В Индии ждут уникальную коллекцию буддийских и шаманских сокровищ из Национального музея Тувы
В Национальном музее Республики Тыва собрана богатейшая коллекция предметов шаманского и буддийского культа. Многие из них – уникальны. На протяжении нескольких лет сотрудники музея вели работу по организации выставки в Национальном музее Индии в городе Дели, и нам удалось развить и продвинуть этот наисложнейший проект. Из министерства культуры Индии поступило официальное письмо, подтверждающее заинтересованность в открытии выставки «Религии народов Тувы» в августе 2014 года.
О том, что организуется выставка в Национальном музее Индии из Тувы, узнали и в близлежащих странах. Выставкой заинтересовались в Центре культуры Российской Федерации в Непале. В ноябре 2013 года мы получили письмо от посла России в Непале Сергея Величкина с предложением провести выставку «Религии народов Тувы» в Непале.
Мы очень надеемся, что выставка в Непале тоже состоится, тем более, что в этом регионе о Туве уже слышали. Два года назад в Тхимпху, столице Бутана, прошла фотовыставка «Буддизм в России», в которой наш музей тоже принимал участие. Он представил на этой выставке архивные фотографии, автором которых является первый директор краеведческого музея Владимир Ермолаев, а также современные снимки Юрия Косарькова, Виталия Шайфулина и Василия Балчий-оола, на которых запечатлены буддийская община Тувы, монастыри, молебен.
Выбор главной темы будущей выставки не случаен, ведь в Индии и Непале буддизм является государственной религией. Проект вызвал интерес и в расположенном в Дели тибетском культурном центре имени Далай-ламы XIV, директор которого сообщил, что центр готов предоставить экспонаты, дополняющие экспозицию. Украсят экспозицию и предметы из коллекции Национального музея Индии.
На выставке, рассказывающей об истории распространения буддизма в Туве и ее взаимосвязи с культурой и религией Индии, Тибета и Монголии, Национальному музею есть, что показать.
Территория Тувы входила в зону Великого шелкового пути, по которому буддизм, достигнув расцвета в Индии, стал распространяться в Тибете и в Центральной Азии. В Туву он проник через торговый путь, который известен как Нефритовый, он проходил через перевал Хундургун в горах Танну-Ола, Монгольский Алтай, Джунгарию и Турфан. В Турфане путь соединяется с северным путем Шелкового пути.
Существуют многочисленные свидетельства того, что тувинские ламы и паломники по этому торговому пути ездили в Монголию, Тибет, откуда привозили буддийские статуэтки, предметы культа, книги на тибетском языке. В Национальном музее Республики Тыва сохранились оригиналы танок – изображений божеств на холсте и статуэтки божеств из Монголии, Тибета. На выставке будут представлены также танки, которые были созданы тувинскими ламами в буддийских монастырях Тувы в конце девятнадцатого – начале двадцатого веков.
Многие предметы культа, сутры на тибетском языке были переданы в наш музей в период с 1930-1950 годы из разрушенных хурээ – монастырей.
Часто находили предметы культа и священные книги, спрятанные в скалах. Так, например, хранящийся в Национальном музее Ганджур – собрание канонических буддийских текстов, был найден в начале семидесятых годов в пещере местности Каргы в районе села Кунгуртуг Тере-Хольского района. Из пещеры в село этот клад был доставлен Ховалыгом Нурсатом, работавшим в то время председателем совхоза, и его работниками. В музей Ганджур был доставлен ученым Монгушем Кенин-Лопсаном и шофером музея Допчун-оолом Кара-оолом.
На выставке будет представлена и традиционная бытовая утварь тувинцев с буддийскими орнаментами в виде цветка лотоса, ритуального оружия ваджра, свастики.
Буддизм в Туве развивался по особому – синкретическому – пути. Став в XVIII веке официальной религией в Туве, он включил в свои ритуалы, и включает в себя до сих пор, многие обряды шаманизма – исконной религией тувинцев.
Поэтому особый раздел предстоящей в Индии выставки, ее жемчужина – это раздел шаманизма. Тувинский музей сохранил полное собрание уникальных предметов шаманизма: костюмы, головные уборы и бубны шаманов, амулеты и ритуальные предметы ХIХ века. Сохранились и первые свидетельства о существовании шаманизма на территории республики: петроглифы – наскальные рисунки эпохи бронзы. Наиболее характерным и впечатляющим сюжетом являются изображения личин – масок шаманов эпохи бронзы. Их носили во время культовых мистерий, на многих наскальных рисунках маски имеют ручки, видна устрашающая раскраска или татуировка.
Особый интерес вызывают костюм шамана с изображением скелета, который был передан в музейный фонд шаманом Шончуром из Кунгуртуга. Изображение скелета символизирует дух предка шамана и защищает его от злых духов во время камлания.
Подготовка выставки в Индии вызвала большой резонанс среди индийской общественности. Мы получили предложение от Гималайского исследовательского института издать специальный выпуск сборника «Гималайские и центрально-азиатские исследования», посвященного Туве. Этот сборник известен ученым и профессуре мира, раннее издавались специальные номера, посвященные странам – Казахстану и Монголии, а так же регионам России – Бурятии и Хакасии. Специальный выпуск «Гималайские и центрально-азиатские исследования» на английском языке станет хорошей рекламой Тувы в преддверии выставки в Национальном музее Индии.
Большое содействие в организации переговоров с Национальным музеем Индии нам оказали советник посольства Российской Федерации в Индии Дмитрий Челышев; заместитель главы миссии посольства Индии в Москве Анил Тригунаят. Мы нашли полную поддержку и взаимопонимание со стороны советника по культуре посольства Индии в Москве Маниша Прабхата и его заместителя Санчая Веди, заместителя генерального директора индийского совета по культурным связям Анвара Халема; министра культуры Индии Меены Шарма, генерального директора Национального музея Индии Вену Васудевана.
Уверена, что эта выставка вполне может стать одним из ярких международных событий 2014 года.
Фото Май-оола Чооду.
Фото: 1. Бронзовая монгольская статуэтка Зелёной тары. Конец XIX – начало ХХ века. Из фондов Национального музея Республики Тыва.
2. Танка – изображение Зелёной тары на холсте, выполненное тувинскими ламами в буддийском монастыре. Конец XIX – начало ХХ века. Из фондов Национального музея Республики Тыва.
3. Костюм шамана с изображением скелета, переданный в музейный фонд шаманом Шончуром из села Кунгуртуг. Конец XIX – начало ХХ века. Из фондов Национального музея Республики Тыва.
4. Воздушное захоронение шамана. Конец XIX – начало ХХ века. Макет. Из фондов Национального музея Республики Тыва.
Рита СУМБА, хранитель фондов тибетских рукописей Национального музея Республики Тыва, организатор выставки. risu1232001@yahoo.de