Татьяна Калитко. Тонкая натура

(Окончание. Начало в №39 от 23 октября 2015 года)

 

Выплеснуть свои чувства


– Что больше нравится: танцевать или преподавать, Татьяна Олеговна?

– Одно без другого в моей жизни не может существовать. Люблю и преподавать, и выступать как солистка. Еще до создания театра танца «D.Version» – «Диверсия» был проект «Эксплодэнс», где выступала с партнером Николаем Сластёновым.

Дуэт был образован для того, чтобы выезжать на различные всероссийские и международные конкурсы. Для достижения цели мы очень много работали на репетициях, мне уже тогда пришлось выступать в роли преподавателя танцев: учила Колю всему, что знала сама. Николай был трудолюбивым, усердным учеником, у него многое получалось, а самое главное – хотел танцевать.

Плюс к этому у него есть природные задатки – он даже мог на мгновение в прыжке зависать в воздухе, имел хорошую растяжку. А вот базы движений, координации, чувства ритма Коля изначально был лишен, но со временем быстро развил.

– С ним вы и поехали в Екатеринбург в 2012 году?

– Да. Это был Международный фестиваль хореографического искусства «Дэнс-эксклюзив». Тогда стали лауреатами первой степени, что было для меня с Колей неожиданностью – только в нашей возрастной категории было семьдесят два участника из России и стран ближнего зарубежья.

– Что привезли в Екатеринбург?

– Два танца. Один мы исполняли дуэтом, второй – моё соло. Жюри оценивали сразу две постановки, по сумме баллов определяли победителя. В сольном танце хотела рассказать зрителям историю своих отношений с одним молодым человеком. Выбрала для этой композиции песню певицы Юты «Гвоздь». Знала, как начну и закончу свою постановку, а что будет в середине, понятия не имела, решила себя полностью отпустить и танцевать как душе захочется. Это была импровизация, я выдала все свои эмоции.

Когда закончила, посмотрела за кулисы и увидела, что у Николая на глазах слезы. Прослезились и девчонки-участницы конкурса, их очень тронул и задел до глубины души мой танец, они прониклись, несмотря на то, что все они были моими конкурентками. Осмотревшись, выбежала на улицу, меня трясло, это была истерика, но в танце удалось выплеснуть все свои негативные чувства и воспоминания, и мне стало легче.

Выплескиваться, конечно, до такого состояния не нужно, но в тот момент по-другому у меня просто не получилось бы. Мне нужно было высказаться людям, и мне это помогло – зритель услышал и понял.

 

Можем и сами хоть кого научить

 

Поняли вас и члены жюри?

– Во время церемонии награждения, когда объявили дипломантов третьей, второй и первой степеней, решила, что в числе лауреатов нас точно не будет и предложила

Николаю уйти: мне казалось, что нам уже ничего не светит, но он настоял, чтобы остались и досмотрели до конца.

Когда объявили, что мы победили, у меня был такой шок, даже не помню, как на сцену за наградой поднималась, это просто стерлось из памяти. Еще некоторое время находилась в состоянии эйфории, до меня только потом, когда ехали в поезде обратно, дошло, что мы – лучшие на международном фестивале.

То же самое чувство пережила годом ранее в Омске на Международном хореографическом фестивале «Сибирь зажигает звезды». На конкурс мы готовили три постановки, одна из них была семиминутным мини-спектаклем и называлась «Превратности любви». Жюри ее оценило очень высоко и отдало нам первое место, потом с Колей победили еще в одной номинации: получить награду удалось и в сольном исполнении, где стала лауреатом третьей степени.

– Почему все эти победы стали такими неожиданными, вы были в себе неуверенными?

– Участие в омском хореографическом фестивале – наш первый выезд за пределы Тувы, поэтому было страшно, тем более, мы не знали, как танцуют там и на каком уровне. В Екатеринбурге была сумасшедшая конкуренция. Да и ездили мы не за победами, а за опытом.

– А в итоге оказались лучше многих.

– Так бывает, что сегодня ты – лучший, а завтра – уже нет, тем более, когда идет конкурс. Когда участник нацелен только на победу – цена ошибки слишком велика, возрастает груз ответственности, можно не справиться с нервами. А когда ты приезжаешь себя показать и на других посмотреть, в плане психологии проще. Ты выходишь на сцену и выдаешь всё, что умеешь, выкладываешься полностью. Так и у нас получилось: приехали учиться, а в итоге – победили.

Из-за того, что мы живем далеко от Центральной России, у нас присутствует зажатость, неуверенность в себе, поэтому многие артисты и деятели культуры Тувы едут за Саяны с целью учиться, хотя уже давно сами могут хоть кого научить.

 

Двойной удар ниже пояса

 

– Сейчас вы с Николаем Сластёновым не танцуете вместе?

– Наш дуэт распался. Мы тогда готовились к конкурсу в Санкт-Петербурге. Мне было двадцать шесть лет, и участие в соревновании было очень важным для меня, так как с трудом нашла конкурс с подходящей возрастной категорией, все остальные фестивали принимали участников только до двадцати пяти лет.

Мы начали ставить сложную постановку, Коля никогда до этого момента подобные вещи не танцевал. И он не справился, видимо, просто не смог прыгнуть выше своей головы, или попросту не захотел двигаться дальше, работать над собой и самосовершенствоваться.

Когда Николай уходил, он мне даже об этом не сказал, просто пропал. О его решении мне сообщила его супруга, она заявила, что ему больно, что он устал, и что танцевать со мной больше не хочет. Сейчас Колю не осуждаю, но распад дуэта, в который вложила много сил и эмоций, был большим ударом. Наш театр танца «Эксплоденс» был смыслом моей жизни, и когда все кончилось, было ощущение, что меня просто использовали и выбросили на улицу. Неужели не заслужила хотя бы того, чтобы мне честно сказали о своем решении?

– И вы так и не поговорили?

– Нет. А через месяц он прислал мне смс-сообщение, где написал, что если он возьмет новую партнершу, то будет ставить наши танцы и выдавать их за свои, хотя придумала их я, поэтому это был второй удар ниже пояса. У меня начался сильный стресс, даже перестала есть – не могла смотреть на еду. Сильно похудела. В одно время весила всего тридцать два килограмма, но сейчас поправилась до сорока.

Время спустя поняла, что благодарна Коле за его поступок. Во-первых, стала сильнее характером, во-вторых, в итоге приобрела тело, о котором всегда мечтала. Обиды нет, и при встрече в лицо Николаю, конечно, не вцеплюсь.

Теперь у меня новый коллектив – замечательные девчонки – моего нового театра танца «D.Version» – «Диверсия», которые постоянно напоминают, что моя жизнь изменилась к лучшему – сейчас живу лучше и интереснее, чем раньше.

– Люди, которые всегда вас поддерживают?

– Это мама, Татьяна Леонидовна Калитко, и моя лучшая подруга Ксения Фоменко. И в трудные минуты, и в моменты радости они всегда рядом.

Часто бывает, что в процессе подготовки, когда не получается поставить танец, или перед выступлением очень переживаю, нервничаю, даже психую, но мама удивительным образом влияет на меня: успокаиваюсь и довожу дело до конца. Мама на каждые мои выступления ходит: поддерживает морально, настраивает девчонок, снимает танец на любительскую камеру.

Бывает, звоню Ксюше и жалуюсь на жизнь, что все плохо, что сильно устала. Подруга всегда находит нужные слова, после которых нахожу в себе силы продолжать работать. Часто после нашего разговора сажусь и начинаю прослушивать музыку для новых танцев.

 

Танец во сне

 

Перед тем, как поставить танец, слушаете музыку?

– Да. Все свои танцы ставлю только тогда, когда подбираю композицию. Если музыкальная тема цепляет, то и постановка будет интересной и захватывающей, если же нет, то и пробовать не стоит.

Был один танец, который не под музыку готовила – он мне приснился. Проснулась и начала подбирать произведение уже под него. Долго не могла найти, а в итоге мне подошла песня кызыльской тяжелой рок-группы «Белый шум». Мы с этой постановкой даже на фестиваль живой музыки и веры «Устуу-Хурээ-2010» ездили, взяли диплом за креативный подход. Сейчас «Белый шум» уже не играет.

– Давно занимаетесь танцами?

– Впервые вошла в танцевальный зал двадцать два года назад. Это были уроки хореографии в пятой гимназии Кызыла, где преподавала Наталья Борисовна Горбунова, позднее она уехала жить за Саяны. После первого урока хореографии пришла домой и поставила на трюмо всех своих кукол и начала учить их танцам. Мне так понравилось, что решила: буду хореографом.

Большое впечатление на меня произвела Ирина Олеговна Ондар – преподаватель хореографии в Кызыльском колледже искусств. Она безумно харизматичный человек и настоящий профессионал. Ирина Олеговна занимается с учеником так, что появляется непреодолимое желание танцевать и постоянно работать над собой. Она потрясающе умеет балансировать между жесткостью в преподавании и мягким подходом к человеку, считаю это редким даром.

 

Себя не жалеть!

 

– Что нужно, чтобы добиться успеха в танце?

Главное – себя не жалеть. Как только начинаешь думать: какая я бедная и несчастная – ножку или ручку ударила, всё – это начало конца, ты ничего не добьешься. На репетициях нужно выворачивать себя наизнанку. Конечно, заставлять себя танцевать с переломом ноги не нужно, но поблажек нельзя допускать – войдет в привычку.

Еще нужно не зацикливаться на одном, искать новые пути саморазвития и совершенствования. Например, если человек исполняет только народные танцы, а другие направления не трогает, это неправильно. Знаю, что и народные танцы можно подать по-разному, тем более, что народов в России и мире огромное множество, и у всех своя культура и способ самовыражения.

Не раз встречалась с людьми, которые неправильно выбрали базовый стиль. Например, человек исполняет танцы в стиле хип-хоп, а ему бы лучше подошел контемпорари.

– Здоровый образ жизни влияет на успех?

– Каждая мелочь важна, а здоровый образ жизни – подавно. Есть хореографы и курящие, и пьющие, а есть – наоборот. Не употреблять спиртное и никотин, конечно, хорошо, но сдерживать себя до того, что даже в Новый год не позволять себе бокал шампанского, по-моему мнению, неправильно.

– Считается, что успех – это девяносто девять процентов труда и всего лишь один процент таланта. Вы с этим согласны?

– Смотря, к чему человек стремится и что понимает под словом успех. Например, Майя Михайловна Плисецкая на репетиции иногда позволяла себе халтурить, зато на сцене выдавала такое, что до сих пор ни одна балерина ее не перетанцует – не в плане техники, нет. Танец Майи Михайловны повторить можно, но всё равно не будет хватать её шарма, легкости, обаяния, одухотворенности. Она – талант, гений балета. А есть танцоры, которым одаренности не хватает, в этом случае может спасти только желание и упорство.

Часто смотрю в записи свои выступления, но не нарциссизма ради, а чтобы понять: где и что нужно доработать, ведь только так можно выявить и устранить недочеты. Повезло, что я самокритичная, это помогает самосовершенствоваться.

Для меня танец – это жизнь. Был период – год не танцевала и почувствовала, что засыхаю – мне не хватало балетного зала и выплеска своих эмоций. Тогда-то и поняла: без танца не могу.

 

У жизни нет черновика

 

– Думали ли вы об участии в каких-нибудь популярных сегодня телепроектах, наподобие «Танцы» на одном из федеральных каналов?

– Сама идея такого телешоу хорошая, это шанс для многих самовыразиться и стать звездой. Но когда танцовщика оценивают юмористы Сергей Светлаков и Павел Воля, которые, по сути, ни петь, ни танцевать не умеют, это неправильно.

Судить должны профессионалы именно своего дела, а не зрители, кем по большому счету и являются Светлаков и Воля. Лучше уж приз зрительских симпатий организовать, и то пользы будет больше.

– Чем еще помимо танцев увлекаетесь?

Когда еще в школе училась, хотела то психологом стать, то милиционером, конечно, не бросая танцы. Еще люблю копаться под капотом машины, но своего автомобиля нет. Как-то одному своему знакомому сделала проект защиты поддона. По моему эскизу он его воплотил в жизнь, теперь смело ездит в тайгу, не боясь, что поддон пробьет, и машина встанет.

Никогда и ничто меня так не цепляло и не интересовало, как танцы. И еще я – консервативна. Не люблю популярные сейчас откровенно пошлые постановки, от них становится тошно. Мне хочется совершенно иным образом донести до человека то, что хочу сказать.

– А что вы хотите сказать своим танцем?

– Главное – ценить каждый момент своей жизни, любить каждую секунду, которую проживаешь, и совсем неважно, хорошо тебе или плохо в этот момент.

Люди очень часто откладывают на завтра то, что можно сделать сегодня, тем самым откладывая жизнь на потом, но это самое потом может не наступить, ведь мы живем один раз, вписывая всё сразу на чистовик.

У жизни нет черновика, и всё переписать начисто не получится.

Фото Константина Куцевалова и из архива Татьяны Калитко.


Интервью Константина Куцевалова с Татьяной Калитко «Тонкая натура» войдёт двадцать третьим номером в шестой том книги «Люди Центра Азии», который сразу же после выхода в свет в июле 2014 года пятого тома книги продолжает готовить редакция газеты «Центр Азии».

 

Фото:

1. Татьяна Калитко: плоды усиленных репетиций и работы с театрами танца «Эксплодэнс» и «D.Version» – «Диверсия». Награды, полученные в Екатеринбурге, Омске, Кызыле. Республика Тыва, Кызыл. 25 октября 2015 года. Фото Константина Куцевалова.

2. Выплеснуть все эмоции. Дуэт Татьяны Калитко и Николая Сластёнова во время одного из выступлений. Республика Тыва, Кызыл, 2011 год. Фото из архива Татьяны Калитко.

3. Сколько было вложено сил и часов занятий. Татьяна Калитко с учеником и партнером Николаем Сластёновым на одной из репетиций. Республика Тыва, Кызыл, 2011 год. Фото из архива Татьяны Калитко.

4. После репетиции. Хореограф Татьяна Калитко (первая слева) и ее любимые ученицы Ольга Кымысова, Алина Причина, Анастасия Олейник, Ольга Власенко, Анастасия Вайвода. Республика Тыва, Кызыл, 30 сентября 2015 года. Фото Константина Куцевалова.

5. Себя не жалеть, у жизни нет черновика. Татьяна Калитко во время разминки перед репетицией. Республика Тыва, Кызыл. 30 сентября 2015 года. Фото Константина Куцевалова.

Константин КУЦЕВАЛОВ
  • 6 769