Галина Мунзук. Как на ладошке
(Окончание. Начало в №13 от 15 апреля 2016 года)
Нельзя так дрожать над ними
– Кроме медицинских были ведь еще и психологические проблемы, Галина Максимовна?
– Конечно, как и у всех мам и ребятишек – инвалидов с детства, так их называют при назначении пенсии.
Артыш, как и я в свое время, за кулисами театра рос, и театральные дети его знали, играли с ним, не обижали. А как-то раз мы репетировали в филармонии. Со сцены время от времени за кулисы посматриваю и вижу: что-то не так, сынок мой стоит как-то неестественно, и глазки грустные.
Прорепетировали, домой приходим. Сажаю его рядом: «Сына, а теперь скажи, что случилось?» И он рассказал. Ребятишки играли в фойе, бегали. Он – к ним, а в игру не принимают. Старший мальчик прогнал: «Уходи, мы с тобой играть не будем: плохо ходишь и бегать не можешь».
И тогда сынок мой впервые задал трудный вопрос: «Мама, почему они так со мной, я что – хуже их?»
«Сына, мальчик, который так сказал, просто не подумал. Он не знает, что у тебя ножки больные. И это не значит, что ты хуже его. Ты, например, умный, книжки любишь, с людьми умеешь культурно разговаривать. А он еще этому не научился, раз так тебе сказал». Как могла, так и объяснила. И так – каждый раз,
А когда во втором классе был, мне одна бабушка очень важный совет дала. В параллельном классе училась девочка, у которой тоже с ножками сложности были. И вот она как-то споткнулась и упала, я кинулась поднимать, а ее бабушка остановила: «Не надо, она сама подняться сможет. Вижу, что у тебя сын такой же, вот ты и переживаешь. Нельзя так дрожать над ними, это им дорогу перегораживает. Надо, чтобы они сами сильными были».
Она как будто в самую точку попала. Старшего Аяса строже воспитывала, поэтому он и вырос таким самостоятельным, а Артыша, конечно, очень опекала. Он, когда вырос, признался: «Мама, я иногда после операции уже хорошо себя чувствовал, но нарочно притворялся, чтобы ты меня побаловала».
Но после слов той мудрой женщины стала уже по-другому относиться, строже учить: сделай сам, возьми сам, сходи сам.
Он научил меня смотреть на звёзды
– Не только мы учим детей своих, но и они нас, это я, став мамой, хорошо поняла. А вы?
– Тоже. Артыш постоянно читает, и меня инспектирует: «Мама, что ты сейчас читаешь?» «Анекдоты» «Как анекдоты, ты что?» Объясняю: артистические анекдоты и афоризмы Фаины Раневской. Одобряет: тогда ладно, хорошо.
Он с малолетства, еще читать не умея, очень любил книжки. И никогда не рвал. Три любимые у него были, куда ни идем, всегда с собой брал. Первая – про черепашек-ниндзя. Вторая – «Откуда берутся дети», я ему купила – вся в рисунках. И третья – про космос: ракеты, планеты, звездочки.
Любил в окошко смотреть на звезды. «Мама, свет выключи». Так мечтала подарить ему настоящий телескоп, но в Кызыле их не продавали, поэтому только детский смогла купить, не такой хороший.
Зимой во время прогулки упадет на снег, лежит и смотрит в небо. «Сына, вставай, замерзнешь». «Мама, ты лучше тоже на небо посмотри».
И я стала смотреть. Раньше шла – быстрей-быстрей, голову вниз, ничего не видя. А тут – звездочки.
Ёлки-палки, если бы не сына, я бы никогда так голову и не подняла.
Куда вы лезете?
– Ребенок идет в школу – это для любой мамы не только праздник, но и тревога: как адаптируется, как войдет в новую колею. Но для вас, понимаю, это беспокойство было еще сильней.
– Это так. Перед садиком волновалась. Перед школой – опять волнения: как этот барьер пройдем.
Отдала его в первую школу, которую и сама окончила, в класс с изучением тувинского, чтобы у сына не было моих проблем с языком. С первой учительницей нам повезло, очень хорошая – Галина Доржуевна Идам. И класс дружный, таким и остался до окончания школы. Когда Артыш болел, одноклассники всегда приходили его навещать.
В шестом классе пробовала его перевести в государственный лицей. И пожалела, что пошла туда. В первую очередь спросили: у вас дома компьютер есть? А у нас его тогда не было. «Ну, как вы можете у нас учиться, когда у вас ничего нет. У нас учатся внуки самого Шериг-оола Дизижиковича. Группа собирается – дети поедут в Англию, а вы где деньги на поездку возьмете?»
Вроде: куда вы лезете? Поняла, что мы – люди простые, и не стала настаивать. Развернулась и ушла.
Школу оканчивает – опять переживания: куда поступит? Долго не мог определиться. А у меня – материнское беспокойство: если уедет, как он там будет один? И материально сложно.
Когда поступил в наш Тувинский госуниверситет, так обрадовалась: сын никуда не уезжает, рядом будет. Полгода проучился, сессия подходит – не стал сдавать: не хочу здесь учиться, хочу в другом городе, в другом вузе. Снова переживания: куда поедет, как?
В результате оказался на Дальнем Востоке.
Теперь всё зависит только от тебя
– Как же вас на Дальний Восток занесло?
– Папа нам туда дорогу проторил, ведь фильм «Дерсу Узала» в 1974 году снимался в тайге близ города Арсеньева. В 2003 году вышла фотокнига «Возвращение Дерсу Узала» – воспоминания жителей города об этих съемках, об Акире Куросаве, Максиме Мунзуке. Руководитель музея «Владивостокская крепость» Наталья Ивановна Полозова, мы ее нашей мамой называем, пригласила нас на ее презентацию.
Мы со Светой загорелись, всякими правдами и неправдами нашли деньги и поехали. Артыша, ему четырнадцать было, с собой взяли. Ему во Владивостоке так понравилось, что когда встал выбор, где изучать востоковедение – в Москве или Владивостоке, сразу выбрал Дальневосточный федеральный университет.
Поехали. Три экзамена: литература, английский, история, ЕГЭ тогда не было. Литературу и английский хорошо сдал, а по истории одного балла не хватило. Я напряглась: что делать? Пошла к педагогу, объяснила нашу ситуацию – мы так издалека приехали. «Набор уже кончился». А потом посмотрел на другого: «Может, возьмешь еще одного? «Ну, ладно, давай» И взяли, но на платное.
Мозги снова кипят: где деньги взять? Звоню в Кызыл. Друзья быстро скинулись, и первый взнос мы заплатили. Сыну очень строго сказала:
«Теперь всё зависит только от тебя. Если будешь учиться так, как в ТГУ, здесь это не пройдет. Тогда пеняй на себя, я больше помогать не буду».
«Мама, всё понял, не подведу».
–Артыш сдержал обещание?
– Еще как! Год проучился, а в начале второго звонит, такой радостный, трубка чуть не разрывается: «Меня за хорошую учебу перевели на бюджетное место!» И я – опять в слезы.
На втором курсе получил еще и специальную разовую стипендию в долларах, от предпринимателя, поддерживающего студентов, изучающих японский язык и культуру. И после этого он ежегодно летом ездил по обмену в Японию. Жил в семьях, совершенствовался в языке.
И после каждой поездки всё больше влюблялся в эту страну. Диплом защитил по японской истории, получил степень бакалавра и тут снова огорошивает: «Мама, я дальше хочу учиться в Японии».
У меня сердце сжалось, а не могу сказать «нет». Хочешь – будешь. Главное – не отступай, решил – действуй без колебаний. Три года он проучился в Токийском колледже мультимедиа, освоил новую специальность – концепт-дизайнер. В багаже знаний – четыре языка: русский, тувинский, английский, японский.
Японская тема
– И всё – он там остается. В прошлом году женился – 31 октября. У меня невестка – японка, Акари Сасагава. Сейчас Артыш оформляет семейную визу, будет там искать работу.
– Надо же: японская тема – лейтмотив вашей семейной истории. Тувинский актер Максим Мунзук и японский режиссер Акира Куросава во время съемок фильма «Дерсу Узала» стали друзьями, из Токио в Кызыл на адрес актера постоянно приходили поздравительные новогодние открытки от режиссера. А внук Максима Монгужуковича нашел в Стране восходящего солнца свою любовь.
– Папа и в Японии побывал – в 1975 году, на премьере фильма «Дерсу Узала» в Токио.
– А вы-то добрались до Японии, Галина Максимовна?
– Добралась, осенью 2014 года. Артыш тогда меня с Акари познакомил, мне она очень понравилась – вежливая, культурная, внимательная, заботливая, всё умеет делать, ничего не боится: надо отвёртку – отвертку возьмет.
И они приезжали ко мне в Кызыл вместе, гостили полтора месяца. Причем, приехали на свои деньги, специально копили, чтобы в Туву полететь. Еще и в Москву съездили. В Японии с подработкой для студентов очень хорошо устроено, так что они учились и работали.
Спрашиваю его: «Сына, неужели я дожила до этого дня, когда ты таким самостоятельным стал?» «Мама, теперь моя очередь: я должен тебе помогать». Теперь я за Артыша спокойна.
Прошедший 2015 год для нашей семьи особенно насыщенным радостными событиями был: младший сын женился, у старшего Аяса вторая дочка родилась – Александра. Так что я уже дважды бабушка: старшей внучке Насте – семь лет.
Богами вам ещё даны
- Бабушка – это слово никак не вяжется с тем, что вы блестяще продемонстрировали 4 декабря 2015 года на своем особенном творческом юбилейном вечере. Кстати, мы можем говорить о вашем возрасте?
– Это не секрет, но я его не подчеркиваю. Кому надо – посчитают.
А этот вечер для меня действительно особенным был. Дело в том, что перерыв произошел: шесть лет на большую сцену не выходила – с 2008 года. Конечно, соскучилась, ведь оно, актерское, вот здесь, внутри, сидит. Но и боялась. После такого перерыва быстро форму теряешь, пришлось заниматься сценической речью. Приобрести – очень трудно, а потерять – мигом.
В прошлом году как раз пошли юбилеи однокурсников-щукинцев. Спрашивают: «Галя, а ты свой творческий вечер делать будешь?» «Но я же уже не в штате театра». «Юбилярам – бесплатно, аренду платить не надо, забивай день». И я в начале года уже зарезервировала четвертое декабря.
Иду из театра домой и чувствую: тук-тук – сердце так сильно начало стучать, щеки покраснели. Снова выйду на сцену! Начала переживать. В какой форме концерт делать? Решила сделать литературную композицию – художественное чтение, это как моноспектакль.
– Опыт моноспектаклей – с единственным исполнителем – уже был?
– С единственным – нет, а с двумя – да. С Зоей Байыр-оол играла в спектакле по пьесе Эдуарда Мижита «Миражи»: три новеллы, в каждой – по две разные роли. С актером из Вологды Всеволодом Чубенко – в спектакле «Укрощение» по шекспировской пьесе «Укрощение строптивой».
Но это – дуэтом. А одной быть на сцене – умереть и не встать, задушиться. Сама себе удивилась: откуда столько силы воли появилось – выйти на сцену одной.
Как год прошел – даже не заметила. Процесс подготовки – самое вкусное. Столько стихов перечитала! Сначала Пушкина, потом за японскую и китайскую поэзию взялась. А всё равно вернулась к Пушкину:
Богами вам еще даны
Златые дни, златые ночи,
И томных дев устремлены
На вас внимательные очи.
Еще читала Маяковского, Цветаеву, сонеты Шекспира. Всё – на русском, без мешанины с тувинским, потому что надо уважать своих зрителей, которые его не понимают. А русским владеют все. И самой понравилось то, что получилось, что преодолела себя, превозмогла. Вот что значит желание.
И мне там не понравилось
– Шестилетний перерыв, о котором вы упомянули, – это время, когда с головой погрузились в политику и власть: сначала были депутатом Верховного Хурала Республики Тыва, затем – членом Совета Федерации Федерального Собрания России.
С чего бы это вас туда занесло? На мой взгляд, эта роль совсем не подходила Галине Мунзук с ее врожденной искренностью и открытостью.
– В точку попали: это моя самая нелюбимая мученическая роль. Сама виновата, просто побоялась отказаться, сказать «нет». Но вытерпела, раз пообещала, хотя это было для меня время самого сильного стресса и разочарования.
Так не люблю об этом говорить. Народный артист СССР Олег Басилашвили о времени своего депутатства сказал так: «Я сходил во власть». А я просто заглянула, и мне там не понравилось.
– Еще вы возглавляли общественный благотворительный фонд «Мама».
– Да, три года. Сейчас там другой председатель, я только в учредителях фонда. Когда там работала, то поняла, что очень трудно поднять людей на общественную деятельность. Всё от лидера зависит, а я не лидер.
Вот в театре лидер – режиссер. А у меня режиссерского видения нет. Одно время сокрушалась на этот счет, спрашивала у Татьяны Леонтьевны Асейкиной: «Почему у меня его нет?» «Девочка моя, да потому что ты – актриса».
Татьяна Леонтьевна преподавала нам в Щуке актерское мастерство. В 2013 году на сорокалетие нашего выпуска в Туву приезжала, мы ее специально пригласили на торжество – она одна из наших московских педагогов до сих пор в добром здравии. Недавно – 26 февраля – восемьдесят лет ей исполнилось.
Она для меня – учитель и друг, до сих пор очень важные советы дает. Строго следит: не теряю ли форму. Когда приезжаю к ней в Москву, первым делом смотрит: не поправилась ли? Даже массажер мне подарила: работай с ним перед зеркалом.
«Небесное зеркало» – спектакль особый
– Вернемся к вашей работе с теми, кого вы называете уникальными людьми: людьми, которые не сдаются инвалидности и живут полноценной жизнью – к спектаклю «Небесное зеркало», премьера которого состоялась 30 января.
– Я там совсем чуть-чуть сделала. Главный вдохновитель и организатор всего – Светлана Максимовна Мунзук. Почему наш фонд «Дерсу Узала» так долго живет? Потому что она – лидер с огромной энергией, умеет увлечь и заинтересовать. Сестра – генератор идей и директор фонда, а я только в его учредителях.
У Светы была задумка: в роли Дамы притворной я должна была на протяжении всего спектакля помогать нашим особенным актерам, если они что-то забудут, растеряются. Но во время репетиций они так все хорошо сами делали, что меня всё сокращали и сокращали, и в результате остался только эпизод в самом начале: в роли Сказочницы вместе с Нинжедмой Хомушку начинаю спектакль, задавая ему тон.
Нинжедмаа Хомушку – ученица четвертой школы, у нее детский церебральный паралич, и девочка уже опытная актриса. Я ее еще по прошлому году знаю, когда готовили с детьми небольшое новогоднее представление. У нее замечательная мама Алимаа Данововна, она во всём дочку поддерживает. Девочка играла свою роль, сидя в коляске, как на троне, и прекрасно справилась с ролью Хозяйки рек. А в прошлом году два мальчика, у них с ножками сложности, у нас танцевали. А один с ходунками ходил и отлично сыграл роль Ежика.
Взрослые в спектакле тоже не подвели – активисты общества слепых Эмма Сазыгбановна Ганаширина, Юрий Сергеевич Ганаширин, Александра Уйнук-ооловна Хертек, Алёна Николаевна Мерзлякова.
А Владимира Вениаминовича Полевича еще со времен работы в театре знаю, он у нас в осветительном цехе работал и радистом был. Но вот как получилось: с возрастом по болезни остался без обеих ног, на коляске передвигается. Недаром в театре работал, голос у него – отличный, профессиональный, все восхищаются тем, как он Чеди-Хаана исполнил.
Жена Володи Лидия Михайловна на всех репетициях с ним была, и на премьере, конечно. Так хорошо всё выучила и прониклась спектаклем, что когда мы его в следующий раз играли, а тетя Шура заболела, Лидочка исполнила за нее роль Сосны.
Одно удовольствие было с такими увлеченными и ответственными людьми работать.
– Я была на премьере в малом театре «Тет-а-тет»: постановка действительно удалась. И вот что особенно понравилось и во время действия, и за кулисами: среди занятых в спектакле не было никакого некорректного деления на инвалидов и неинвалидов. Все дружно делали общее дело – свой спектакль. Как-то очень естественно вам удалось воплотить в жизнь то, что называют «интеграцией инвалидов в общество».
– Это потому, что у театра есть уникальная особенность: он всех объединяет.
В «Небесном зеркале» заняты ребятишки из разных школ Кызыла, а Сергек Сади из девятой нас просто спас. Роль главного героя – Тенекпена – должна была играть девочка, но она перестала ходить на репетиции. Что делать? Нам предложили мальчика, который ходит в театральную студию школы № 9. Сергек очень органично вписался в постановку.
– На постановку этого спектакля Общественный благотворительный фонд «Дерсу Узала» имени Максима Мунзука, выиграв в конкурсе социально ориентированных некоммерческих организаций, получил грант из бюджета Республики Тыва. Сумма – 185 тысяч рублей. Это не так много, но всё же помогло?
– Еще как. Слава богу, деньги были, и смогли заказать хорошие костюмы для исполнителей. А в прошлом году сами со Светой дома шили, как могли. И такси для тех, кто сам по здоровью не мог приезжать на репетиции, тоже смогли оплатить.
Женщина, с которой рядом мужчина
– Через какие очки вы смотрите на мир: прозрачные, черные или розовые?
– Через розовые, до сих пор. Хотя и было много разочарований. Иногда сама над собой смеюсь: «Опять свои розовые очки надела?»
– Главный мужчина вашей жизни?
– У меня главного мужчины нет. Я сама себе главная.
Ну, папа только лишь. У меня такое понятие: мужчина должен быть в полном смысле слова мужчиной, а не просто одно название. У нас папа был такой. Помню, он говорил: «Как я могу что-нибудь заставить делать свою женщину, если она родила мне пятерых детей?» Со Светой всегда мечтали: вот бы нам так повезло, чтобы рядом был такой же настоящий мужчина, как наш папа – на всю жизнь.
– Девичьи мечты чаще всего разбиваются о реальность. Знаю, что и у вас так получилось, хотя Галина Мунзук как истинная актриса пользовалась большим успехом – четыре штампа о браках в паспорте. Если ошиблась, поправьте.
– Поправляю – три брака, три штампа было. А сейчас – ни одного. Живу с гражданским мужем, и штамп мне не важен.
Всё у нас обоюдно. И дети его от первого брака спокойно к нам могут в гости прийти, и мои сыновья с уважением к нему относятся. И я почувствовала себя, наконец, женщиной, которая ничего на себе не таскает, шкафы сама не передвигает, ремонт одна не делает. Женщиной, с которой рядом мужчина.
– Как зовут этого достойного человека?
– Даир Борисович Байыр-оол. Мы давно с ним – уже десятый год. Конечно, поначалу непросто было: сплетни, пересуды.
– Нормальная ситуация – гражданский брак, взрослые люди нашли друг друга. Не понимаю: в честь чего сплетни?
– Ох, да потому что он очень молодой – ровесник моего старшего сына.
– Тогда понятно – сплетницы обзавидовались очередному успеху эффектной женщины. Но вы ведь уже научились не обращать внимания на то, кто и что скажет, а делать так, как считаете нужным и чувствовать себя счастливой?
– Да. Конечно, можно бы и раньше поумнеть, а не стесняться и бояться: кто и что скажет. Это моя жизнь, и живу так, как считаю правильным.
Не хочу стареть и горбить спину
– Что еще хотите успеть в жизни, Галина Максимовна?
– Ой, много. И то, и это.
Хочу в абсолютно новом жанре появиться на столетии мамы. Хочу японский выучить. Уже начала, беру уроки. Пока только слоговая азбука, к иероглифам еще и не подходила. У них сложно: даже у спасибо несколько оттенков – просто спасибо и еще вежливей, и разница – с взрослым человеком почтенного возраста говоришь или с молодым. Но думаю, справлюсь, Артыш говорит, что тувинский и японский очень похожи.
Очень медленно читаю и люблю, чтобы никого не было, только я одна. А это редко бывает, поэтому много недочитанного накопилось. Надо нагонять. Всё, что не дочитала, хочу прочесть. Начинаю учить Сергея Пюрбю – тувинскую классику.
Тренировать надо не только тело, но и мозги.
– А как тело тренируете?
– Утром делаю тибетскую гимнастику в постели, потом – упражнение на пресс. Езжу с мужем на велосипедах. По велосипедной дорожке от парка – двадцать восемь километров туда и назад – это для нас ерунда. И по шестьдесят ездим. В прошлом году сто километров от озера Чагытай до Кызыла спокойно проехали.
До сих пор бегаю. Мне говорят: в твоем возрасте это несолидно. Да кому какое дело: хочу – и бегаю. Говорят: мы уже в возрасте, что ты молодишься до сих пор? Я такие слова пропускаю мимо ушей. У меня такое ощущение, что только начинаю жить.
Так для себя решила: не желаю и не буду раньше времени стареть. Если ты стареешь, у тебя интерес ко всему пропадает. А я хочу продолжать удивляться, любить, мечтать, ездить, летать. Ставить цель, пусть это небольшая планка, добиваться, а потом к следующей идти.
Не хочу стареть и горбить спину,
Я хочу быть вечно молодой,
Руки работящие раскинув,
По земле шагать тропой крутой.
– И до какого уровня вершины, на которую планируете подняться, уже дошагали по своей крутой тропе?
– Чуть выше половины.
Интервью Надежды Антуфьевой с Галиной Мунзук «Как на ладошке» войдёт тридцать четвёртым номером в шестой том книги «Люди Центра Азии», который после выхода в свет в июле 2014 года пятого тома книги продолжает готовить редакция газеты «Центр Азии».
Фото:
1. Галина Мунзук, ее сын Артыш Мунзук и Акари Сасагава, на тот момент еще не жена, а невеста Артыша. Япония, Токио, у входа в ресторан «Акира Куросава». 3 сентября 2014 года.
2. Максим Мунзук и Галина Мунзук – отец и дочь: последний совместный снимок. Кызыл, 1998 год. Фото Виталия Шайфулина из архива газеты «Центр Азии».
3. Галина Мунзук – фотопроба к кинофильму «Костер в белой ночи», в котором она сыграла главную роль Лены. Москва, киностудия имени Максима Горького. 1983 год.
4. «Укрощение» – спектакль на два действующих лица по шекспировской пьесе «Укрощение строптивой». Катарина – Галина Мунзук, Петруччо – Всеволод Чубенко. Кызыл, малая сцена «Тет-а-тет» Тувинского музыкально-драматического театра. 24 апреля 2010 года.
5. Театр объединяет. После премьеры спектакля «Небесное зеркало», поставленного по проекту Общественного благотворительного фонда «Дерсу Узала» имени Максима Мунзука. Слева направо сидят актеры Нинжедмаа Хомушку, Сергек Сади, Владимир Полевич. Стоят актеры Эмма Ганаширина, Галина Мунзук, руководитель фонда Светлана Мунзук, актеры Юрий Ганаширин, Александра Хертек. Кызыл, малая сцена «Тет-а-тет» Национального музыкально-драматического театра Республики Тыва. 30 января 2016 года. Фото Ай-кыс Монгуш.
6. Владимир Полевич, активист общества инвалидов, блистательно вжился в образ сказочного Чеди-Хаана. Премьера спектакля «Небесное зеркало», поставленного по проекту Общественного благотворительного фонда «Дерсу Узала» имени Максима Мунзука. Кызыл, малая сцена «Тет-а-тет» Национального музыкально-драматического театра Республики Тыва. 30 января 2016 года. Фото Ай-кыс Монгуш.
7. В ролях Лиственницы и Сосны – Эмма Ганаширина и Александра Хертек, активистки общества слепых. Премьера спектакля «Небесное зеркало», поставленного по проекту Общественного благотворительного фонда «Дерсу Узала» имени Максима Мунзука. Кызыл, малая сцена «Тет-а-тет» Национального музыкально-драматического театра Республики Тыва. 30 января 2016 года. Фото Ай-кыс Монгуш.
8. Заслуженная артистка России Галина Мунзук – юбилейный творческий вечер в честь шестидесятилетия. Кызыл, Национальный музыкально-драматический театр Республики Тыва. 4 декабря 2015 года. Фото Ирины Качан.
Надежда Антуфьева, antufeva@centerasia.ru