История Тувы глазами Салчака Токи, человека из чума: премьера 19 апреля
Непростая задача была поставлена перед коллективом Национального музыкально-драматического театра имени Виктора Кок-оола – в год столетия единения России и Тувы отобразить историю глазами противоречивой фигуры – Салчака Калбакхорековича Токи. В результате родился спектакль «Тос чадырдан унгеш» – «Человек из чума».
Спектакль – масштабный и многонаселенный, в нем занята вся труппа Национального театра, состоящая из тридцати четырех актеров разных возрастов, кроме того, приглашены артисты Тувинского государственного театра кукол. В роли Тока выступают пять артистов, воплотивших его образ на разных этапах: от детских лет – до прощания с жизнью и подведения ее итогов.
Самого маленького Току – Тывыкы, живущего в берестяном чуме, играет двенадцатилетний Багыр Ондар, ученик шестого «а» класса гимназии №5 Кызыла, сын ушедшего из жизни в 2013 году актера Национального театра Оолака Ондара.
«Я и раньше играл в спектаклях Национального театра, – рассказывает маленький актер. – Когда мне было три, играл в «Хайыраан бот», а в прошлом году – в «Кюльтегине». Чтобы сыграть роль Токи мне пришлось пройти кастинг. Мальчиков, желающих сыграть роль маленького Токи, было много. Режиссер попросил меня исполнить тувинскую частушку – кожамык. А когда начались репетиции, он объяснил, что я должен сильно плакать, так как мой герой очень хочет есть. Знаю, что Тока – большой начальник, мне о нем рассказали артисты».
Току – подростка, влюбленного сначала в Веру, а потом в Нюру, играет молодой актер Национального театра Айдыс Даржай: «Исполнить роль Токи для меня – большая ответственность, так как это человек, который управлял всей Тувой. Со школы я знаком с произведением Салчака Токи «Слово арата» и знаю о том, какую непростую жизнь он прожил. Работая над ролью, вновь перечитал трилогию и ввел некоторые новые фразы в текст моего героя. Задумался о том, какой он – влюбленный Тока? Думаю, любой человек во влюбленном состоянии мягкий и романтичный. Такой и мой герой».
Роль Токи молодого, только что вернувшегося на родину после учебы в Москве, в Коммунистическом университете трудящихся Востока имени Иосифа Сталина, исполняет молодой актер театра Орлан Оюн. Эта работа, по его признанию, серьезно повлияла на мировоззрение:
«Когда сообщили о том, что я утвержден на эту роль, не совсем понимал масштаб этой личности. Для меня это была всего лишь очередная роль. Но когда начал изучать его биографию, деятельность, понял, что играю великого человека, и меня охватило волнение. Было интересно читать о том, как он работал, как выезжал в районы, встречался с народом. По воспоминаниям знавших его, Тока был очень простым и обаятельным человеком, умевшим убеждать людей. Думаю, в наше время не хватает именно таких ответственных руководителей-трудоголиков. Он до конца остался верен своим идеалам, убеждениям. Работая над ролью, понял, что наша судьба – в наших руках, даже возникла мысль продолжить образование в Москве».
Заслуженный артист Тувы Леонид Кан-оол играет роль Токи второй раз в жизни. В первый раз – в спектакле «Свидетель – темная ночь» по пьесе Чылгычы Ондара. На этот раз ему достался ответственный отрезок из жизни Токи – генерального секретаря: время, когда началась Великая Отечественная война, и он принял решение о том, что молодая тувинская республика должна помочь братскому Советскому Союзу.
«Много материалов о том, как работал Тока, какие слова говорил людям, я прочитал, когда работал над ролью генсека в первый раз, – рассказывает Леонид Кан-оол. – На это раз я глубже изучил то время. В спектакле я произношу важные слова, которые действительно произнес Тока 22 июня 1941 года. В пьесе этого не было, по наказу режиссера специально сходил в архив и нашел тот документ».
Пожилого Салчака Калбакхорековича, подводящего итоги жизни в московской больнице, сыграл народный артист Тувы Александр Салчак, который видел Току в подростковом возрасте.
«В селе Кызыл-Даг Бай-Тайгинского района мы жили по соседству с Сагды Амырбитовной, родной сестрой Хертек Амырбитовны Анчимы. Тока-дарга и Анчимаа-дарга часто приезжали к ней, – вспоминает Александр Салчак. – Раньше, как правило, вся детвора прибегала в тот дом, где гостили приехавшие издалека, и гости угощали детей гостинцами. Так и мы заходили и молча выстраивались у двери, глядя на приехавших больших начальников. Помню, Тока-дарга сидел на почетном месте, а Анчимаа-дарга каждому из нас давала сладости, и мы выходили.
Тока часто приезжал в Кызыл-Даг и по службе, проводил собрания в клубе. Мы, школьники, туда, конечно же, не ходили. Там бывали наши родители, которые приходили с этих собраний в хорошем настроении и говорили, что Тока-дарга очень веселый, все время шутил. Ни сном, ни духом не чуял, что когда-нибудь буду играть его. Иначе бы еще тогда изучил его походку, характер, манеру общения. Но не думаю, что его надо изображать точь-в-точь, не совсем верно увлекаться на сцене натурализмом. Главное для меня – это трактовка режиссера Алексея Ооржака».
В течение года шла кропотливая работа по сбору материала, разработке драматургической, режиссерской и сценографической концепций «Человека из чума». Постановочной группе важно было, чтобы спектакль не получился повествованием биографии главного героя, а позволил укрупнено взглянуть на самые важные решения Токи.
Режиссер спектакля – заслуженный артист России и народный артиста Тувы Алексей Ооржак собрал маститых деятелей культуры, с которыми он уже не раз работал, получая впоследствии отличный результат. Насыщенную действиями пьесу на основе трилогии Салчака Токи «Слово арата» написал народный писатель Тувы Эдуард Мижит, а сценография и костюмы решены народным художником Тувы Начыном Шалыком.
Начын Шалык создал декорации в монохромных тонах, которые как нельзя лучше отсылают к ретроспекции – к воспоминаниям прошлого. Не зря режиссер обозначил жанр постановки как драматический коллаж. Тщательно созданное световое оформление делает сценографию красноречивой, углубляя смысл происходящего.
Большое внимание уделено музыкальному оформлению спектакля. Руководитель музыкальной части Наталья Лопсан внимательно изучила вокальные и инструментальные произведения того времени и создала музыкальную партитуру, насыщенную хоровыми номерами, народными русскими, тувинскими песнями и сочинениями композитора Владимира Токи, сына Салчака Калбакхорековича.
Поскольку герои спектакля – реально существовавшие лица, огромная работа была проделана художником по гриму, заслуженным работником культуры Тувы Людмилой Волошиной. Она постаралась максимально приблизить внешнюю схожесть актеров к их героям. Для этого пришлось поработать с архивными фотографиями. Почувствовать дух того времени и создать образы в соответствии эпохе помог альбом архивных снимков «Черно-белая Тува». Помощь в этом деле оказала и редакция газеты «Центр Азии», кропотливо собирающая истории судеб интересных личностей Тувы и предоставившая ранние, неизвестные прежде, фото Токи.
19 апреля в Национальном музыкально-драматическом театре имени Виктора Кок-оола – премьера спектакля «Тос чадырдан унгеш» – «Человек из чума».
Фото:
Пять актеров – пять образов одного Салчака Токи в спектакле «Человек из чума».
В первом ряду слева направо Багыр Ондар и Айдыс Даржай. Во втором ряду –
Леонид Кан-оол, Александр Салчак, Орлан Оюн. Республика Тыва, Кызыл, Национальный
музыкально-драматический театр имени Виктора Кок-оола. 15 апреля 2014 года.
Фото Ай-кыс Монгуш.
Виктория ХОМУШКУ