Василий Безъязыков. Раненый орёл
(Продолжение. Начало в №5 от 13 февраля, №6 от 20 февраля 2015 года)
Товарищ, не будем у фронта в долгу!
«Тувинский народ во главе со своей революционной партией и правительством, не щадя жизни, готов всеми силами и средствами участвовать в борьбе советского народа против фашистского агрессора до окончательной победы над ним», – такую декларацию единогласно приняли делегаты десятого Великого Хурала (съезда) Тувинской Народной Республики, открытие которого пришлось на 22 июня 1941 года – день начала Великой Отечественной войны.
В этой борьбе до окончательной победы принял участие и слепой музыкант Василий Безъязыков. В военные годы имя его становится широко известно не только в Кызыле, но и во всей республике: в составе концертно-пропагандистских бригад он добирался до самых отдаленных уголков Тувы.
Даже для молодого и здорового человека это была трудная работа. Композитор Алексей Чыргал-оол, в то время студент театральной студии, вспоминал: «Гостиниц не было, сцен – тоже. Спать приходилось на стульях. Столовых не было, но артистов иногда кормили простые люди».
Туда, где не было пути на машине, концертные бригады добирались на лошадях, плотах, пешком. Зимой – по льду Енисея и других рек. Обычно в составе таких бригад было от двух до четырех исполнителей и лектор, который разъяснял политическую обстановку и призывал людей помогать фронту. Успех концертов обеспечивал значительную помощь фронту, зрители отдавали всё, что могли: мясо, шерсть, шкуры, скот, одежду.
Сохранились фото военного сорок третьего: Василий Безъязыков и Пелагея Фунтикова, постоянным аккомпаниатором которой он был, во время таких поездок агитбригады. Один из снимков запечатлел певицу и баяниста в степи возле юрты: Василий и Пелагея – в тувинских национальных халатах, зрители расположились на земле. На другом фото они выступают на полевом стане на фоне грузовика с лозунгом: «Товарищ, не будем у фронта в долгу! Каждый пуд хлеба – удар по врагу!»
А вот они по дороге к зрителям в кузове грузовика с призывом: «Дадим государству зерно первого обмолота! Всё для фронта! Всё для победы!» Еще снимок: машина концертной бригады застряла в реке, которую пыталась переехать. Василий невозмутимо сидит в кузове, рядом – араты на лошадях: стараются помочь вытащить грузовик.
Результаты этих гастролей в военные годы были так весомы, что 19 августа 1943 года Василий Сергеевич был награжден грамотой Центрального комитета профессионального союза Тувинской Народной Республики – «за систематическое перевыполнение производственных норм выработки, за честное отношение к труду, укрепление трудовой дисциплины, а также за активное участие в общественной работе».
Грамота, напечатанная на двух языках – тувинском и русском – была гордостью семьи и бережно хранилась как единственное веское доказательство официального признания таланта и труда слепого музыканта.
Аналогичную грамоту тогда же получила и Пелагея Ефремовна Фунтикова, так много сделавшая для развития культуры в Туве в двадцатые – сороковые годы.
«Не имея никакой официальной должности в культуре и не получая за свою работу ни единой копейки, Пелагея Ефремовна делала гораздо больше, чем многие люди на официальных должностях с приличной оплатой труда. Зарплаты у нее не было, а талант был», – так вспоминала об этой удивительной женщине Марьям Рамазанова. И рассказывала о случае, ярко характеризующем Фунтикову.
Как-то приехали самодеятельные артисты из Кызыла с концертом в село Балгазын. Там деревенские женщины подзадорили Пелагею Ефремовну: «Поешь-то ты хорошо, поди, и пляшешь, а вот как снопы вяжешь?» И рано утром она вместе с ними вышла на колхозное поле и столько навязала снопов – всех опередила. Сама и перевясла – жгуты из скрученной соломы для перевязки снопов – делала. До полудня работала наравне со своими зрителями, а вечером – опять концерт.
Много лет Фунтикова руководила самодеятельным городским хором, пела в нем и как солистка, и как хористка. Наша тувинская Русланова – так называли ее в народе.
Первооткрыватель тувинской гармонии
Трудным, но музыкально насыщенным временем были в Туве военные годы. Чтобы поднять культурный уровень народа и воспитать свои профессиональные кадры, правительство Тувинской Народной Республики пригласило из СССР специалистов высокой квалификации.
Накануне войны – в 1940 году – в Кызыл приезжают театральный режиссер Иван Яковлевич Исполнев, капельмейстер Леонид Иосифович Израйлевич, во время войны – в начале 1943 года – балетмейстер Анатолий Васильевич Шатин и дирижер Ростислав Георгиевич Миронович со своими семьями.
Четырнадцать месяцев – с лета сорок третьего по осень сорок четвертого – в Кызыле работал выпускник Московской консерватории композитор Алексей Николаевич Аксёнов. Он сразу же увлекся местным фольклором и приступил к сочинению музыки с использованием тувинских песен.
Результат этой огромной работы – созданные в 1944 – 1947 годах симфонические произведения: концерт для флейты с оркестром на тувинские темы, сюиты «Тувинские эскизы», «Тувинская рапсодия».
Композитор переложил девять тувинских песен для голоса и фортепиано. А танец «Звенящая нежность», поставленный Анатолием Шатиным на музыку Алексея Аксёнова, стал классикой тувинской хореографии.
Аксёнов был первым профессиональным исследователем тувинской музыки, и мелодии, которые вошли в эти произведения, ему не пришлось отыскивать годами. Рядом был человек, который мог наиграть на баяне любую мелодию – Василий Безъязыков.
Слепой музыкант увлекал Алексея Николаевича своей неудержимой фантазией, мастерством импровизации. Совершенное знание им народной музыки и тувинского языка оказали неоценимую услугу приезжему композитору. Василий Сергеевич оказался незаменимым консультантом.
Много вечеров они просидели вместе, разбирая каждую мелодию и накапливая опыт записи и трактовки непростых в ладовом и ритмическом отношениях тувинских народных песен. Василий Сергеевич исполнял их в виде готовых обработок с функциональным наполнением баянной фактуры. Именно музыканту-баянисту Безъязыкову принадлежит честь быть первооткрывателем тувинской гармонии и многоголосия.
Вернувшись в Москву, Аксёнов продолжал работу над большим трудом – монографией «Тувинская народная музыка», выхода которой очень ждал Безъязыков, ведь в нее вложен и его труд. Но не дождался. Монография вышла в свет только в 1964 году – уже после ухода из жизни и баяниста, и композитора, скончавшегося после тяжелой болезни 15 мая 1962 года.
Репрессированные виртуозы – в детской музыкальной школе Кызыла
11 октября 1944 года был подписан указ Президиума Верховного Совета СССР «О принятии Тувинской Народной Республики в состав Союза Советских Социалистических Республик». Тува стала частью СССР, и советские специалисты, работавшие здесь в качестве иностранцев, начинают уезжать.
Зато приезжают новые – да какие! Музыкальные профессионалы высочайшей квалификации, попавшие в Кызыл не по своей воле: пораженные в правах и отправленные сюда на поселение после заключения по политическим статьям в сталинских лагерях.
Профессоры консерваторий, известные исполнители, композиторы стали простыми преподавателями детской музыкальной школы. Открылась она в Кызыле 1 июня 1947 года. Первым ее директором была назначена пианистка Эльза Генриховна Кирштейн, она же была и единственным педагогом. Но уже в 1949 году в кызыльской детской музыкальной школе собирается целая плеяда специалистов высочайшего уровня.
Директором школы и преподавателем класса скрипки становится скрипач-виртуоз Леонид Николаевич Шевчук, при котором обучение детей выходит на новый, профессиональный, уровень.
Выпускник Киевского высшего музыкального института, профессор Ташкентской консерватории, репрессированный в 1937 году, Леонид Николаевич шесть лет провел в лагерях Северного Урала.
Ему, концертирующему скрипачу, повидавшему свет и вкусившему успех исполнительской славы и на родине, и в Японии, Китае, Корее, было слишком тяжело нести незаслуженный груз клейма «врага народа». Понимая абсурдность и вздорность предъявленных обвинений, Леонид Николаевич страдал сильно, но говорить об этом с кем-либо опасался, зная, что за лишнее слово можно получить и больше. И только в узком приятельском кругу за рюмкой вина давал волю своим чувствам: «За что?»
После реабилитации в 1955 году Шевчук уезжает из Кызыла в Новосибирск, где становится преподавателем, а затем и ректором Новосибирской государственной консерватории. Его роль в становлении в Туве музыкального образования была оценена в 1969 году: присвоено звание «Заслуженный деятель литературы и искусств Тувинской АССР».
Выпускница Ташкентской государственной консерватории Елена Романовна Близнюк, супруга Шевчука, разделившая его трудную судьбу, обучала учеников школы игре на фортепиано, среди ее воспитанников был и будущий композитор Владимир Тока. По ее инициативе учениками и педагогами школы даже была поставлена детская опера «Волк и семеро козлят».
Дочь Леонида Николаевича и Елены Романовны Дина стала первой выпускницей музыкальной школы, так как в 1949 году из восьмидесяти пяти учеников только она числилась в шестом классе, остальные – в первом, втором и третьем. Как и ее родители, Дина Леонидовна Шевчук стала профессором Новосибирской государственной консерватории. Пианистка успешно гастролировала в Чехословакии, Японии, Германии, Вьетнаме, Норвегии.
Еще один именитый педагог кызыльской детской музыкальной школы – пианист и композитор Сергей Фёдорович Кайдан-Дешкин, автор песни «Взвейтесь кострами».
Взвейтесь кострами, синие ночи!
Мы, пионеры, дети рабочих.
Близится эра светлых годов,
Клич пионера: «Всегда будь готов!»
Этот марш, на протяжении семидесяти лет бывший гимном юных пионеров, комсомолец Сергей Дешкин написал на слова Александра Жарова в 1922 году, когда он еще не имел двойной фамилии. Гимн с воодушевлением пели все школьники страны, не подозревая о том, что автор музыки стал «врагом народа».
В 1930 году, тогда он учился в музыкальном училище имени Гнесиных и был уже состоявшимся композитором, Сергей Фёдорович был арестован «как контрреволюционер, способный на террор и шпионаж» и осужден к лишению свободы на десять лет. Основную часть этого срока он отбывал в норильских лагерях.
После освобождения работал в Красноярском крае, без права выезда из него, а в 1949 году по просьбе Шевчука ему разрешили поселиться в Кызыле. Здесь он трудился в музыкальной школе, вел уроки сольфеджио и фортепиано. Также заведовал музыкальной частью театра, консультировал самодеятельных авторов. Опираясь на тувинский фольклор, создал оперу-сказку «Саин». Кайдан-Дешкин стал автором первого тувинского марша – «Марша тувинского комсомола». Популярной в Сибири стала и его песня-вальс «Енисей».
После полной реабилитации в 1956 году композитор уезжает из Кызыла. Последним его пристанищем стал город Великие Луки.
Баян как память об отце
Почти все педагоги кызыльской музыкальной школы того времени были приезжими. Так, хоровой класс вела пианистка Юдифь Рафаиловна Решес, супруга директора школы № 1 Николая Павловича Иванова, класс народных инструментов – баянист Василий Адольфович Онуфриёнок.
У Василия Адольфовича учился сын Василия Безъязыкова Альберт: отец настоял, чтобы мальчик, которому он на слух – с рук – сам дал первые уроки игры на баяне, поступил в школу и освоил нотную грамоту.
Алька имел прекрасный слух, подавал большие надежды и благодаря отцовской подготовке так преуспел, что за год освоил трехгодичный курс и был переведен сразу в четвертый класс. Однако дальше учиться не стал.
«Только один 1949-1950 учебный год и прозанимался, – рассказывает Альберт Васильевич. – В 1950 году Василий Адольфович Онуфриёнок уехал, какое-то время преподавателя класса баяна не было, и я перестал посещать занятия. Профессионалами, как мечтал отец, не стали ни я, ни младший брат Валерий, который после вывиха руки прекратил систематические занятия с отцом.
Но я инструмент не забросил. В Доме культуры имени Сталина играл в ансамбле баянистов, руководил которым Михаил Яхонтов. Когда учился в восьмом классе, с десятиклассниками Николаем Родионовым и Леонидом Осердцовым, его отец играл на баяне и научил сына, создали трио баянистов.
Отец мой помогал: разучивал партии отдельно с каждым из нас, а затем – вместе со всем ансамблем. «Яблочко», «Выходной марш» и «Лунный вальс» Дунаевского в обработке для трех баянов в нашем исполнении даже были записаны на радио, и слушала их вся Тува. Баян как память об отце стал моим инструментом на всю жизнь».
Сохранённые пьесы
Именно благодаря Альберту Васильевичу Безъязыкову удалось сохранить две пьесы его отца, пробовавшего себя и в качестве композитора.
Пьеса «Раненый орел» и вальс «Саянские горы» так прочно запечалились в памяти и пальцах, что и спустя полвека сын помнил, играл отцовские произведения, а преподаватель детской музыкальной школы Сергей Лунгов записал ноты. В 2007 году, когда в Кызыльском колледже искусств имени Алексея Чыргал-оола отмечалось столетие со дня рождения Василия Безъязыкова, его произведения впервые исполнили студенты колледжа: «Саянские горы» – Томас Монгуш, «Раненого орла» – Людмила Аргунова.
В 2014 году эти произведения в память о своем выпускнике конца тридцатых годов прошлого века стал играть студенческий оркестр народных инструментов Красноярского колледжа искусств.
Василий Сергеевич обладал очень тонким композиционным чутьем. К сожалению, мы так и не узнаем всего, что он сочинил сам или исполнял в собственной обработке. Отсутствие зрения не позволило ему записать свои произведения.
Музыкальная картинка «Раненый орел» наиболее ярко выражает внутренний мир переживаний Василия Безъязыкова. Экспрессивно напряженная, взволнованная мелодия в медленном темпе воспроизводит характер траурного шествия. Начинается она с тираты, которая активизирует первый же звук темы. Напряжение создают продолжительное тремоло, хроматизмы, трели, пунктирный ритм и синкопы.
В середине пьесы появляется мажор, музыка высвечивается. Появляется надежда: вот сейчас орел расправит крылья, взлетит, хотя бы еще раз! Но рана смертельна, это конец. Опять медленное траурное шествие. Музыка затухает.
Окончание – в №8 от 6 марта 2015 года.
Очерк Зинаиды Казанцевой о Василии Безъязыкове «Раненый орёл» войдёт шестым номером в шестой том книги «Люди Центра Азии», который сразу же после выхода в свет в июле 2014 года пятого тома книги начала готовить редакция газеты «Центр Азии».
Фото:
1. «Всё для фронта! Всё для победы!» Агитбригада по дороге в поселок Марачевка. В кузове – Василий Безъязыков с баяном, слева от него стоит Пелагея Фунтикова. Тувинская Народная Республика. 1943 год.
2. Хоровой кружок. Вторая слева в третьем ряду – Пелагея Фунтикова. Кызыл, годы Великой Отечественной войны.
3. Оркестр народных инструментов. В центре с баяном – Василий Безъязыков. Слева от него сидят Зоя Нижегородова и Александр Севастьянов, справа – Варвара Петрова и Александр Кутенёв. Стоят слева направо: Ким, Ярославцева, Коваленко, Ирина Намай. Тувинская Народная Республика, Кызыл, Клуб советских граждан. 1942 год.
4. Педагогический коллектив детской музыкальной школы. Автор пионерского гимна «Взвейтесь кострами» Сергей Кайдан-Дешкин – первый слева во втором ряду. Профессор Леонид Шевчук – второй справа в первом ряду, его супруга Елена Близнюк – первая слева в первом ряду. Юдифь Решес – третья слева во втором ряду, рядом с ней – Василий Онуфриёнок. Тувинская автономная область, Кызыл. 1949 год.
5. Семейное трио Безъязыковых у забора своего дома: Василий Сергеевич с сыновьями Альбертом и Валерием. Кызыл, 1950 год.
6. Музыкальная картинка Василия Безъязыка «Раненый орел», сохранившаяся благодаря памяти его сына Альберта Безъязыкова. Ноты записаны Сергеем Лунговым.
Книги судеб «Люди Центра Азии» – история Тувы в лицах: пять томов, изданных газетой «Центр Азии» в течение шестнадцати лет.
I том – 50 судеб. Вышел в свет в 1998 году, тираж 1000 экземпляров. В продаже уже нет, библиографическая редкость.
II том – 92 судьбы. 2001 год, тираж 3000 экземпляров. В продаже – 400 руб.
III том – 110 судеб и 36 воспоминаний ветеранов и детей военных лет «Мы – дети войны и Победы». 2006 год, тираж 2000 экз. ISBN – международный книжный номер 5-9900403-1-8. В продаже – 600 руб.
IV том – 115 судеб. 2011 год, тираж 2000 экз. ISBN 978-5-9900403-2-8. В продаже – 700 руб.
V том – 58 судеб и новшество – пятнадцать уникальных исторических кроссвордов, составленных по материалам пяти томов книги. 2014 год, ISBN 978-5-9900403-3-5. В продаже – 1000 руб.
Формат книг – энциклопедический, обложка – зелёная с золотом. Все тома иллюстрированы архивными и современными фото.
Издатель – ООО редакция газеты «Центр Азии».
Приобрести второй, третий, четвертый и пятый томы книги «Люди Центра Азии» можно в редакции газеты «Центр Азии»: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Красноармейская, 100, Дом печати, четвертый этаж, офис 20. Тел. 8(394-22) 2-10-08.
Заказ книг за пределы Тувы: antufeva@centerasia.ru
Зинаида КАЗАНЦЕВА 33055@mail.ru Под редакцией Надежды Антуфьевой. antufeva@centerasia.ru