Леонид Чадамба. Из озера света
(Продолжение. Начало в №30 от 8 августа, №31 от 15 августа 2014 г.)
От Москвы захватывает дух
11 октября 1944 года – важнейший день в истории Тувинской Народной Республики: она принята в состав Союза Советских Социалистических Республик. Это кардинально меняет жизнь жителей Тувы, в том числе и Чадамбы.
В 1945 году его избирают депутатом Верховного Совета СССР, в новом регионе страны – Тувинской автономной области – специально проводятся дополнительные выборы в Верховный Совет первого созыва, который заседал с 1938 по 1946 год, так как выборы во время Великой Отечественной войны не проводились. И Леонид Чадамба вместе с группой первых тувинских депутатов отправляется в Москву – на сессию и Парад Победы.
В Москву депутаты от Тувы – Александр Чымба, Иван Куварин, Сергей Кочетов, Михаил Кудажи, Леонид Чадамба – прибывают 19 июня 1945 года. С железнодорожного вокзала – на улицу Пушкина, в гостиницу «Октябрьская», где их уже ждут ученый Александр Пальмбах, писатель Степан Сарыг-оол.
Телефонный звонок: Салчак Тока просит прийти к нему в гостиницу «Москва». Там интересуется впечатлениями прибывших. «Дух захватывает», – отвечает Чадамба. Двадцатисемилетнего избранника, впервые увидевшего столицу, поражает в ней всё. Особенно – метро и чудеса прогресса в нем: бросаешь в автоматическую кассу две монеты по 20 копеек, и она выдает билет. Тут же – телефонные автоматы: можно поговорить за 15 копеек.
22 июня – особые впечатления: Кремль, куда отправляется делегация тувинских депутатов во главе с Токой. «Показав депутатские удостоверения, прошли через Спасские ворота, – вспоминает Чадамба. – В семь часов вечера в Большом Кремлевском дворце открылась сессия, посвященная Победе, с докладом начальника Генштаба Антонова. На следующий день в повестке дня были вопросы восстановления народного хозяйства. В перерыве депутаты осматривали залы Кремля, заходили в буфеты. После окончания сессии на сцену поднялись победители: И.В. Сталин, К.Е. Ворошилов, С.М. Буденный, Г.К. Жуков, А.М. Василевский, маршалы, генералы, командиры».
В день Парада Победы военные угощали детей мороженым
Особые впечатления – от Парада Победы, о них Леонид Чадамба подробно рассказывает в своих воспоминаниях, вошедших в сборник «Избранное».
«Настал день 24 июня 1945 года. День Парада Победы. Когда мы вышли из гостиницы «Октябрьская», попали в людской водоворот. Все, и военные тоже, направлялись в сторону Красной площади.
Вместе с депутатами из Красноярска, Хакасии, Алтая, Бурятии, Якутии, Коми АССР и других мест мы, показывая удостоверения, дошли до Красной площади. Кругом – музыка, песни, крики «ура». Победа, победа, победа! Светлый день мирной жизни. По обе стороны от Мавзолея – депутаты, приглашенные, зарубежные гости.
На площади – застывшие колонны воинских частей в летней форме: до чего красиво! В 10 часов без 10 минут утра на трибуну Мавзолея поднялись руководители страны и партии, военачальники. «Появились!» – радостно воскликнул животновод Кудажи, толкнув меня локтем.
От мощного «ура» и грома рукоплесканий, казалось, качнулась не только площадь, но и вся Вселенная. Ровно в 10 из Спасских ворот на красивой белой лошади выехал маршал Жуков. Навстречу ему тоже на белой лошади устремился командующий парадом маршал Рокоссовский. После принятия парада маршал поднялся на трибуну Мавзолея и поздравил всех с Днем Победы. Парад начался. Сердце беспокойно бьётся, уже рождаются строчки стихов.
Проходят воинские части всех фронтов. Величественное, могучее зрелище. Один пожилой мужчина на костылях при виде очередной колонны солдат, печатающих шаг, на груди которых в такт покачивались ордена и медали, вдохновенно выкрикнул, смахнув набежавшую слезу: «Вот он, вот он, наш фронт». А наш депутат Сергей Кочетов добавил: «Первый Украинский фронт, где сражались наши тувинские добровольцы».
Над площадью пролетали самолеты, по самой брусчатке проезжала военная техника, и знаменитая «Катюша» тоже. В конце парада сотни солдат бросали к подножию Мавзолея фашистские знамена. Мы, депутаты, пошли посмотреть на них. Возле них стояли маршалы, генералы, то и дело хлопали друг друга по плечу, оживленно переговаривались. Были и те, кого я узнавал, и те, которых не знал.
Множество обгоревших, рваных флагов белого, синего, желтого цветов, с фашистской свастикой и черной каймой. Многие – со сломанными древками. «Капут, фашист! Вот тебе!» – повторял я про себя.
Военачальники сошли с трибуны вниз. В людском водовороте то тут, то там качали и подбрасывали вверх военных.
– Смотрите, дарга, смотрите!
– Что такое?
– Вон маршала Ворошилова подбрасывают!
– Где-где? Да нет, это другой маршал. Сюда, сюда, мы тоже! – с этими словами два наших начальника, а с ними и мы, вклинились в толпу и тоже стали качать этого военного.
– От Советской Тувы! От Саянских хребтов! – кричали мы и подбрасывали вверх не то маршала, не то генерала. Интересно, кто же это все-таки был?
Немного пройдя вперед, увидели, как еще одного человека – адмирала в темно-синей форме – подбрасывают вверх. Мы вновь присоединились, приветствуя его теми же словами. «Это Герой Советского Союза, полярник Иван Дмитриевич Папанин», – пояснил нам С.К. Тока.
Военные покупали мороженое и угощали детей.
Недалеко от гостиницы «Москва» увидели, как подбрасывают еще одного военного. Он, шутя, отбивался: «Пощадите! Я летчик, в войне не погиб, неужели в мирное время погибать придется?» Но его не отпускали, а подбрасывали еще выше. У самого входа в гостиницу «Москва» вновь подбрасывают кого-то. Протолкнувшись, мы тоже стали его качать. «Не узнали? Это дважды Герой Советского Союза Кожедуб», – сказал С.К. Тока».
Я еду за Саяны голубые
Москва, так поразившая Чадамбу во время первого приезда, становится важным в его жизни и творчестве городом, родным и близким.
Решение оставить молодого депутата для работы в столице принимает Салчак Калбакхорекович Тока в день Парада Победы, когда в его гостиничном номере делегаты делятся впечатлениями от грандиозного зрелища.
«И тут Тока сказал, что есть предложение А.А. Пальмбаха, и его поддержал С.А. Сарыг-оол – оставить Леонида здесь. «Как считаете, Маныгыевич?» – спросил он, обратившись к Александру Маныгыевичу Чымбе. «Молодой, семейный», – начал было тот, но Тока перебил его: «Кто из нас не был молодым и семейным – и вы, и я. Пусть учится смолоду, как и мы с вами», – так вспоминал об этом моменте Леонид Борандаевич.
С тех пор Чадамба постоянно курсирует между Кызылом и Москвой, где у него множество дел. И как у первого директора ТНИИЯЛИ – Тувинского научно-исследовательского института языка, литературы и истории, которым он руководил с 1945 по 1951 год. И как у депутата Верховного Совета СССР, а он был им в течение трех созывов, с 1945 по 1954 год. И как у члена Союза советских писателей СССР, членский билет № 4552 выдан ему 16 октября 1945 года.
Дорога Кызыл – Москва – Кызыл имеет для поэта особое, символически связующее значение. Вот строки из стихотворения «Москва – Кызыл»:
Из окна вагона оглядел простор –
Захватило дух, я этого не скрою.
Беспредельны степи, как цветной ковер,
Беспредельны степи, как мечта героя…
А над нами реет самолет,
С нами по дороге птице быстрокрылой.
Нас одна дорога из Тувы ведет –
Прямо из Кызыла до столицы милой.
А это – из стихотворения «Поезд»:
В окне мелькают будки путевые.
Вдали оставив добрую Москву,
Я еду за Саяны голубые,
В далекую Советскую Туву.
Первое стихотворение перевёл на русский язык поэт-фронтовик Семён Гудзенко, второе – Фёдор Фоломин.
Дорогой друг мой, брат мой
Сотрудничество с советскими писателями началось для начинающих тувинских литераторов еще в годы Тувинской Народной Республики. В архиве Чадамбы сохранилось фото, сделанное в кабинете Токи в 1943 году во время приезда в Кызыл фронтового поэта Степана Щипачева. Эта встреча стала значимым событием в жизни писателей ТНР.
Став членом Союза писателей СССР, Леонид Чадамба не только расширяет свой литературный кругозор, но и завязывает крепкие дружеские связи.
Был у него сердечный друг, старше его на шесть лет: украинский писатель из Полтавы Олесь Юренко, с которым Леонида Чадамбу связывала многолетняя переписка.
Оба – отцы семейств, оба – обладатели красивого каллиграфического почерка. В письмах они делились друг с другом семейными новостями, передавали приветы от своих супруг, обменивались творческими работами.
Сохранившиеся в нашем семейном архиве письма Юренко – образец высокой культуры, интеллигентности, мудрости. Они всегда начинаются очень теплыми словами: «Дорогой, милый, хороший мой Леонид Борандаевич!», «Дорогой друг мой, брат мой Леонид Борандаевич!»
В одном письме Олесь Юренко поздравляет с весенними праздниками и желает: «Пусть будет мир на планете! Пусть будут детские качели вместо грозных пушек!»
В другом пишет: «Впереди – и День Победы, и Международный день защиты детей, и борьба, борьба за мир на планете. Думаю, что рассказ «Качели» можно было бы опубликовать в газете «Шын», где меня хорошо знают. Думаю, что нам с Вами читатели будут благодарны, особенно те, что имеют детей! Это чувство глубокое, не подлежит никаким сомнениям».
В письме от 1983 года: «Получил от Вас доброе, сердечное письмо, оригинал перевода «Качелей», газету «Тыванын аныяктары» с моей новеллой и… некролог. Последнее вывело меня совершенно из строя. С тех пор и до сегодняшнего дня ничего не могу делать, руки опустились, на сердце навалилась такая грусть, что порой кажется – и мне пришел конец.
Просто не верится, что ушел из жизни Степан Агбанович Сарыг-оол, человек большого доброго сердца и необыкновенной душевной доброты, светлый талант, искренний классик современной тувинской литературы, а заодно и всей великой советской литературы. Пусть на его могиле поют соловьи, и вечно цветет моя червона калина! И жить ему в сердцах своего народа вечно!»
Из другого письма: «Вчера вдруг пришел гонорар из Тувы. Значит, рассказ напечатан! Значит, Вы постарались! Я очень рад и искренне благодарен Вам! Но… где же газета с нашими «Качелями»? Почему я ее не получил? Не дошла? Затерялась? А ведь газета для меня – самое что ни есть дорогое! А не гонорар. Гонорар меня совершенно не интересует. Не ради денег я живу на белом свете».
А вот выдержки из письма Василия Пивоварова 1985 года из Липецка, в котором он пишет о своей работе по увековечению памяти тувинских добровольцев:
«Мой лучший друг, Леонид Борандаевич, здравствуй! Спешу сообщить, что после Кызыла я выехал в Ровно. Вместе с писателем Украины Николаем Ивановичем Пшеничным и ветераном войны, почетным гражданином Кызыла Иваном Тимофеевичем Кузнецовым мы побывали в Деражно и Дубно. Нашел в Госархиве наградной лист о представлении Сата Бурзекея к званию Героя Советского Союза.
А говорят, что есть еще наградные листы на Туметея, Кечил-оола, Сенгии Оюна, Байысклана и Донгур-Кызыла Ховалыга. После Нового года я выезжаю в Москву, и в Госархиве Министерства обороны СССР буду искать их. Если мы отыщем эти наградные листы, то мы будем иметь еще пять человек героев в Туве.
Я хочу написать солидную книгу, которую следует озаглавить «В сердцах тувинцев навечно». Я уже собрал 80 фронтовых фотографий, а их надо разыскать – 208. А то что же получается: в газетах, журналах печатаются небольшие статейки, а хорошей книги-то о героях-тувинцах и нет. Их подвиг надо увековечить.
Собрал я очень большой материал и в Кызыле, когда встречался с фронтовиками-тувинцами на курорте «Чедер». Я записал подвиг каждого в отдельности, а их у меня набралось 25. Летом приеду в Кызыл и покажу вам рукопись. Большое спасибо за рецензию на книгу «В краю легенд».
Окончание – в №33 от 29 августа 2014 года
Очерк Елены Чадамба о Леониде Чадамбе «Из озера света» войдёт вторым номером в шестой том книги «Люди Центра Азии», который сразу же после выхода в свет в июле 2014 года пятого тома книги начала готовить редакция газеты «Центр Азии».
Фото:
1. Группа депутатов Верховного Совета СССР второго созыва от Тувинской автономной области, слева направо: Леонид Чадамба, Иван Куварин, Салчак Тока, Иван Бенедиктов, Михаил Кудажи, Ооржак Серенмаа. 1946 год.
2. Значимое событие в жизни писателей Тувинской Народной Республики – приезд из СССР фронтового поэта Степана Щипачева. В центре – Степан Щипачев и Салчак Тока, справа от них – Сергей Пюрбю, Олег Саган-оол, Леонид Чадамба. ТНР, Кызыл, кабинет Салчака Токи, 1943 год.
3. Украинский писатель Олесь Юренко, сердечный друг Леонида Чадамбы. На обратной стороне снимка надпись: «Горячо любимому Леониду Борандаевичу – на вечные времена! Сердечно Олесь Юренко». Полтава, 12 июня 1968 года.
День выборов в Верховный Совет СССР. Тувинская автономная область, Кызыл, 29 апреля 1945 года.
4. В этот день Леонида Чадамбу избрали депутатом. Фото Владимира Ермолаева.
Елена ЧАДАМБА, младшая дочь Леонида Чадамбы. elena-chadamba@rambler.ru