Спектакль «Журавли» Марины Идам и Салима Монгуша: почувствовать войну кожей

«Ты тоже плакала?» – спрашивала у своей подруги женщина с красными от слез глазами, выходя из зрительного зала Национального музыкально-драматического театра имени Виктора Кок-оола после просмотра спектакля «Дуруяалар» – «Журавли» режиссера Марины Идам по одноименной пьесе молодого драматурга Салима Монгуша, написанной специально к семидесятой годовщине Победы.


 

Действительно, спектакль получился настолько душераздирающим, что даже мужчины не сдерживают слез. Его создатели безжалостно погружают зрителей в самое пекло войны, повествуя о подвиге бойцов тувинского добровольческого кавалерийского эскадрона под командованием Героя Советского Союза, гвардии капитана Кечил-оола Тулуша зимой 1944 года при освобождении от фашистов Западной Украины.

Пьеса основана на реальных событиях, прототипы героев – тувинские добровольцы. Созданию драмы предшествовала огромная кропотливая работа по сбору материала. Помогли в этом воспоминания и письма в архивах, книгах, фотографии, видеоматериалы, личные встречи автора с потомками добровольцев. Он метил в сердца и души не только старшего, но и молодого поколения. И попал в точку, раскрыв тему любви, более всего волнующую молодежь.

Думая о тувинских добровольцах, мы чаще представляем себе храбро сражавшихся бесстрашных воинов, упуская из виду то, что это были молодые люди, только-только начавшие свою жизнь. И им было страшно на войне.

Что заставляло молодых людей остервенело бросаться на врага, так, что даже фашисты прозвали их Der Schwarze Tod – Черная Смерть? Ответ дает повествование от первого лица, последнего дожившего до наших дней добровольца, обозначенного в программке спектакля Эне – Бабушка (Анна Шириин-оол).

Прообраз героини не оставляет сомнений. Перед нами Вера Байлак. Она рассказывает своей внучке, современной школьнице (Айзана Чылбак-оол), о своих боевых товарищах, о том, как они любили, о чем мечтали.

На фоне сценографии в решении Начына Шалыка – гробов-окопов и изрытого снарядами неба – разворачиваются истории нескольких пар. Перед нами – недавно поженившиеся пулеметчик Кошкар-оол (Уран-оол Стал-оол) и санитарка Часкал (Аржаана Куулар), ожидающие рождения ребенка старший лейтенант Доржу (Орлан Оюн) и санитарка Багбуужап (Тана Дулуш), мечтающие о детях старший лейтенант Дончут (Айдын Бады-Сагаан) и его молодая супруга Дарыяа (Надежда Ооржак), еще не признавшиеся друг другу в любви Биче-кыс (Айдыс Даржай) и Бичен (Сайлык Шулуу-Маадыр).

 

Все типажи подобраны точно, характеры прорисованы четко. Возможно, этому способствовал оригинальный прием, использованный драматургом и режиссером.

Обычно при новой постановке всем дают пьесу, чтобы они прочитали ее, а затем приступают к застольным репетициям – читкам. В случае с «Журавлями» актеров известили, кого они играют, но никому не выдали пьесы. Растерянным актерам дали задание – в течение нескольких дней самим найти материал о своих героях.

Актриса театра Аржаана Куулар так рассказывает о своих поисках: «Мне досталась роль Часкал Допуйовны Сарыглар. Первым делом я бросилась к драматургу Салиму Сергеевичу с просьбой подсказать хотя бы то, откуда она родом. Но он был непреклонен. В это время в Кызыле была Надежда Наксыл, наша актриса, преподающая сейчас в Москве в щепкинском училище. Она поинтересовалась моей ролью и неожиданно сказала, что дочка моей героини Зина Долаан была ее одноклассницей, жили они в Чадане. Не буду скрывать, очень много о своей героине я вычитала в Интернете. Она санитарка пулеметного взвода, была очень жизнерадостной и веселой девушкой, легкой на подъем. С детства хорошо ездила верхом, что ей очень помогло на фронте. С мужем Кошкар-оолом ушла на фронт сразу после женитьбы».

Репетиции тоже давались непросто. В спектакле есть очень эффектные батальные сцены. Звуки пулеметных очередей, сценические взрывы, запах гари заставляют зрителей вжиматься в сиденья, затыкая уши. При постановке этих сцен особенно трудно было актрисам-девушкам, которые не знали, что делать с автоматами.

Сложности были и у режиссера. Выручил командный дух. Актер театра Леонид Кан-оол, в настоящее время получающий специальность режиссера в Санкт-Петербургской академии театрального искусства, многое подсказал при построении мизансцен.

Настоящим испытанием для психики стали для актрис монологи скорби. Так, возлюбленный санитарки Часкал, Кошкар-оол, в одном из боев погибает под взрывом вражеского снаряда.

Аржаана Куулар рассказывает, что эти сцены давались очень тяжело: «Пропускать через себя горе героини было очень страшно и больно. На первой репетиции я рыдала навзрыд и долго не могла успокоиться. Режиссер Марина Каадыр-ооловна пришла меня успокаивать, обняла и тоже начала плакать вместе со мной. В это время за кулисами стояла и плакала Надя Ооржак. А на монологе Нади я тоже не могла сдержать слез.

Играя в «Журавлях», кожей почувствовала войну. Словно это я, Аржаана Куулар, была на фронте и пережила весь этот ужас. А после спектакля совсем иначе стала смотреть на мир: увидела всю прелесть мирной жизни, поняла, что друг друга надо беречь».

Создатели спектакля не забыли показать и мудрость капитана Кечил-оола Тулуша (Мерген Хомушку), комиссара Байысклана Монгуша (Леонид Ондар), старшего лейтенанта Бурзекея Сата (Олег Сат), бережно, по-отечески, опекавших от беды слишком темпераментных и бесстрашных земляков, хотя и сами были молоды – всем около тридцати.

Отдельно показана история Бегзи-Хуурака Донгака (Эдуард Ондар), прославленного борца Тувы с титулом Арзылан – Лев, однажды голыми руками одолевшего сразу семерых вооруженных фашистов.

Спектакль, посвященный тем, кто выжил и тем, кто не вернулся с войны, превратившись в белых журавлей, понятен всем зрителям. Он затрагивает души, потому что показывает войну без прикрас.


 

Фото:

1. Им так хотелось счастья. Сцена из спектакля «Журавли». Часкал – Аржаана Куулар, Багбуужап – Тана Дулуш, Дарыяа – Надежда Ооржак. Кызыл, Национальный музыкально-драматический театр имени Виктора Кок-оола. 9 мая 2015 года. Фото Виктории Хомушку.

2. Они были молодыми. Сцена из спектакля «Журавли». Кызыл, Национальный музыкально-драматический театр имени Виктора Кок-оола. 9 мая 2015 года. Фото Виктории Хомушку.

Виктория ХОМУШКУ
  • 6 016