когда начинаешь в суде говорить о недостатках их работы, самоуверенно заявляют: «Меня народ избрал».

Случай из жизни: главный врач незаконно вынесла работнику выговор. Когда ей указали, что отсутствуют многие документы, положенные по закону, не ведется в должном порядке документооборот, она возмутилась: «Если все так досконально делать, когда же лечить?»

Считаю недопустимыми даже такие высказывания. Если человек пришел на руководящую должность, он обязан выполнять все согласно закону. В моей практике было три случая, когда сказала человеку: «Если не справляешься с работой, уйди».

В последнее время много обращений по кредитам. Люди не умеют и не хотят считать проценты, подписывая договоры, не читают их, особенно то, что написано мелким шрифтом. Они ничего не обдумывают, не анализируют, не делают выводы – это неприемлемо!

Почему у нас возникли финансовые пирамиды типа «МММ»? Из-за того, что человек, желая получить деньги сразу и не напрягаясь, не обдумывает то, что ему предлагают.

Когда каждый научится думать сам за себя, отвечать за свои действия, тогда наше общество сделает ощутимый шаг вперед.

Воспитывать в себе стойкость

– Трудности в реализации правозащитной деятельности?

– Трудности всегда были, есть и будут. Мы пытаемся защитить права человека, которые нарушаются системой – властью и работодателями, выступающими единым фронтом. Естественно, нас не любят, мягко говоря. Грубо говоря, нас, не щадя, ругают и критикуют.

Человек с менее устойчивой психикой, наверное, от этого страдал бы. Я же всегда говорю: ну, и пусть себе ругают, от этого, как ни странно, даже не худею.

Главный минус – это отношение ряда судей к нашей правозащитной организации и ко мне как ее представителю. Поскольку я эмоционально-творческий человек, то всегда ощущаю и негативное отношение судей – отторжение и неприятие, и позитивное – доброжелательное.

Некоторые судьи опускались до упреков в мой адрес: мол, не имея юридического образования, берусь помогать людям. Эти судьи вызывают у меня большое недоверие, потому что они всегда должны стоять на страже любой статьи закона. Гражданско-процессуальный кодекс Российской Федерации дает любому человеку право быть представителем в суде, а уголовно-процессуальный – защитником.

В первые годы работы мне приходилось некоторым судьям перед началом процесса класть на стол копию экземпляра «Российской газеты» с разъяснением Конституционного суда Российской Федерации от 2003 года о том, что любой человек, в том числе – правозащитник, может принять участие в судебном процессе.

Прошло десять лет, сегодня уже 2013 год, казалось бы, все судьи должны были изучить данный документ, но ничего не изменилось. Мои помощники иногда приходят, доведенные судьями до слез, а я им говорю: «Стойкость надо в себе воспитывать».

«Я берусь помогать людям» – это главный принцип правозащитника, и ключевое слово в нем – берусь. А если взялся, доводи дело до конца.

– Вам всегда удается победно довести дело до конца?

– Нет. Проигрываю приблизительно пятую часть дел. Всегда очень переживаю, даже если это происходит не по моей вине. После проигранного дела могу всю ночь не спать, анализировать, почему так получилось.

Настроение, конечно, ухудшается, но я пытаюсь отвлечься. Начинаю читать книги, которые не имеют отношения к нашей действительности, например, детективы, научную фантастику, в которой герои борются и побеждают на других планетах. Это позволяет мне абстрагироваться от неудач и с новыми силами браться за другие дела.

– А в реальной жизни есть люди, которые заряжают вас энергией стойкости, являются примером?

– Нет. Люди, как правило, ищут поддержки у меня.

Дорожить доверием людей

– Почему не всегда удается выиграть дело в суде?

– По разным причинам. Бывает, из-за собственных ошибок, которые нахожу после тщательного анализа и потом обязательно делюсь допущенными ошибками с коллегами, чтобы предостеречь их от подобных ситуаций.

Сами обстоятельства дела могут оказаться невыигрышными. Порой, не хватает письменных доказательств, особенно, документов на землю или купли-продажи недвижимости. Некоторые не хранят даже свидетельств о рождении, а ведь с их помощью можно доказать право на наследство. Сложно найти необходимую информацию в архивах, так как часть документов в годы перестройки была утеряна.

Бывает и так, что судья не разбирается в сути вопроса или не соглашается со мной в трактовке закона.

Сложность заключается и в том, что наши клиенты – это, преимущественно, социально незащищенные слои населения, малограмотные люди, которым просто не могу отказать. Они не все обстоятельства дела откровенно раскрывают, стесняются, а в суде от их ответов у меня иногда волосы на голове дыбом встают.

Эти люди часто приходят к нам, потому что адвокаты не заключают с ними договор об оказании услуг или же не доводят дело до конца. Проиграв суд в первой инстанции, многие адвокаты отказываются без дополнительной оплаты писать апелляционную или кассационную жалобу и вести дальше проигрышное, на их взгляд, дело. Их клиенты бегут к нам, чтобы мы написали жалобы, а их – масса.

Если ты не участвовал в суде первой инстанции, продолжать дело очень трудно. Но мы брали такие дела и выигрывали в суде второй инстанции, хотя и не всегда.

Жалею людей, когда вижу, что они проигрывают из-за неправильной тактики адвоката.

– Как к вам относятся адвокаты?

– У большинства отношение нейтральное. С адвокатами Дановым Даниловичем Дажимба, Раисой Александровной Мельниковой, Александром Аркадьевичем Язевым и защитником Радием Даржатовичем Сарыгларом поддерживаю связь, в случае необходимости – обращаюсь за советом.

Есть и такие, которые относятся ко мне отрицательно и всячески дают понять, что я – невежественный в юриспруденции человек, при этом позволяют себе некорректные выходки, делают замечания в суде. Но готова вытерпеть и от адвокатов, и от судей мелкие замечания, не особо оскорбительные, для того, чтобы выиграть дело и помочь человеку.

Дорожу доверием каждого из тех, кто обращается ко мне. Одна судья спросила мою клиентку: «Зачем вы взяли Переляеву, когда есть столько молодых адвокатов с юридическим образованием, и они ходят без работы?» На это она спокойно ответила: «Знаю ее как добросовестного человека, поэтому и обратилась к ней».

Такое доверие обязывает. Поэтому стараюсь организовать рабочее время так, чтобы больше людей смогли получить конкретную помощь и пользу от моих действий. Регулярно получая благодарность от своих клиентов, чувствую потребность работать дальше.

Ощутить собственное достоинство

– Главное, на ваш взгляд, качество правозащитника?

– Неравнодушие. Если рядом с тобой кого-то ругают, угнетают, «низводят и курощают», как выражался живущий на крыше Карлсон, а ты не возмущаешься этим, то ты – не правозащитник.

– В Туве, где люди привыкли молчать даже тогда, когда надо говорить, и защищать их права непросто.

– Да, это так. Часто к нам приходят пожаловаться на несправедливость, чтобы мы за них все сказали и сделали. Сразу спрашиваю: «Почему вы сами не напишете письменное заявление?» Ответы однотипные: меня никто не послушает, я боюсь, никогда не смогу этого отстоять.

В таких случаях всегда говорю: «Наша организация учит, как защищать свои права, но защищать их вы должны сами. Поэтому, прежде всего, ответьте сами себе: будете бороться за свои права или нет? Если да, то научим, как это сделать, а если нет, то тогда зачем пришли ко мне?»

Это важно, потому что в ходе этой борьбы люди начинают ощущать собственное достоинство. А людей, которые не ощущают свое достоинство, к сожалению, у нас весьма много. Имея с ними дело, политики, чиновники и руководители воображают, что люди – это бессловесное стадо.

В зрелом возрасте перевоспитывать людей непросто, поэтому особое внимание уделяем детям: ежегодно с библиотекарем Раисой Аркадьевной Санчай проводим занятия Школы юного правоведа. Объясняю детям, что такое права человека, учу уважать их, самостоятельно определять, соблюдаются ли они. Лучшие сочинения на эту тему мы опубликовали в брошюре «Мир цвета радуги». Таким способом с раннего детства формируем правовую культуру, уважение к закону и правам человека.

Мы сотрудничали с Кызылским техникумом экономики и права, когда директором был Дозур-оол Тинмей. Около тридцати студентов-правоведов прошли у нас практику, семь из них стали правозащитниками.

– Что дает вам силы работать, идти дальше?

– Удовлетворение от полученного результата, чувство долга перед своим народом. Меня так учили и воспитали: «Великая миссия интеллигенции – просвещать свой народ». Для кого-то это просто слова, для меня – принцип жизни.

– Главное достижение вашей жизни, Августа Николаевна?

– Важный вопрос. Каждый человек, подходя к старости, подводит некие итоги своей жизни.

Меня как человека в преклонном возрасте, часто спрашивают: «Что нажила, какие награды, ордена, богатство?»

Да, нажила богатство, но оно – особенное: отвоевала право говорить, то, что думаю. И поверьте, это немногие могут себе позволить. А я сейчас в таком положении, что всегда и всем говорю то, что думаю.

Фото Валерии Кан и из личного архива Августы Переляевой.

Интервью Валерии Кан с Августой Переляевой «Право говорить то, что думаю» войдет тридцать седьмым номером в пятый том книги «Люди Центра Азии», который продолжает формировать редакция газеты «Центр Азии».

Пятый том планируется к изданию в 2014 году.


Фото:

 1. Члены Тувинского республиканского общественного правозащитного движения. Слева направо: Диана Идам, Шончалай Маадыр, Тамара Есенгалиева, Августа Переляева, Альберт Алдай, Валерия Кан, Эмма Ондар. Кызыл, 18 января 2013 года.

2. Рабочие будни правозащитного движения: Альберт Алдай и Диана Идам.

Кызыл, 18 января 2013 года.

3. На приеме у Августы Переляевой – Елена Потылицина, жительница села Дерзиг-Аксы Каа-Хемского района. Кызыл, 18 января 2013 года.

Беседовала Валерия КАН kan-tuva@mail.ru
  • 5 037